Вернер Хайнц

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Вернер Хайнц | Werner, Heinz (1890-1964)
Вернер придерживался взгляда на развитие как на продвижение от недифференцированного и неорганизованного состояния к дифференцированному и иерархически организованному.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Вернер Хайнц
(1890–1964) – немецкоамер. психолог, один из крупнейших специалистов по психологии развития, близкий по своим взглядам к Г.Кафке. В. принадлежал к пионерам сравнительной психологии развития. По его мнению, генетический подход может применяться в тех случаях, когда налицо любые изменения в природе. Создатель онтогенетической теории развития, основанной на идее изначальной целесообразности в природе. Провел сравнительный анализ разных направлений эволюции – филогенеза, онтогенеза, микрогенеза, этногенеза, патогенеза и вывел общие законы развития. Все организмы рождаются с минимально развитыми видовыми функциональными структурами, это позволяет им взаимодействовать со средой, благодаря чему происходит развитие. Пока оно благоприятно – все стабильно, если взаимодействие нарушает организм – создается необходимость реорганизации, развития. Организм – это актер, а среда – сцена, вначале взаимодействие определяет среда, сцена, но потом – актер, т.е. организм. Развитие есть переходы от синкретичности к дискретности, от дифузности к отчетливости, от ригидности к гибкости, от лабильности к стабильности. В. различает сенсомоторное, перцептивное и умственное развитие. Примитивным системам не свойственна пластичность, они плохо адаптируются. Новая функция возникает в старой форме и приводит к ее изменению. Примитивные структуры не исчезают, просто уменьшается их роль, но они могут проявиться в неблагоприятных условиях. Для понимания развития необходимо учитывать начальную стадию и возможную высшую стадию данного феномена, это основа для понимания промежуточных форм.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Вернер (Werner) Хайнц
(11.2.1890, Вена - 14.5.1964, Вустер, Массачусетс) - австро-американский психолог, один из крупнейших специалистов по психологии развития, близкий по своим взглядам к Г.Кафке.
Биография. В 1914 г. защитил в Венском университете докторскую диссертацию. В 1926 г. в Гамбурге ему было присвоено звание профессора, с 1933 г. он читал гостевые лекции в различных американских университетах (в Мичигане, 1933, в Кембридже, 1936), с 1944 г. работал в качестве профессора в Бруклине, с 1947 - в университете Кларка в Вустере.
Исследования. Вернер принадлежал к пионерам сравнительной психологии. По его мнению, генетический подход может применяться в тех случаях, когда налицо любые изменения поведения, т.е. в сравнительной, детской, дифференциальной психологии, в патопсихологии и в психологии народов. Развитие всех форм жизни понималось им как осуществление "ортогенетического закона", в соответствии с которым саморазвивающаяся система переходит от состояния относительной размытости, неопределенности и малой дифференцированности к состоянию большей четкости, дифференциации, связи и иерархической интеграции. В силу этого, если речь идет о развитии ребенка, то общество предстает лишь частным фактором, провоцирующим развертывание изначально присущих ребенку, имманентных, психологических структур (Comparative Psychology of Mental Development. N.Y., 1957). Пытался использовать данный закон в кросс-культурных исследованиях, прежде всего в изучении процесса образования понятий. По его мнению, в мышлении как "примитивного" человека, представителя традиционного общества, где нет письменности, так и неполноценного человека или ребенка есть схожие структурные элементы: характерным является недифференцированность, синкретичность мышления, которое осуществляется по типу "комплексов" (отдельные, актуально воспринимаемые и поэтому часто случайные признаки стойко объединяются в единый образ, мышление не отделено от восприятия, эмоций и действий, нет различения субъекта и объекта, используются лишь конкретные способы классификации). При этом, современный человек, в сравнении с "примитивным", позже достигает зрелости, но его интеллектуальное развитие продолжается значительно дольше, а не останавливаясь на ранних этапах. Вернер проводил также исследования развития восприятия и речи, в частности изучал процесс переключения ориентировки детей с формы предмета на его цвет.
Сочинения. Urspunge der Metapher. Lpz., Lpz., 1919;
Grundfragen der Intensitatspsychologie. 1922;
Einfuhrung in die Entwicklungspsychologie. Lpz., 1926;
Das Problem des Empfindens und die Methoden seiner experimentellen Prufung // Z. Psychol. 1930, 114;
Grundfragen der Sprachphysiognomik. Lpz.: Barth, 1932;
Patology of figure-background relation in the child (совм. с Strauss A.A.) // J. of Abnormal and Social Psychol. 1941, 36;
Impairment in thougth processes of brain-injured children (совм. с Strauss A.A.) // Am. J. of Mental Deficiency. 1943, 47;
Sensory-tonic field theory of perception (совм. с Wapner S.) // J. Personality. 1949, 18;
The development approach to cognition: its relevance to the psychological interpretation of anthropological and ethnolinguistic data (совм. с Kaplan B.) // Amer. Anthropologist. 1956, 58, 866-880;
The concept of development from a comparative and organismic point of view // Harris D.B.(Ed.) The Concept of Development, Minneapolis. 1957;
Perceptual Development. 1957;
Symbol Formation (совм. с B.Kaplan). 1963

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000