Крутецкий Вадим Андреевич

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КРУТЕЦКИЙ ВАДИМ АНДРЕЕВИЧ
(1917—1991)-психолог, специалист в области общей, возрастной и педагогической психологии. Основная тема исследований-психология способностей, в частности, математических. Автор популярных учебников по психологии для высших и средних специальных учебных заведений.
Соч.:Психология математических способностей школьников. М.—Воронеж, 1998; Основы педагогической психологии. М., 1972; Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976; Психология. М., 1986; Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития (совместно с Е.Г. Балбасовой). М., 1991.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Крутецкий Вадим Андреевич
род. 1917) — отечественный психолог. Профессиональную деятельность начал с работы преподавателя, затем завуча и директора школы. В 1950 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему „Характеристика понятий о моральных и психологических качествах личности у старших школьников“. Работал в НИИ общей и педагогической психологии, возглавлял здесь лабораторию способностей (1960–1979). Затем работал на кафедре психологии МГПИ им. В.И. Ленина. Доктор психологических наук, профессор. Специалист в области возрастной и педагогической психологии. Занимался проблемами способностей в различных видах деятельности школьников. Популяризатор психологических знаний.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Крутецкий Вадим Андреевич
(род. 1917) - отечественный психолог.
Биография. Профессиональную деятельность начал с работы преподавателя, затем завуча и директора школы. В 1950 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Характеристика понятий о моральных и психологических качествах личности у старших школьников". Работал в НИИ общей и педагогической психологии, возглавлял здесь лабораторию способностей (1960-1979). Затем работал на кафедре психологии МГПИ им. В.И.Ленина. Доктор психологических наук, профессор.
Исследования. Специалист в области возрастной и педагогической психологии. Занимался проблемами способностей в различных видах деятельности школьников. Популяризатор психологических знаний.
Сочинения. Психология подростков. 1959 (совм. с Н.С.Лукиным);
Воспитание дисциплинированности у подростков. 1960 (совм. с Н.С.Лукиным);
Очерки психологии старшего школьника. 1963 (совм. с Н.С.Лукиным);
Психология математических способностей школьников. 1968;
Основы педагогической психологии. 1972;
Психология обучения и воспитания школьников. 1976

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

КРУТЕЦКИЙ Вадим Андреевич

(1917-1991)— российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии способностей. Д-р психологических наук (1968), профессор. В 1941 г. закончил отделение экономической географии МГУ и с августа этого же года начал свою профессиональную педагогическую деятельность (в армию не был призван из-за плохого зрения). Преподавал в техникуме, был завучем, затем директором школы. В 1947 г. поступил в аспирантуру Института психологии (позже — НИИ ОиПП АПН СССР, ныне ПИ РАО), в 1950 защитил канд. дис: Характеристика понятий о моральных и психологических качествах личности у старших школьников и далее в течение тридцати лет работал в этом институте. В 1960 г. возглавил лабораторию способностей. С 1974 по 1980 г. — зам. директора НИИ ОиПП АПН СССР по научной работе. Исследовательская деятельность К. первоначально касалась проблем возрастной и педагогической психологии, психологии воли и характера, что получило отражение в ряде книг, написанных в соавторстве с Н.С. Лукиным: Психология подростка (1959, 1965); Воспитание дисциплинированности подростков (I960); Очерки психологии старшего школьника (1963). Впоследствии предметом его особого внимания становится психология способностей. Будучи последователем идей Б.М. Тепло-ва, реализовал его подход на математическом материале: выделил и описал компоненты математических способностей, ввел понятие математическая направленность ума, исследовал роль личностного фактора в становлении математических способностей. В 1967 г. защитил докт. дис: Психология математических способностей школьников. В 1968 г. опубликовал одноименную монографию, которая была удостоена 1 премии АПН СССР и издана в США, Англии, Японии и др. странах. Наряду с исследовательской продолжал заниматься преподавательской работой. Опубликовал ряд монографий и учебников по педагогической психологии: Основы педагогической психологии, 1972), Психология обучения и воспитания школьников (1976); учебник для педучилищ Психология (1974, 1980, 1986). В последние годы жизни К. был профессором кафедры психологии МГПИ им. В.И. Ленина. Под его руководством разрабатывались проблемы способностей учителя, изучались сущность и структура общих и специальных педагогических способностей, условия их формирования и развития у студентов педвузов, разрабатывались методы диагностики педагогических способностей и др. Результаты этой работы были представлены в последней монографии К.: Педагогические способности, их структура, диагностика и условия формирования и развития (1992), обобщающей десятилетние исследования его творческой группы. Л. А. Карпенко, Т.Д. Марцинковская

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005