РОСТУНОВ Александр Тимофеевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

РОСТУНОВ Александр Тимофеевич

(р. 1920) — белорусский психолог, специалист в области инженерной психологии и психологии труда. Д-р психологических наук (1983), профессор (1988). Закончил Военную академию артиллерийской радиолокации. В настоящее время заведует отделом Национального института образования Республики Беларусь. Научная деятельность Р. связана с проблемами формирования профессиональной пригодности специалистов операторского профиля к деятельности в обычных и экстремальных условиях. Методологически исходным является положение о том, что системно-образующий характер процесса профессионализации обусловливается закономерностями трудовой деятельности, которая, будучи социальной по природе, зависит от способностей личности, от возможностей развития и компенсации профессионально важных свойств. Определяющим признаком профессиональной пригодности человека являются его способности к выполнению какой-либо деятельности или нескольких дея-тельностей, к открытию и созданию новых ее типов. В качестве условий формирования профессиональной пригодности выделяются: соответствующая мотивация, структура качеств личности, сочетание сенсорных, мнемических, логических, эмоционально-волевых и других компонентов психики, своеобразно преломляющихся и развивающихся в конкретных видах деятельности человека. Процесс формирования профессиональной пригодности рассматривается Р. как система, включающая в свой состав 4 функционально взаимосвязанные подсистемы: профориентация, профотбор, профподготовка, профадапта-ция. Каждая из указанных подсистем, в свою очередь, имеет несколько подсистем (блоков) более низкого ранга, обеспечивающих функционирование как соответствующей подсистемы, так и системы в целом. Основой построения системы формирования профпригодности специалиста выступает психологический анализ и прогнозирование деятельности как условия обеспечения функционирования подсистем. Р. автор трудов: Формирование профессиональной пригодности будущих офицеров, 1982, Формирование профессиональной пригодности, 1984. Специальный блок работ посвящен проблемам профориентации молодежи и ее психологической подготовки к трудовой деятельности: Ориентация школьников на военные профессии , 1984; Военно-профессиональная ориентация молодежи, 1988; Психологическая подготовка школьников к труду и выбору профессии, 1995. Р. И. Водейко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

РОСТУНОВ Александр Тимофеевич
(1920 г. – 1996 г.) Родился в 1920 г. в семье крестьянина (с. Татьево Оленинского р-на Тверской обл.). Был участником Великой Отечественной войны. Закончил Военную академию артиллерийской радиолокации. Проходил службу в советских и польских военно-учебных заведениях. С 1955 г. по 1986 г. одновременно с педагогической деятельностью занимался научно-исследовательской работой в Минском высшем инженерном зенитно-ракетном училище ПВО. В 1975 г. защитил кандидатскую, а в 1982 г. – докторскую диссертацию. Профессор (1988). Заслуги А. Т. Ростунова отмечены орденами Красного Знамени, Красной Звезды, «За службу Родине в ВС СССР» III ст., «Золотым Крестом заслуги», нагрудным знаком Министерства высшего и среднего образования СССР «Отличник высшей школы», 30 медалями. После окончания службы в армии работал в качестве старшего научного сотрудника училища, заведующего отделом трудового обучения и профориентации Научно-исследовательского института педагогики Министерства образования БССР и Национального института образования Республики Беларусь. Возглавлял Минскую секцию Белорусского отделения Академии акмеологических наук. Научная деятельность связана с проблемами формирования профессиональной пригодности специалистов операторского профиля к деятельности в обычных и экстремальных условиях. В качестве методологической основы им выдвинуто положение о том, что системно-образующий характер процесса профессионализации определяется закономерностями служебной (трудовой) деятельности, которая, являясь социальной по природе, зависит от способностей личности, от возможностей развития и компенсации профессионально важных свойств. Важнейшим признаком профессиональной пригодности человека являются его способности к выполнению какой-либо деятельности или нескольких деятельностей, к открытию и созданию новых ее типов. Центральными условиями формирования профессиональной пригодности являются: мотивация, структура качеств личности, сочетание сенсорных, мнемических, логических, эмоционально-волевых и других компонентов психики, преломляющихся и развивающихся в конкретных видах деятельности человека. Процесс формирования профессиональной пригодности рассматривается как система, включающая в свой состав функционально взаимосвязанные подсистемы: 1) профориентация, 2) профотбор, 3) профподготовка, 4) профадаптация. Эти подсистемы в свою очередь включают подсистемы более низкого ранга. Подготовил более 130 научных работ. Основные публикации: «Формирование профессиональной пригодности будущих офицеров», 1982; «Формирование профессиональной пригодности», 1984; «Ориентация школьников на военные профессии», 1984; «Военнопрофессиональная ориентация молодежи», 1988; «Психологическая подготовка школьников к труду и выбору профессии», 1995.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.