ШТЕЙНТАЛЬ Хейман

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ШТЕЙНТАЛЬ (Steinthal) Хейман

(1823— 1899) — немецкий философ, психолог и языковед. Основатель психологического направления в языкознании (лингвистического психологизма). Сооснователь психологии народов. Профессор (с 1863). Создал звукоподражательную теорию происхождения языка. Подчеркивал социальную природу языка и то, что язык является одной из основных форм выражения духа народа. Высоко оценивая роль психических факторов в формировании и развитии языка, распространял эту оценку на другие феномены и сферы социальной жизни. Совместно с М. Ла-царусом организовал и издавал журнал Психология народов и языкознание (1859—1890), в котором излагал идеи о том, что главной силой истории является дух целого (дух народа). Сформулировал проблему и поставил задачу психологического познания сущности народного духа и законов духовной деятельности народа. Считал, что дух целого проявляется в различных формах продуктов культуры: языке, обычаях, искусстве, мифах, религии и т.д., Которые подлежат соответствующим исследованиям. Эти идеи получили значительную известность и оказали влияние на развитие, квалификации и интерпретации психологии народов и психологии масс как нетождественных форм психологической социологии. Автор книг (на нем. яз.): Происхождение языка (1851), Грамматика, логика, психология (1855), Очерк языкознания (1861 — 1871, в 2 тт.) и др. В. И. Овчаренко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

ШТЕЙНТАЛЬ Хейман

1823-1889) - немецкий философ, языковед, получивший широкую известность своими трудами в области языкознания, а также исследованиями отношений между грамматикой, логикой и психологической сущностью языка, один из основателей психологического направления в языкознании, автор звукоподражательной теории происхождения языка. Ш. является виднейшим, наряду с М. Лацарусом (см.) и В. Вундтом (см.), представителем школы "психологии народов" (см.) - одного из первых социально-психологических направлений XIX века. В 1859 году вместе с философом М. Лацарусом основал журнал "Психология народов и языкознание", который издавался до 1890 года. В журнале печатались материалы, связанные с изучением языка, традиций, обычаев и нравов людей, их жизнедеятельностью. Выдвинул идею создания специальной науки, объединяющей историко-филологические исследования с психологическими. Признавая наличие у каждого народа своеобразной культуры, Ш. объяснял это своеобразие первичными психическими связями "духа народа", выражающегося в языке, обычаях и нравах, мифах, религии и народной поэзии. Основную задачу школы психологии народов как науки он видел в том, чтобы психологически понять сущность "духа народа" и выявить законы, по которым протекает духовная деятельность народов. Ш. полагал, что представители одного народа имеют некую специфику, которая накладывает свой отпечаток на физические и духовные особенности этого народа. Наличие у представителей одного народа сходных социально-психологических характеристик он объяснял результатом воздействия одинаковых "телесных влияний" на душу. Психологическое сходство же индивидов, согласно Ш., проявляется в их сознании, понимание природы которого весьма затруднительно. Возможно лишь описание проявлений этого самосознания.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999