Роттер Джулиан

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Роттер Джулиан | Rotter, Julian В. (р. 1916)
Главным научным вкладом Роттера стала разработка теории социального научения, в которой он попытался интегрировать две мощных традиции в психологии - стимульно-реактивные теории (или теории подкрепления) и когнитивные теории (или теории поля).

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Роттер (Rotter) Джулиан

(род. 1916, Нью-Йорк) - американский психолог.
Биография. Изучал химию в Бруклинском колледже. В это время познакомился с А.Адлером и переключился на психологию. В 1941 г. получил степень доктора философии в университете штата Индиана. Работал в государственной психиатрической больнице штата Коннектикут. Во время войны работал психологом в армии США. После ее окончания преподавал в университете штата Огайо. С 1963 г. профессор в Коннектикутском университете.
Исследования. Разрабатывал теорию социального научения. Занимался проблемами психологической диагностики личности. Создал теорию локус контроля и методику для его диагностики.
Сочинения. Generalized Expectancies for Internal versus Exterrnal Control of Reinforcement. 1966

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

РОТТЕР (Rotter) Джулиан

(р. 1916) -американский психолог, специалист в области клинической психологии, психологии здоровья, психологии личности, социальной психологии, теории социального научения. Образование получил в Бруклинском колледже (бакалавр по химии, 1937), ун-те Айовы (магистр, 1938), и Индианском ун-те (д-р философии, 1941). Во время Второй мировой войны служил в качестве военного психолога. После войны присоединился к Джорджу Келли в ун-те Огайо (1945—1963), после чего был приглашен на должность профессора в Коннектикутский ун-т. В 1968 г. получил награду подразделения клинической и патологической психологии АРА: За выдающийся вклад в науку и профессионализм в клинической психологии. В 1969 г. Р. — президент отделения личностной и социальной психологии АРА, в 1970 г. — президент отделения клинической психологии АРА. С 1974 по 1977 г. состоял в совете АРА. В 1976—1977 гг. Президент Управления по охране окружающей среды. Был редактором-консультантом: Journal of Applied Psychology, Journal of Abnormal and Social Psychology, Psychological Bulletin. P. наиболее известен как теоретик социального научения. Полагал, что существуют индивидуальные различия, которые зависят от того, на кого люди возлагают ответственность за происходящее с ними. Ввел понятие ожидание , т.е. уверенности или субъективной вероятности того, что определенное поведение людей в данной психологической ситуации будет каким-то образом подкреплено. В этой связи Р. выделил два типа людей: среди первых те, кто уверен, что сможет проконтролировать и повлиять на получаемые подкрепления — это люди с интернальным (внутренним) ло-кусом контроля (интерналы); среди других те, кто считает, что подкрепления — дело случая или судьбы — это люди с эк-стернальным (внешним) локусом контроля (экстерналы). Р. разработал Шкалу интернальности-экстернальности (1966) для измерения этих индивидуальных различий. Экспериментально ему удалось показать, что экстерналы более беспомощны, у них более слабая мотивация, они более склонны к конформизму. Наиболее оптимальным является внутренне-внешний локус контроля, такие люди обладают относительной стабильностью; было опровергнуто мнение, что интерналы обладают меньшей адаптивностью, это оказалось не так. Р. разработал также ряд личностных опросников: Градация устремленности , Бланки незаконченных предложений, Шкала межличностного доверия. Основные труды: Social learning and clinical psychology, 1954; Clinical psychology, 1964; Personality, 1975; The development and applications of social learning theory: selected papers, 1982. СВ. Ильина, Л.А. Карпенко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

Похожие термины:

  • Роттер Джулиан Бернард

    род. 1916, Нью–Йорк) — американский психолог. С 1963 г. профессор в Коннектикутском университете. Разрабатывал теорию социального научения. Создал методику по определению локус–контроля.
  • РОТТЕР ЮЛИАН (ДЖУЛИАН)

    (RotterJulian)(р.1916)-американский психолог когнитивистского направления, одним из первых применивший понятие и теорию социального научения, а также когнитивный подход в бихевиоризме. С его именем связа