Мид Джордж Герберт

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Мид Джордж Герберт | Mead, George H. (1863-1931)

Для Мида Я выступало скорее объектом осознания, чем системой процессов. У новорожденного нет Я так как человек не имеет прямого доступа к собственному опыту.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Мид (Mead) Джордж Герберт
(27.02.1863, Стаут-Хадли, Массачусетс - 26.04.1931, Чикаго) - американский философ, социолог, социальный психолог.
Исследования. Основывался на работах У.Джемса и Дж.Дьюи. Трактовал объективную реальность как поле деятельности индивида. Под Я понимал инстанцию, детерминированную социальным влиянием, история социальных взаимоотношений становится структурой Я, в которой самоконтроль предстает как интериоризация внешнего социального контроля. Его представления повлияли на формирование интеракционизма.
Сочинения. The Philosophy of Present. Chi., 1932;
Mind, Self and Society. Chi., 1934;
Movements of Thought in the Nineteenth Century. Chi., 1950;
The Philosophy of the Act. Chi., 1950

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

МИД Джордж Герберт
1863— 1931) — американский философ, социолог, социальный психолог. Образование получил в Оберлин-Колледже (бакалавр, 1883), Гарвардском ун-те (1888). Изучал психологию и философию в Европе (1888— 1889) и Чикагском ун-те (1894). Вклад М. сосредоточен в основном в трех научных сферах: 1) систематический прагматизм (вслед за У. Джеймсом и Дж. Дьюи М. выражал идеи прагматизма, подчеркивая, что сознание имеет инструментальную природу, т. е. является средством приспособления индивида к среде); 2) история идей; 3) социальная психология и философия. Наиболее известны его труды в области социальной психологии, в частности в анализе происхождения самости. М. полагал, что человеческое Я изначально социально и формируется в ходе социального взаимодействия. Решающее значение при этом принадлежит языку (овладению системой символов) и принятию на себя роли другого (что достигается ребенком, первоначально не имеющим самосознания, в ходе игры), а в дальнейшем — обобщенного другого. Высшей стадией социализации, согласно М., является формирование социального рефлексивного Я, отражающего совокупность межиндивидуальных взаимодействий и способного становиться объектом для самого себя. На этой стадии внешний социальный контроль врастает в личность изнутри и приобретает форму внутреннего самоконтроля. Концепция М. оказала значительное влияние на развитие социальной психологии, в частности заложив основы символического интер-акционизма (Mind, Self and Sosiety/ed C.W. Morris, 1934; On Social Psychology: Selected Papers, 1977). Л.А. Карпенко, В. В. Умрихин

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

МИД Джордж Герберт
1863-1931) - американский философ, социолог, социальный психолог, представитель Чикагской социологической школы, один из основоположников символического интеракционизма. Образование получил в Оберлин-колледже (бакалавр, 1883), Гарвардском ун-те (1888). Изучал психологию и философию в Лейпциге и Берлине (1888-1889). С 1892 г. и до конца жизни преподавал социальную психологию в ун-те Чикаго, хотя и не имел ученой степени. Будучи в Германии, испытал сильное воздействие идей прагматизма и сначала самоопределял свою концепцию как «социальный бихевиоризм». Однако фактически он заложил теорет. и методологические основания теории символического интеракционизма (термин введен его учеником Гербертом Блумером в 1937). Вслед за У. Джеймсом и Дж. Дьюи, выражая идеи прагматизма, подчеркивал, что сознание имеет инструментальную природу, т. е. является средством приспособления индивида к среде. Но знакомство в Чикагском ун-те с теорией социального взаимодействия Георга Зиммеля оказало решающее влияние на его теорет. воззрения. Взяв за основу взгляды Зиммеля, он развил его идею об обществе «как построенном на обмене жестами и символами» и из этой посылки выстроил свою теорию символического интеракционизма. Осн. понятие теории символического интеракционизма - взаимодействие (интеракция) как обмен системой символов (прежде всего жестов и языка) и принятию на себя роли другого (что достигается ребенком в ходе игры), а в дальнейшем «обобщенного другого». Высшей стадией социализации, с его т. зр., является формирование социального рефлексивного Я, отражающего совокупность межиндивидуальных взаимодействий и способного становиться объектом для самого себя. На этой стадии внеш. социальный контроль «врастает» в личность изнутри и приобретает форму внутр. самоконтроля. Концепция Мида оказала значит. влияние на дальнейшее развитие социальной психологии. Не имея формального статуса, Мид не опубликовал ни одной своей книги. Несмотря на это он имел большое влияние, и его лекции были собраны и опубликованы уже после его смерти. Осн. труды: The philosophy of the present. Chi., 1932, 1934; Mind, Self and Sosiety /ed. C. W. Morris, 1934; Movements of thought in the nineteenth century. Chi., 1950; The social psychology… / Ed. by A. Strauss. Chi., 1956; On Social Psychology: Selected Papers, 1977. Л. А. Карпенко

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
3.71 мб

Критическая рецепция бихевиоризма в работах Джорджа Герберта Мида

Войнилов Юрий Леонидович
В статье рассматривается специфика интеллектуально-го наследия американского философа и социолога Джорджа Герберта Мида, проявляющаяся во фрагментарности написанных им текстов и принципиальной незавершенности его социологической к
Читать PDF
222.77 кб

Пространство, время и социоэпистемический тезис Джорджа Герберта Мида

Антоновский А. Ю.
Читать PDF
521.44 кб

Теория относительности в классической социологии XX В. : "перспективы" Джорджа Герберта Мида

Кравченко Елена Ивановна
Прошлое оставляет глубокий след в силу того, что внезапно обретает ту форму и структуру, которые придают цельность и значимость торопливому и недолговечному настоящему. Дж.Г. Muд. Философия действия
Читать PDF
227.24 кб

2008. 01. 019. Блумер г. Социологические импликации мышления Джорджа Герберта Мида. Blumer H. sociol

Николаева В. Г.