ПОТЕБНЯ Александр Афанасьевич

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Потебня Александр Афанасьевич
(1835—1891) — украинский и русский ученый, филолог–славист, этнопсихолог. Создатель учения «О внутренней форме слова», теории психологии искусства. Применив эволюционно–генетический подход к решению проблемы природы мышления и речи и их взаимосвязи, П. исследовал процессы возникновения художественного образа, значение воображения и мышления в переработке впечатлений, содержащихся в психологическом опыте творца, а также роль языка как основы всей творческой деятельности человека. Проанализировал процесс художественного творчества на всех его этапах — от замысла к созданпию целостного произведения и его восприятия. Благодаря работам П. в отечественную психологию искусства вошло понимание художественного восприятия как процесса «сотворчества. Идеи П.стали основой теории и психологии творчества. (Эстетика и поэтика», 1976)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

ПОТЕБНЯ АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВИЧ
(1835-1891)-лингвист, внесший заметный вклад в развитие российской психолингивистики и психологии речи. Один из первых в России, кто призывал к использованию анализа языка и культурно-исторического метода в изучении психики человека. П.А.А. заложил основы отечественной этнопсихологии, занимаясь поиском закономерностей влияния языка и культуры на психологию отдельных людей и на народа в целом. Овладение языком, по его мнению, ведет к осознанию нравственных и эстетических идеалов, заложенных в культуре, где соответствующий язык возник и развивался. Человек, по мнению П.А.А., отличается от животного тем, что владеет знаковыми системами и орудиями. Именно применение орудий (знаков) делает человека культурным, в отличие от дикаря. Сознание и самосознание также являются продуктами языка, причем сознание возникает раньше, чем самосознание (рефлексия). Психическое развитие культурного человека происходит путем присвоения внешних общественных знаний, норм, традиций, идеалов, которые составляют культуру данного народа, отражены в языке и, переходя из внешнего во внутренний план, формируют основы психики человека. Рассматривая слово как понятие, П.А.А. вводит представлениеотакназываемой«внутреннейформеслова», которая самым тесным образом соединена с мыслью. Все эти идеи были активно использованы и развиты далее Л.С. Выготским в созданной им культурно-исторической теории происхождения и развития высших психических функций.
Соч.:Слово и миф. М., 1989. См. Выготский Лев Семенович, психолингвистика.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПОТЕБНЯ Александр Афанасьевич

1831-1891) - украинский и русский филолог-славянист, член-корреспондент Петербургской АН (1875), разрабатывавший вопросы теории фольклора, этнографии, языкознания и этнопсихологии. В отличие от исследований других русских ученых, предметом изучения которых был в целом национальный характер, описание национальной психологии представителей той или иной этнической общности, П. стремился раскрыть и обозначить механизмы формирования этнопсихологической специфики. Его фундаментальный труд "Мысль и язык" (1878), а также статьи "Язык народов" и "О национализме" содержат глубокие и новаторские идеи и наблюдения, позволяющие понять природу и специфику проявления интеллектуально-познавательных национально-психологических особенностей. По мнению П., главным не только этнодифференцирующим, но и этноформирующим признаком любого этноса является язык. Все существующие в мире языки роднят два свойства - звуковая "членораздельность" и то, что все они есть системы символов, служащих выражению мысли. Все остальные их характеристики этно-своеобразны и главная среди них - система приемов мышления, воплощенная в языке. П. считал, что язык -не есть средство обозначения уже готовой мысли. Если бы это было так, было бы неважно, какой язык использовать, они были бы легко взаимозаменяемы. Но этого не происходит, потому что функция языка, согласно П., - не обозначать уже готовую мысль, а творить ее. При этом представители разных народов посредством национальных языков формируют мысль своим, отличным от других способом. Развивая в последующем свои положения, П. пришел к целому ряду важных выводов: а) утрата народом своего языка равносильна его денационализации; б) представители разных национальностей не всегда могут наладить адекватное взаимопонимание, т. к. существуют специфичные особенности и механизмы межэтнического общения, которые должны учитывать мышление всех сторон общающихся людей; в) культура и образование развивают и закрепляют этноспецифические характеристики представителей тех или иных народов, а не нивелируют их. За исследования и заслуги П. в области этнопсихологии Русское Географическое общество наградило его в 1891 году высшей своей наградой - Золотой Константиновской медалью. Многие идеи П. не утратили своего значения и сегодня.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

ПОТЕБНЯ Александр Афанасьевич

(1835—1891) — украинский и русский ученый, филолог-славист, этнопсихолог. Создатель учения О внутренней форме слова, теории психологии искусства. Д-р филологии (1874), профессор (1875). Чл.-кор. Петербургской Академии наук (1877). За научную деятельность удостоен полной Ломоносовской премии (1875), золотой Уваровской (1878 ) и золотой Константи-новской (1891) медалей. Имя П. присвоено Киевскому ин-ту языковедения. Окончил Харьковский ун-т (1856). В 1860 г. защитил там магистерскую дис: О некоторых символах в славянской народной поэзии и начал свою преподавательскую деятельность. В 1874 г. защищаетдокт. дис, посвященную главным образом синтаксическим проблемам — анализу понятий слова, грамматической формы, грамматической категории и др. (Из записок по русской грамматике, т. 1-2, 1874; т.З, 1899; т.4, 1941). С 1875 г-профессор Харьковского ун-та. Разрабатывал психологическое направление в отечественном языкознании и литературоведении; сторонник этнопсихологии как самостоятельной науки, изучающей высшие духовные образования (речь, мышление, сознание, самосознание и т.п.). Подвергнув истори-ко-психологическому анализу многие древние и современные ему языки, П. раскрыл их знаково-образную природу (учение о внутренней форме слова), в которой зафиксировано духовное развитие человечества. Исследуя психологическую природу языка, отношение мысли к слову, вскрыл историчность человеческой психики, главный механизм формирования и развития которой видел в присвоении практической и теоретической деятельности в формах языка и культуры. Одним из первых в отечественной науке поставил на почву точного фактологического исследования разработку вопросов истории мышления в его связи с языком, выдвинул и обосновал положение о единстве сознания и языка (Мысль и язык, 1862, 1926). На основе изучения языкового сознания русского народа попытался раскрыть этапы исторического становления и смены форм человеческого мышления (мифологического, научного или прозаического и поэтического). П. обосновывает положение о том. что в истории создания и развития языка отражен процесс становления психики человека вообще и конкретной личности в частности. Развитие сознания человека он связывал с историческим развитием самого человека, считая, что сознание зарождается на определенной ступени развития психики и первой клеточкой его является слово. Разрабатывал учение о роли языка в психической деятельности, указав, что с появлением слова в психике возникает ядро, вокруг которого кристаллизуются чувственные данные. В этом — принципиальное различие становления психики человека по сравнению с психикой животных. Применив эволюци-онно-генетический подход к решению проблемы природы мышления и речи и их взаимосвязи, П. исследовал процессы возникновения художественного образа, значение воображения и мышления в переработке впечатлений, содержащихся в психологическом опыте творца, а также роль языка как основы всей творческой деятельности человека. Проанализировал процесс художественного творчества на всех его этапах — от замысла к созданию целостного произведения и его последующему восприятию. Благодаря работам П. в отечественную психологию искусства вошло понимание художественного восприятия как процесса сотворчества. Идеи П. стали основой теории и психологии творчества, получили развитие в трудах его последователей и учеников (Д.Н. Овсянико-Куликовский, В.И. Хар-циев, Б. А. Лезин и др.), представителей так называемой Харьковской психологической школы. Кроме указанных выше, автор трудов: Из записок по русской грамматике, переиздано в 1958—1977 гг.; Из записок по теории словесности / Поэзия и проза. Тропы и фигуры. Мышление поэтическое и мифическое , 1905; Основы поэтики / Вопросы теории и психологии творчества ,1910; Излекций по теории словесности , 1930; Эстетика и поэтика, избр. труды А.А. Потебни, 1976. С.А. Мацейкив

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005