ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич
1711-1765) Великий русский ученый, естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель. Основные педагогические работы: «Краткое руководство к риторике», «Российская грамматика», «Древняя российская история», «О сохранении и размножении российского народа», «Проект регламента московских гимназий» и др. Считал целью воспитания подготовку к служению Родине и народу, основу воспитания видел в науке, которая совершенствует человека в умственном и нравственном отношениях. Был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний в стране, организатором науки и просвещения. Основал первый русский университет в Москве. Впервые в России разработал педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое миропонимание, разграничение науки и религии. Выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета. Отстаивал идею светскости образования и получения молодым поколением основ научных знаний. Впервые выступил в русской педагогике сторонником синтеза классического, естественнонаучного и реального образования. В его методах обучения выделяются элементы политехнического образования. Являлся сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти, был за домашние задания и экзамены. Отводил в процессе обучения значительное место практике, постановке опытов. Разрабатывал принципы обучения: наглядность, доступность, развитие активности и самостоятельности ученика. Стремился к распространению «высоких наук» в российском государстве и при этом на русском языке. Написал ряд учебников – первую грамматику на русском языке, руководство к риторике, первые основания горной науки и др.

Источник: Психолого-педагогический словарь, фрагмент

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич

(1711 — 1765)— русский ученый, энциклопедист, мыслитель, поэт. Академик Петербургской АН, чл. Академии художеств, поч. чл. Шведской АН и Болон-ской АН. Окончил Славяно-греко-лат. академию в Москве, был затем направлен в АН в Петербурге, а затем в Марбург-ский ун-т. В 1741 г. вернулся в Россию. Впоследствии по его инициативе был создан Московский ун-т (1755), ставший новым центром русской науки и культуры. Развивал идеи науки нового времени. Трактовал человека и его психическую деятельность с естественнонаучных позиций, сыграл важную роль в духовном развитии русского общества. Источником познания вслед за Ф. Бэконом, Т. Гоб-бсом, Дж. Локком считал простые идеи, возникающие в организме при контактах органов чувств с природными телами, причем как организм, так и эти тела мыслил подчиненными объективным законам единого Универсума. Из простых идей, согласно Л., возникают сложные идеи, в том числе входящие в состав науки, социальное значение которой для просвещения народа и прогресса культуры ставилось Л. чрезвычайно высоко. Научное познание представлял как взаимосвязь теоретического и эмпирического. Из наблюдения установлять теорию, через теорию исправлять наблюдение есть лучший способ к изысканию правды — писал Л. При этом он настоятельно подчеркивал важность служения науки общественным нуждам, и сам своей многосторонней деятельностью как исследовательской, так и организаторской способствовал этому, что и дало Пушкину основание назвать Л. самобытным сподвижником просвещения. Высоко ставя задачу подготовки квалифицированных молодых людей для развития в России образования и науки, Л. настаивал на зависимости их успехов от природных дарований, возлагая надежду на вовлечение их в науку независимо от сословной принадлежности. Высказал ряд новаторских положений об эмоциях (страстях) и их своеобразии в различные возрастные периоды. (Например, он полагал, что в старости страсти возбудить и утомить труднее, чем в молодости). Большое внимание уделял воздействию речи на психику человека. При этом особо подчеркивал воспитательную (а не только образовательную) роль языка, в особенности для воспитания патриотизма. Л. принадлежит также оригинальное объяснение восприятия цвета. Автор трудов: Полное собр. соч., тт. 1-10, М.-Л., 1950; Избр. Произв., М.-Л., 1965. М.Г. Ярошевский

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
446.63 кб

Михаил Васильевич Ломоносов как мыслитель

Горохов Павел Александрович
В статье дан историко философский и науковедческий анализ достижений великого русского мыслителя, сумевшего за короткий срок не только совершить ряд основополагающих и судьбоносных открытий во всех отраслях естествознания, но и со
Читать PDF
63.28 кб

Концепция атласа Михаил Васильевич ломоносов

Калуцков Владимир Николаевич
В статье обсуждается концепция атласа, посвященного 300-летнему юбилею основателя Московского университета М.В. Ломоносова. Разработаны методологические подходы и принципы создания атласа выдающейся личности.
Читать PDF
110.63 кб

Михаил Васильевич Ломоносов «Первый наш университет» (1711 1765)

Ждан Антонина Николаевна
Представлены основные этапы жизни и деятельности выдающегося отечественного ученого. Показаны особенности его личности и мировоззрения. Раскрывается вклад Ломоносова в развитие научной психологической мысли в России.
Читать PDF
415.71 кб

История гениальности в России: Михаил Васильевич Ломоносов (1711-2016)

Чернов Сергей Васильевич
Настоящая работа составлена из нескольких фрагментов, взятых из трудов С. В. Чернова «Истории гениальности в России», первая книга этих трудов, посвящённая Михаилу Васильевичу Ломоносову, носит название «Университет всея Руси».
Читать PDF
112.07 кб

Опыт психологического портрета Михаила Васильевича Ломоносова: к постановке проблемы

Ильченко Валентин Иванович, Ильченко Анна Игоревна
Предпринята попытка создания психологического портрета Ломоносова. Раскрывается феномен его личности, как творца и великого ученого, служившего и народу, и высшей государственной власти.
Читать PDF
416.45 кб

Михаил Васильевич Ломоносов как зиждитель и подвижник российского историописания. Статья 1. Мировозз

Васильев Юрий Альбертович
Автор позиционирует великого русского мыслителя М. В. Ломоносова в качестве творца и основоположника историописания в России.