СОХИН Феликс Алексеевич

Найдено 1 определение
СОХИН Феликс Алексеевич

(1928— 1989) — российский психолог и лингвист, специалист в области теории усвоения языка в дошкольном детстве, создатель концепции лингвистического развития ребенка. Ученик С.Л. Рубинштейна. Зав. лабораторией развития детской речи (1972-1989). Ред. (1956-1957) и зам. гл. ред. (1962—1970) журнала Вопросы психологии ; чл. редкол. журнала Дошкольное воспитание (1980—1989). Награжден орденом Знак Почета (1981), знаком Отличник просвещения СССР (1986). Образование получил в МГУ им. М.В. Ломоносова, окончив отделение психологии философского факультета (1946—1951) и аспирантуру по кафедре психологии (1951 — 1954). В 1955 г. защитил канд. дис. по психологии: Начальные этапы овладения ребенком грамматическим строем языка, выполненную под руководством С.Л. Рубинштейна. Профессиональную деятельность начал в качестве преподавателя психологии в МГПИ иностранных языков (1951 — 1957). Затем работал научным сотрудником сектора психологии Института философии АН СССР (1957-1961). С 1961 г. вся его дальнейшая творческая жизнь была связана с Институтом дошкольного воспитания АПН РСФСР (с 1968 г. -АПН СССР), созданного А.В. Запорожцем. Он занимал должности ученого секретаря ин-та (1961 — 1968); зав. лабораторией подготовки детей к школе (1968—1972), а затем зав. лабораторией развития детской речи (до 1989). В 1989 г. С. подготовил докт. дис: Психолого-педагогические основы развития речи детей дошкольного возраста , которую, к сожалению, не успел защитить. В качестве одноименной монографии эта работа опубликована в 2002 г. В лаборатории под руководством С. проводились исследования, которые теоретически и экспериментально сочетали педагогический, психологический и лингвистический аспекты при решении трех взаимосвязанных проблем: обучение родному языку; обучение русскому языку в национальном детском саду; сравнительное изучение речевого развития нормально слышащих, слабослышащих и глухих дошкольников. В противовес до сих пор еще не преодоленному имитаци-онно-интуитивиетскому подходу к овладению языком (согласно которому язык усваивается прежде всего по подражанию, интуитивно) показано, что в развитии речи ведущими факторами являются формирование языковых обобщений (проявляющихся, например, в словотворчестве), а также развитие элементарного осознания семантических и структурных аспектов языковых явлений, что создает условия для самостоятельных наблюдений детей над языком и речью (включая речь художественную), для саморазвития речи. При этом, в частности, повышается уровень самоконтроля при построении монологического высказывания как основы будущей письменной речи. Под руководством С. были выполнены и защищены 15 кандидатских диссертаций по вопросам психологии и педагогики развития речи дошкольников, направленные на разработку теории усвоения языка в дошкольном детстве (становление фонетической структуры и семантики слова; формирование синтаксиса речи, словообразования и словотворчества, связной речи, творческого рассказывания, осознания языковых явлений; обучение русскому языку в национальном детском саду и Др.). В исследованиях психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников С. выделил три основных направления: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка — фонетического, лексического, грамматического); функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, речевого общения); когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников. Основные теоретические положения, разработанные С, нашли отражение в научных и научно-методических публикациях, под его ред. вышли книги: Развитие речи детей дошкольного возраста, 1978, 1980, 1984; Умственное воспитание детей дошкольного возраста, 1984; Методика обучения русскому языку в национальном детском саду, 1985. С. вошел в психологию детской речи как создатель концепции, в которой центральной является идея о необходимости не только речевого, но и лингвистического развития ребенка. Эти теоретические положения стали основополагающими для целого ряда последовавших диссертационных работ. О. С. Ушакова

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005