Примак Дэвид

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Примак (Premack) Дэвид

(род.1926, Абердин), американский зоопсихолог.
Биография. В 1955 г. защитил докторскую диссертацию в Миннесотском университете. С 1953 г. - профессор Пенсильванского университета.
Исследования. Работая в Пенсильванском университете над проблемами обусловливания и подкрепления, выдвинул теорию о "преобладающей реакции": любая доминирующая реакция способна играть роль подкрепления для предшествующей более слабой, и, следовательно, поведенческие акты, для того чтобы служить подкреплением, не обязательно должны приходится на конец цепи поведенческих актов (Toward empirical behavior laws: Positive reinforcement // Psychol. Rev. 1959, № 66,p. 219-233). Наиболее известны его эксперименты с обучением шимпанзе Сары использованию знаков. Несколько ранее супругам Р. и Б.Гарднерам удалось обучить шимпанзе сложной системе знаков, которыми пользуются немые в Америке. Примак же в качестве "слов" использовал пластмассовые символы, которые обезьяна должна была выкладывать на специальной магнитной доске, при этом ею было усвоено около 130 знаков, при помощи которых могли быть составлены достаточно сложные последовательности ("фразы") (Language in chimpance? // Science. 1971, 172, p. 808-822). Элементы этой методики были разработаны еще в 1930-х гг. Н.Н.Ладыгиной-Котс.
Сочинения. Language and intelligence in ape and man // American Scientist. 1976, № 64, p. 674-683.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ПРИМАК (Premack) Дэвид

(р. 1926) -американский зоопсихолог, специалист в области психологии развития, психофизиологии и сравнительной психологии, теоретической и экспериментальной психологии. Ред. и консультант семи научных журналов. Окончил Миннесот-ский ун-т (бакалавр, 1949; магистр, 1951; доктор, 1955). Работал в Пенсильванском ун-те над проблемами обусловливания и подкрепления, выдвинул теорию о преобладающей реакции: любая доминирующая реакция способна играть роль подкрепления для предшествующей более слабой, и следовательно, поведенческие акты, для того чтобы служить подкреплением, не обязательно должны приходиться на конец цепи поведенческих актов (Toward empirical behavior laws: Positive reinforcement , Psychol. Rev., 1959, 66). Наиболее известны его эксперименты с обучением шимпанзе Сары использованию знаков. Несколько ранее супругам Р. и Б. Гарднерам удалось обучить шимпанзе сложной системе знаков, которыми пользуются немые в Америке. П. же в качестве слов использовал пластмассовые символы, которые обезьяна должна была выкладывать на специальной магнитной Доске, при этом ею было усвоено около 130 знаков, при помощи которых могли быть составлены достаточно сложные последовательности (фразы). (Language in chimpance?, Science, 1971, 172,). Элементы этой методики были разработаны еще в 1930-х гг. Н.Н. Ладыгиной-Коте. Одно из величайших достижений Сары было использование предложений с условной связью (Если Сара возьмет яблоко, Мэри даст ей конфету). П. указывал, что намерение является не менее кардинальной концепцией в философии, чем язык— после чего остается лишь один шаг до вопроса, существует ли у шимпанзе теория сознания? И еще глобальный вопрос: существуют ли пределы познания сознания, если мы не можем подвергнуть это сознание допросу? Этому посвящена книга П.: Gavagai! Or the Future History of the Animal Language Controversy, 1985. JI.A. Карпенко, И.М. Кондаков

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005