СИКОРСКИЙ Иван Алексеевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Сикорский Иван Алексеевич
(1842-1919). Профессор, доктор медицинских наук, выдающийся психиатр России и Украины. В 1869 г. после окончания университета был оставлен в докторантуре, преподавал психиатрию. В 1892 г. стажировался в Петербурге в психиатрической клинике И. М. Балинского. В 1896 г. основал журнал «Вопросы нервно-психической медицины». В 1906 г. организовал в Киеве Лечебно-педагогический институт для умственно отсталых детей. Автор ряда монографий, среди них известные - «Всеобщая психология с физиогномикой» (1904), «Основы теоретической и клинической психиатрии» (1910).

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

СИКОРСКИЙ Иван Алексеевич

(1842-1919) — российский психолог, психиатр и педагог. Д-р медицины (1873), профессор (1881). Основатель Института детской психологии (Фребелевского ин-та, Киев, 1912). Ред. журнала Вопросы нервно-психической медицины (с 1896). Образование получил в Киевском ун-те, после окончания которого (1869) работал в медицинских учреждениях Петербурга. В 1881 г. возглавил кафедру нервных болезней Киевского ун-та. Принимал активное участие в деятельности различных медицинских и педагогических научных съездов и обществ. Круг научных интересов С. был очень широк, он стремился собрать воедино все данные наук о человеке, создать целостное представление о ходе развития ребенка и функционировании человеческой психики в зависимости от деятельности нервной системы, показать взаимодействие интеллектуальной эмоциональной и волевой сфер, обосновать необходимость сочетания умственного, нравственного и эстетического воспитания (Всеобщая психология с физиогномикой, в иллюстрированном изложении, 1912). Сочетая медицинские и педагогические исследования, С. провел первую отечественную экспериментальную работу в области педагогической психологии (О явлениях умственного утомления детей школьного возраста, 1878—1879), что позволило поставить вопрос о построении учебного процесса в соответствии с закономерностями психической деятельности детей. Эта работа в том же году была переведена за рубежом и послужила основой организации аналогичных исследований Э. Крепелиным в Германии и другими исследователями. С. также первым провел систематическое исследование развития ребенка первых лет жизни, показал важнейшее значение раннего детства как фундамента всего дальнейшего психического развития. Проанализировав зарубежный опыт (в первую очередь труды В. Прейера (1841—1897), основателя детской психологии в Германии), приступил к собственным исследованиям детского развития, обобщив результаты наблюдений в книге: Воспитание в возрасте первого детства, (1884). В этой книге он сформулировал те принципиально важные проблемы, изучению которых посвятил последующие годы. Дал конкретное научное обоснование мысли К.Д. Ушинского о принципах построения педагогики как науки, подчеркивал, что основой для научной теории воспитания является комплексное всестороннее изучение ребенка, подчеркивал необходимость не только профессиональной, но и нравственной подготовки воспитателей. Конечную цель воспитания видел в гармоничном развитии личности в трех аспектах — в гармоничном развитии различных сторон психической жизни (ума, чувства, воли), гармоничном сочетании различных сторон воспитательных воздействий (умственных, нравственных, эстетических), гармоничном развитии духа и тела. Основными факторами воспитания считал школу, семью и психологическую медицину. Автор трудов: Задачи нервно-психической гигиены и профилактики, 1887; Об успехах медицины в изучении явлений психического мира, 1889; Сборник научно-литературных статей по вопросам общественной психологии, воспитания и нервно-психической гигиены, т. 1-5, Киев-Харьков, 1899—1900; Психологические основы воспитания и обучения, Киев, 1909; Душа ребенка, Киев, 1911. Л.А. Карпенко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005