Абстракционизм
Абстракционизм
(фр. аbstractionisme — абстрагирование) — художественное направление в изобразительном искусстве начала ХХ века, основанное на предельном абстрагировании изображаемых объектов и явлений от их природных прообразов. К числу крупнейших представителей этого направления относятся В. Кандинский, П. Клее, С. Делоне и др.
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
Абстракционизм
лат. abstrahere) – 1. формалистическое направление в живописи, основанное В.Кандинским (1910-1914), воплотившееся позднее в основную тенденцию развития других течений изобразительного искусства преимущественно в западной культуре (кубизма, экспрессионизма и т.д.). Абстракционизм, в противоположность реализму, центрированному на изображении смысла конкретных объектов и ситуаций таким, каким они воспринимается в действительности, сосредоточен, в основном, на представлении оторванных от «натуры» сочетаний геометрических форм, причудливых, порой обезображенных, как при аллометаморфопсии, фигур, цветовых точек и пятен с чистыми и смешанными тонами, неестественных переплетений полос, линий неопределенной конфигурации, а также иных символических образов с открыто недекларируемым содержанием. По определению французского историка искусства М.Сейфера, «Всякое искусство, которое по сраведливости следовало бы рассматривать единственно с точки зрения гармонии, композиции, порядка – или же дисгармонии, антикомпозиции, умышленного беспорядка – есть искусство абстрактное». Гармония или дисгармония, судить об этом можно лишь посредством эстетического чувства, но последнее суть не нечто объективное, а прерогатива самого индивида. Различают две группы абстрактной живописи: а) геометрическая абстракция (Малевич, Модриан) и б) абстрактный экспрессионизм, «где нередко произвольные сочетания форм и цветов призваны неким образом выразить чувства, бессознательные эмоции художника...нанесение цвета выступает как ничем не связанный процесс, особенно подчеркивает такую черту абстракции, как «случайность» (Энциклопедия живописи, 1997). Абстакционизм рассматривается как вариант авангардизма. Различные направления формалистического искусства нередко представляют как плоды ничем неограниченной свободы творчества, устремленной в будущее;
2. в психоанализе (гипотетическая реконструкция) – вероятно, что сюжеты таких отвлеченных композиций, обычно лишенные конкретности и какого-то определенного смысла, ассоциированы с чем-то неприемлемым для сознания, скорее всего разрушительным, агрессивным, деморализованным или в чем-то ненормальным, нежели разумным, здоровым и созидательным. Если принять терминологию аналитиков, такие изображения напоминают некую маску запретных импульсов бессознательного, последние только таким образом и проникают в сознание, минуя защитные психологические барьеры Эго. Едва ли случайно, что столь загадочные для сознания человека произведения, аналогичные некоторым сновидениям, называют на выставках не иначе, как «арт-объекты» или им присваивают ничего и никому не говорящие порядковые номера. Знатоки абстракционизма при этом поясняют, что интересующиеся им лица не должны ожидать от арт-объекта чего-то конкретного, реалистичного или воспринимать его фотографией чего-то обыденного, им надлежит принимать такие творения каждый по своему, ощущая глубинные отзвуки своей души, приблизительно также, как клиенты психолога видят отзвуки своего бессознательного в пятнах Роршаха. Возможно, что психоаналитический термин «сублимация» был бы более адекватным именно для такого рода творчества, так как из инстинктных побуждений самих по себе в принципе не может возникать нечто подлинно креативное, возвышенное или благородное, равно как из простейших химических соединений сама собою не может появиться молекула белка или ДНК;
3. тупиковое направление развития изобразительного искусства. Абстрагирование вообще имеет смысл при условии, если оно находится на службе созидательного начала, в противном случае, оно, по выражению Гегеля, превращается в пустую псевдоабстракцию или орудие разрушения сознания. В произведениях абстракционистов, согласно этой точке зрения, не утверждается сколько-нибудь ясной системы ценностных приоритетов и нет, по определению, какой-либо осязаемой просоциальной, гуманистической идеологии. Как заметил кто-то, искусство – это не зеркало, в котором отражается действительность оно есть увеличительное стекло для ее изучения. Сказанное может означать, что у художников данного направления имплицитно действует императивное табу на изображение фундаментальных и самых болевых, кричащих социальных аспектов действительности, или, иными словами, доминирует тот наиболее опасный вариант конформизма, при котором «зомбированным», сильно запрограммированным людям более не нужны открытые запреты власти, эти санкции давно и прочно укоренились во внутренней сущности таких деятелей искусства. Художников-абстракционистов никак нельзя упрекнуть в том, что они являются совестью своего народа и тем более всего человечества. Социальная отстраненность вообще свойственна индивидуализму, когда до проблем других людей и общества атомизированному индивиду нет никакого дела, как нет его и для аутичного, изолированного в своей самости индивида. Идеология абстрактного, десоциализированного творчества сводится, кажется, к одному: искусство существует только ради искусства или, лучше сказать, ради утверждения ценностей определенных слоев общества, которым хотелось бы отвернуться от реальности, не думать о том, каким образом они достигли высокого социального положения и какой трагический финал эту популяцию людей ожидает в будущем. Патографический аспект формалистического искусства включает не только сочетание несовместимых, казалось бы, предельного конформизма, с одной стороны, и крайнего индивидуализма, с другой, его характеризует также необычный, абсурдный, часто нарочито эпатажный художественный стиль деятелей этого направления искусства, как это было свойственно, например, творчеству С. Дали. В сущности говоря, никто толком не разбирается, что именно означает сновидная или надуманная, произвольная символика абстрактных скульптур и полотен, но совершенно очевидно, что она ни у кого не будит глубоких чувств, она никого не потрясает и никуда не зовет, разве что приглашает на прием к психиатру или к возвращению назад, вспять, в пещеры к троглодитам, которые впервые осознали факт существования неких законов в формировании образов восприятия и этим законам поклонялись. До сих пор, как кажется, никому не приходит в голову желание членораздельно разъяснить, например, каков на самом деле смысл или значение «Черного квадрата» К.С.Малевича и есть ли они в этом гениальном творении вообще. Тем не менее вокруг шедевров абстракционизма вот уже столетие бушуют страсти, кипят восторги, их творцам раздают премии, титулы и присваивают бессмертную порой славу, на аукционах объявляются баснословные суммы за продаваемые лоты (до 50-70 млн долларов США и даже более), но вся эта шумиха создается в сущности только для того, чтобы спрятаться куда-нибудь подальше от серьезных проблем современного мира, не имевшего или потерявшего ориентиры своего развития, мира, погруженного, в сознании многих людей, в пучины безумия, в растерянность и хаос, а заодно нажиться на спекуляции, создать иллюзию непреходящей ценности произведений абстракционизма. Создатели арт-объектов, не осознавая может быть того сами, стремятся поддержать социальный status quo, то есть обветшалый и абсолютно не имеющий перспективы мировой порядок, при котором лучшие умы работают на кучку деградирующих от безмерной власти, богатства и алчности людей, и тем самым пытаются сохранить ту затхлую духовную атмосферу, где нормальному человеку становится все труднее дышать, а заодно создать у обывателя обманчивое ощущение непрерывного общественного прогресса. Если не сказать большего – многие такие произведения искусства являются, вероятно, откровенным выражением болезненной социальной идентификации и могут рассматриваться как результат глубокой психологической регрессии или личностной незрелости, если не подлинной патографии;
4. в психопатологии - вариант патологического фантазирования с продуцированием преимущественно геометрических образов и иных символов неопределенного содержания, представляющего малоизученные явления бессознательного, который нередко бывает представлен в патографии пациентов. Вообще говоря психопатология абстрактного искусства, как и других проявлений образного, художественного и литературного творчества, в достаточной степени не разработана. Некоторые пациенты, особенно страдающие шизофренией, обнаруживают в своем творчестве очень сходные или даже идентичные с абстакционизмом патографические творческие тенденции, создавая художественные и литературные тексты, источником которых являются анормальные сновидения, явления ониризма и онейроида, символизация мышления, оторванность от действительности, страх реальности, паранойяльные и бредовые идеи.
2. в психоанализе (гипотетическая реконструкция) – вероятно, что сюжеты таких отвлеченных композиций, обычно лишенные конкретности и какого-то определенного смысла, ассоциированы с чем-то неприемлемым для сознания, скорее всего разрушительным, агрессивным, деморализованным или в чем-то ненормальным, нежели разумным, здоровым и созидательным. Если принять терминологию аналитиков, такие изображения напоминают некую маску запретных импульсов бессознательного, последние только таким образом и проникают в сознание, минуя защитные психологические барьеры Эго. Едва ли случайно, что столь загадочные для сознания человека произведения, аналогичные некоторым сновидениям, называют на выставках не иначе, как «арт-объекты» или им присваивают ничего и никому не говорящие порядковые номера. Знатоки абстракционизма при этом поясняют, что интересующиеся им лица не должны ожидать от арт-объекта чего-то конкретного, реалистичного или воспринимать его фотографией чего-то обыденного, им надлежит принимать такие творения каждый по своему, ощущая глубинные отзвуки своей души, приблизительно также, как клиенты психолога видят отзвуки своего бессознательного в пятнах Роршаха. Возможно, что психоаналитический термин «сублимация» был бы более адекватным именно для такого рода творчества, так как из инстинктных побуждений самих по себе в принципе не может возникать нечто подлинно креативное, возвышенное или благородное, равно как из простейших химических соединений сама собою не может появиться молекула белка или ДНК;
3. тупиковое направление развития изобразительного искусства. Абстрагирование вообще имеет смысл при условии, если оно находится на службе созидательного начала, в противном случае, оно, по выражению Гегеля, превращается в пустую псевдоабстракцию или орудие разрушения сознания. В произведениях абстракционистов, согласно этой точке зрения, не утверждается сколько-нибудь ясной системы ценностных приоритетов и нет, по определению, какой-либо осязаемой просоциальной, гуманистической идеологии. Как заметил кто-то, искусство – это не зеркало, в котором отражается действительность оно есть увеличительное стекло для ее изучения. Сказанное может означать, что у художников данного направления имплицитно действует императивное табу на изображение фундаментальных и самых болевых, кричащих социальных аспектов действительности, или, иными словами, доминирует тот наиболее опасный вариант конформизма, при котором «зомбированным», сильно запрограммированным людям более не нужны открытые запреты власти, эти санкции давно и прочно укоренились во внутренней сущности таких деятелей искусства. Художников-абстракционистов никак нельзя упрекнуть в том, что они являются совестью своего народа и тем более всего человечества. Социальная отстраненность вообще свойственна индивидуализму, когда до проблем других людей и общества атомизированному индивиду нет никакого дела, как нет его и для аутичного, изолированного в своей самости индивида. Идеология абстрактного, десоциализированного творчества сводится, кажется, к одному: искусство существует только ради искусства или, лучше сказать, ради утверждения ценностей определенных слоев общества, которым хотелось бы отвернуться от реальности, не думать о том, каким образом они достигли высокого социального положения и какой трагический финал эту популяцию людей ожидает в будущем. Патографический аспект формалистического искусства включает не только сочетание несовместимых, казалось бы, предельного конформизма, с одной стороны, и крайнего индивидуализма, с другой, его характеризует также необычный, абсурдный, часто нарочито эпатажный художественный стиль деятелей этого направления искусства, как это было свойственно, например, творчеству С. Дали. В сущности говоря, никто толком не разбирается, что именно означает сновидная или надуманная, произвольная символика абстрактных скульптур и полотен, но совершенно очевидно, что она ни у кого не будит глубоких чувств, она никого не потрясает и никуда не зовет, разве что приглашает на прием к психиатру или к возвращению назад, вспять, в пещеры к троглодитам, которые впервые осознали факт существования неких законов в формировании образов восприятия и этим законам поклонялись. До сих пор, как кажется, никому не приходит в голову желание членораздельно разъяснить, например, каков на самом деле смысл или значение «Черного квадрата» К.С.Малевича и есть ли они в этом гениальном творении вообще. Тем не менее вокруг шедевров абстракционизма вот уже столетие бушуют страсти, кипят восторги, их творцам раздают премии, титулы и присваивают бессмертную порой славу, на аукционах объявляются баснословные суммы за продаваемые лоты (до 50-70 млн долларов США и даже более), но вся эта шумиха создается в сущности только для того, чтобы спрятаться куда-нибудь подальше от серьезных проблем современного мира, не имевшего или потерявшего ориентиры своего развития, мира, погруженного, в сознании многих людей, в пучины безумия, в растерянность и хаос, а заодно нажиться на спекуляции, создать иллюзию непреходящей ценности произведений абстракционизма. Создатели арт-объектов, не осознавая может быть того сами, стремятся поддержать социальный status quo, то есть обветшалый и абсолютно не имеющий перспективы мировой порядок, при котором лучшие умы работают на кучку деградирующих от безмерной власти, богатства и алчности людей, и тем самым пытаются сохранить ту затхлую духовную атмосферу, где нормальному человеку становится все труднее дышать, а заодно создать у обывателя обманчивое ощущение непрерывного общественного прогресса. Если не сказать большего – многие такие произведения искусства являются, вероятно, откровенным выражением болезненной социальной идентификации и могут рассматриваться как результат глубокой психологической регрессии или личностной незрелости, если не подлинной патографии;
4. в психопатологии - вариант патологического фантазирования с продуцированием преимущественно геометрических образов и иных символов неопределенного содержания, представляющего малоизученные явления бессознательного, который нередко бывает представлен в патографии пациентов. Вообще говоря психопатология абстрактного искусства, как и других проявлений образного, художественного и литературного творчества, в достаточной степени не разработана. Некоторые пациенты, особенно страдающие шизофренией, обнаруживают в своем творчестве очень сходные или даже идентичные с абстакционизмом патографические творческие тенденции, создавая художественные и литературные тексты, источником которых являются анормальные сновидения, явления ониризма и онейроида, символизация мышления, оторванность от действительности, страх реальности, паранойяльные и бредовые идеи.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012