ПОНОМАРЕНКО Владимир Александрович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПОНОМАРЕНКО ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
(р. 1933)-психолог, специалист в области авиационнойикосмическойпсихологии. Основнаятемаисследования-надежность человека в опасной для него среде обитания. П.В.А.-создатель уникальной комплексной системы развития профессионально важных качеств летчиков и космонавтов.
Соч.:Профессия-летчик: психологические аспекты (совместно с В.В. Лапой). М., 1985; Готовность к деятельности в напряженных ситуациях (в соавт.). Минск, 1985; Психология жизни и труда летчика. М., 1992; Проектирование диалога «оператор-ЭВМ»: психологические аспекты (в соавт.). М., 1993; Практическая психология. Проблемы безопасности летного труда (совместно с Н.Д. Заваловой). М., 1994; Психология духовности. М., 1998.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПОНОМАРЕНКО Владимир Александрович

(р. 1933) — российский психолог, врач, специалист в области психологических проблем авиационной и космической медицины, психологии здоровья, экстремальной психологии. Один из авторов концепции человеческого фактора при обеспечении надежности летчика в аварийных ситуациях; автор концепции профессионального здоровья. Д-р меди-цинских наук (1974), профессор психологии труда (1980). Чл. Президиума Общества психологов (1982—1992). Чл.-кор. АПН СССР (1988), д. чл. АПН СССР (1990). Д. чл. РАО (1993). Гл. ред. журнала Вестник Международной академии проблем человека в авиации и космонавтике (с1988), чл. редкол. жур. Иностранная психология (с 1993). Научная и практическая деятельность П. отмечена тремя боевыми орденами, орденом маршала Г.К. Жукова (1992), многими медалями, Государственной премией Совета министров СССР за разработку средств медицинского обеспечения безопасности полета (1988). В 1956 г. закончил военно-медицинский фак-т Саратовского медицинского ин-та по специальности авиационная медицина. В течение шести лет работал врачом авиационного полка. В 1965 г. окончил аспирантуру НИИ авиационной и космической медицины, где впоследствии проработал 27 лет, пройдя путь от аспиранта до руководителя этого института (1988-1993). С 1993 по наст. вр. -гл.н.с. Государственного НИИ военной медицины и профессор кафедры восстановительной медицины Медицинской академии им. И.М. Сеченова. Основными направлениями научной деятельности П. является разработка проблем психофизиологии профессиональной деятельности и обучения человека в авиакосмических системах. Применение системного подхода в авиационной психологии позволило сформулировать основные методологические и методические принципы инженерно-психологических авиакосмических исследований и оценки деятельности в системах летчик—самолет, космонавт—космический корабль (Методы инженерно-психологических исследований в авиации , 1975; Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике, 1978). Исследуя деятельность оператора, П. выдвигает концепцию о регулирующей функции психического образа в деятельности, ставшую основой решения ряда практических задач профессиональной подготовки и проектирования технических средств обучения (Образ в системе психической регуляции деятельности, в соавт. с Б.Ф. Ломовым и Н.Д. Заваловой, 1986). Формирование образа полета выступает в качестве важнейшего условия регуляции сложных поведенческих актов человека, управляющего подвижными объектами. Это позволило выдвинуть новые принципы построения систем отображения информации индикаторов пространственного положения, рационализировать формы и виды представления информации на экранных индикаторах. На этой же основе осуществляется перестройка методики летного обучения. П. разрабатывает принципы, методы и средства воспитания личности профессионала, подготовки его к деятельности в экстремальных условиях. Тем самым заложены основы теории опасных профессий. С этим же связана постановка проблемы психологической надежности профессионала в особых и экстремальных условиях деятельности. Исследование поведения человека в реальных аварийных ситуациях позволило на основе концепции личностного и человеческого фактора вскрыть причины ошибок функционирования, выделить главные психофизиологические факторы, определяющие успешность действий и на этой основе разработать систему специальной подготовки, направленной на формирование психологической готовности к деятельности в трудных ситуациях. Предложен метод опорных точек , позволяющий формировать у профессионала необходимую систему представлений об условиях деятельности, ее предмете и средствах. Созданы тренажерные комплексы, внедренные в практику профобучения. Другим важным направлением научной деятельности П. является разработка концепции профессионального здоровья, на основе которой была создана общенациональная концепция охраны здоровья здорового человека, утвержденная МЗ РФ (2002). П. автор и гл. ред. монографий: Практическая психология, М., 1994; Страна авиация: белое и черное, М., 1995; Авиация. Человек. Дух, М., 2000; Созидательная психология. Избр. психол. труды, М., 2000; Размышления о здоровье, М., 2001. Создано шесть учебных кинофильмов: Психологический курс обучения курсанта и летного состава. Л.А. Карпенко, В.А. Кольцова

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

ПОНОМАРЕНКО Владимир Александрович
Родился 3 января 1933 г. в г. Мелитополе. В 1950 г. окончил 10 классов школы рабочей молодежи. В 1950 г. поступил во Второй медицинский институт в г. Москве. В 1954 г. был призван в армию и направлен на Военномедицинский факультет при Саратовском мед. институте. С 1956 г. по 1962 г. служил в авиации войск ПВО на различных должностях. В 1962 г. подготовил кандидатскую диссертацию по теме: «Роль личного фактора в аварийных ситуациях с благополучным исходом», и защитил ее в 1965 г. В 1962 г. по 1965 г. проходил службу в адъюнктуре Государственного научно-исследовательского испытательного института авиационнокосмической медицины. Одновременно был участником разработки научных тем, касающихся проблем инженерной психологии, психофизиологии летного труда, медико-биологической подготовки космонавтов (полеты с выходом в открытый космос А. Леонова, Г. Берегового, лунная программа, программа «Буран».). Проводил сложные испытания по изучению воздействия экстремальных факторов различной природы, в том числе и на себе (18-летний стаж летно-испытательно-исследовательской работы на самолетах III–IV поколения). В 1965 г. после защиты кандидатской диссертации (спецтема) и был назначен начальником лаборатории по исследованиям поведения экипажей в условиях отказа техники и разработки методов психофизиологической подготовки. В 1970 г. становится начальником отдела инженерной психологии, в 1974 г. защитил докторскую диссертацию, в 1976 г. присвоено звание профессора психологии труда, в 1990 г. – академик Российской академии образования, 2004 г. – заслуженный деятель науки, 2002 г. – лауреат премии Правительства РФ, 2005 г. – лаурет премии С. Л. Рубинштейна РАН, 2006 г. – лауреат золотой медали РАО, 2007 г. – лауреат Минздрава в номинации «Призвание» – лучший врач России 2008 г. С 1984 г. по 1993 г. – заместитель начальника ГосНИИИ авиационной и космической медицины, начальник этого института. Награжден орденами «Красная Звезда», «За службу Отечеству» II, III степеней. Основные направления работ: – разработка теории человеческого фактора в приложении к безопасности полета, проектирования и создания авиационно-космической техники. – разработка теорий «активного оператора», «образа полета», «психологии опасных профессий», «психологии духовности профессионала». Все теории нашли практическое приложение при создании и испытании военной и авиационной техники, тренажеров, при разработке психофизиологических тренировок по повышению надежности действий в экстремальной подготовке, психологическом отборе и формировании профессионально важных качеств. Разработка теории профессионального здоровья нашла свое отражение в национальной концепции Минсоцздрава РФ «Здоровье здорового человека», в системах реабилитации после перенесенных психотравм боевого стресса, обосновании новой дисциплины «Восстановительная медицина». С 1992 г. – он профессор кафедры восстановительной медицины (Медицинской академии им. И. М. Сеченова). Создал новое научное направление – военное психофизиологическое, эргономическое сопровождение военной авиационной техники с учетом человеческого фактора с разработкой специальных исследовательских компьютерных стендов и самолетов – лабораторий. Опубликовал лично и в соавторстве более 500 работ, 20 монографий, 6 учебных кинофильмов в серии «Психология летного труда», более 50 пособий. Основные авторские монографии: «Практическая психология», 1994; «Страна Авиация: белое и черное», 1995; «Психология духовности профессионала. Русский врач», 1997; «Авиация. Человек. Дух», 1998; «Созидательная психология», 2000; «В слове – позиция», 2004; «Психология человеческого фактора в опасной профессии», 2006; «Безопасность полета – боль авиации», 2007; «Профессия – психология труда», 2007; «Размышления о здоровье», 2001. Основное место работы – НИИИЦ авиационно-космической медицины в должности главного научного сотрудника. Почетный президент Международной академии проблем человека в авиации и космонавтике. Член общественной Гуманитарной академии, Психологической международной академии. Почетный профессор Социально-психологического университета г. Москва, института военной медицины, Соутгептонского института психофизиологической подготовки (США). Выполнял общественную работу: член президиума Общества психологов СССР, член президиума Академии педагогических наук, член ВАК (а) СССР, РФ, консультант научного отдела ЦК КПСС по проблемам безопасности полета.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.