Прейер Тьерри Вильям

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Прейер (Preyer) Тьерри Вильям

(1841 - 1897) - немецкий физиолог, психолог, специалист по проблемам детской психологии.
Исследования. Занимался широким кругом вопросов общей биологии, биохимии, биофизики, эмбриологии, психофизиологии органов чувств, психотерапии. Развивал идеи Ч.Дарвина. В противоположность ассоциативной психологии отстаивал идею о важной роли наследственности в развитии ребенка. В книге "Душа ребенка. 1881" обобщил опыт многолетних наблюдений за развитием ребенка, которые проводились не менее трех раз в день. Первая часть этой книги была переведена на русский язык в 1891 г. профессором Киевского университета И.А.Сикорским. Она требовала высокого уровня психологических и физиологических знаний, поэтому позже Прайером было написано введение в нее под названием "Духовное развитие в первом детстве", где было дано руководство для родителей по проведению наблюдения за развитием детей с момента их рождения (переведено на русский язык П.Ф.Каптеревым в 1894 г.).

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Прейер Тьерри Вильям

Прейер (Ргеуег) Вильгельм Тьерри (1841 — 1897) — немецкий биолог, физиолог, психолог. Основатель детской психологии. Последователь Ч. Дарвина. Учился в Боннском и Парижском ун-тах. Профессиональную деятельность в качестве преподавателя начал в Боннском ун-те (1865). Читал лекции в Йенском (1866— 1888) и Берлинском (1888-1893) ун-тах. Был одним из ред. немецкого Журнала психологии и физиологии органов чувств. Занимался широким кругом вопросов общей биологии, эмбриологии, психофизиологии органов чувств, психологии и психотерапии. Отстаивал идею о важной роли наследственности в развитии ребенка. Своей наиболее известной книгой Душа ребенка (Die Seele des Kindes, 1882; в рус. пер. под ред. В. Динзе, 1912) положил начало систематическим исследованиям психологии ребенка первых лет жизни (от рождения до трех лет). Наблюдая за своим новорожденным сыном, П. ежедневно, трижды в день, фиксировал развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Исследования за развитием детей велись, конечно, задолго до появления книги П., но его достижением и приоритетом является, во-первых, исследование самого раннего периода детства, а во-вторых, введение в детскую психологию метода объективного наблюдения (по аналогии с объективными методами естественных наук) и метода монографического описания(дневниковый метод). Несмотря на ошибочные с точки зрения современной психологии, представления П. о психическом развитии как частном варианте биологического, его исследования имели большое значение как для понимания закономерностей физического и психического развития детей, так и для научного обоснования воспитательного педагогического процесса. Исследования П. ознаменовали в научной психологии переход от интроспективного метода исследования психики ребенка к объективному, что высоко было оценено российскими учеными — И.А. Сикорским, П.Ф. Каптеревым, Н.Н. Ланге, В.М. Бехтеревым. Получил дальнейшее развитие в России и монографический метод, когда в одном наблюдателе совмещались родитель и ученый (например, дневниковое фиксирование наблюдений А.Ф. Левонев-ским, 1914; Н.Н. Ладыгиной-Коте, 1935; Н.А. Менчинской, 1948; А.Н. Гвоздевым, 1949; B.C. Мухиной, 1969 и др.). В рус. пер. изданы монографии П.: Пять чувств человека , М., 1873; О причине сна, М., 1877; Психологическая азбука, 1877; Элементы общей физиологии, СПб., 1884. Л.А. Карпенко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005