Розенталь Роберт

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Розенталь Роберт
род. 1933) — американских психолог. Специалист в области человеческих коммуникаций. Работал в Гарвардском университете. Дал описание эффекта Пигмалиона.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Розенталь (Rosenthal) Роберт
(род. 1933 Гиссен, Германия) - американских психолог.
Биография. В 1956 г. защитил докторскую диссертацию в Колумбийском университете. С 1967 г. - профессор социальной психологии Гарвардского университета.
Исследования. Специалист в области человеческих коммуникаций. Дал описание эффекта Пигмалиона, который заключается в том, что сильное желание экспериментатора добиться от испытуемого того или иного поведения существенно повышает вероятность такого поведения, даже если предпринимаются усилия не допустить никакого влияния на испытуемого. Разработал метод определения восприимчивости к невербальному общению.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

РОЗЕНТАЛЬ (Rosenthal) Роберт

(р. 1933) -американский психолог, специалист в области психологии личности, клинической и социальной психологии, психологии образования, методов оценки и измерения. Дал описание эффекта Пигмалиона. Образование получил в Калифорнийском ун-те в Лос-Анджелесе (бакалавр, 1953; доктор, 1956). Профессиональную деятельность начал в качестве преподавателя ун-та Северной Дакоты (1957—1962) и продолжил в Гарвардском ун-те (профессор социальной психологии с 1967). Был избран президентом Психологической ассоциации Северной Дакоты (1967), был членом Общества экспериментальной социальной психологии, работал как клинический психолог. С 1992 г. — руководитель отдела психологии (Массачусетс). Чл. редкол. десяти ведущих американских психологических журналов. Имеет многочисленные награды, в том числе За выдающийся вклад (Массачусетс, 1979); награда Винера (Манитобский университет, 1979) и др. Наибольший интерес вызвали исследования Р., посвященные роли исполнения прогнозов в быту и в лабораторных условиях. На примере анализа психологических экспериментов с людьми Р. показал сходство полученных результатов с исследованиями исполнения предсказаний в известном деле Умного Ганса (лошади, принадлежавшей мистеру фон Остену). Р. одной группе студентов сообщал, что они будут работать с крысами, обладающими высоким интеллектуальным уровнем, а другой группе говорил, что их крысы плохо обучаются. И хотя на самом деле крысы раздавались наугад, группа с интеллектуальными крысами сообщила о лучших результатах прохождения лабиринта, чем группа с тупыми крысами. Р. назвал этот феномен эффектом Пигмалиона и предположил, что подобный эффект можно наблюдать и в образовании, когда надежды педагогов ненамеренно определяют достижения учащихся, улучшая или ухудшая их. Последующие эксперименты Р. подтвердили это предположение, выявив роль тонкой невербальной коммуникации в отношениях между учителем и учеником, врачом и пациентом, менеджером и исполнителем, психотерапевтом и клиентом, а также между мужчинами и женщинами в небольших трудовых коллективах и малых социальных группах. Для этих экспериментов Р. разработал широко теперь применяемый метод измерения восприимчивости к невербальному общению. Он также анализировал источники артефактов в исследованиях поведения и различных количественных измерительных процедурах. В области анализа данных изучал возможности анализа вариативности, контрастного анализа и метаанализа. Р. автор большого количества трудов, в том числе монографий: Experimenter Effects in Behavioral Research, 1966, 1976; Pygmalion in the Classroom: Teacher Expectation and Pupils (with L. Jacobson), 1968; The Volunteer Subject (with R.R. Rosnow), 1975; Sensitivity to Nonverbal Communication: The PONS Test (with Hall, DiMatteo, Rogers, Archer), 1979; Meta-Analitic Procedures for Social Research, 1984. Л.А. Карпенко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005