КОНДИЛЬЯК ЭТЬЕН БОННО ДЕ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КОНДИЛЬЯК ЭТЬЕН БОННО ДЕ
1715 – 1780) — французский философ–просветитель, выдвинувший положение о приобретении человеком в индивидуальном опыте не только содержания сознания, но и самих психических функций, что осуществляется лишь на основе одной способности к ощущению.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

КОНДИЛЬЯК Этьен Бонно де

Трактат о животных» (1755) специально обратил внимание на соотношение действий привычных и инстинктивных. Считал инстинкт результатом разумных действий при выключении познания: разумное действие превращалось в привычку, привычка - в инстинкт.

Источник: Филиппова В.П. Словарь справочник по зоопсихологии. 1998

КОНДИЛЬЯК ЭТЬЕН БОННО ДЕ
Condillac, 1715-1780) - фр. философ-просветитель. К. сыграл определенную роль в становлении эмпирической психологии сознания, теоретически обосновав положение о том, что не только содержания сознания (как утверждал Дж. Локк) приобретаются человеком в индивидуальном опыте, но и сами психические функции (память, мышление, воображение и т. п.) формируются в процессе жизни человека из одной только "способности ощущения" {сенсуализм). (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Кондильяк (Condillac) Этьен Бонно де
(30.09.1715, Гренобль - 3.08.1780, Божанси) - французский философ-просветитель.
Исследования. Выдвинул положение о приобретении человеком в индивидуальном опыте не только содержания сознания, но и самих психических функций, что осуществляется лишь на основе способности к ощущению. Развитие способностей определяется опытом, упражнениями, воспитанием. Является одним из основателей ассоциативной психологии.
Сочинения. Логика, или Умственная наука, руководствующая к достижению истины. М., 1805;
Трактат о системе. М., 1938;
Сочинения. Т. 1-3, М., 1980-83

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

КОНДИЛЬЯК Этьен Бонно де

Condillac) Этьен (1715— 1780) — французский мыслитель, просветитель, один из авторов Энциклопедии , лидер ассоциативного направления во французской психологии. Чл. Французской академии (1768). Был воспитателем внука Людовика XV — герцога Парм-ского (1758—1767). Начало его литературной деятельности относится к середине 1740-х гг. (знакомство с Дидро, участие в создании Энциклопедии). Под влиянием Дж. Локка развил сенсуалистическую теорию познания. В первых своих работах трактовал психическое развитие как результат индивидуального опыта, в котором, однако, важную роль играют речь и овладение другими знаками. В дальнейшем отверг предложенное Локком разделение опыта на внешний (ощущение) и внутренний (рефлексия) и отстаивал позиции крайнего сенсуализма (Трактат об ощущениях, 1754, в рус. пер. 1935). В целях придания своим воззрениям наглядности предложил образ статуи, которая первоначально не обладает ничем, кроме способности ощущать. Никаких знаний или идей у нее быть не может, пока она не получит самое простейшее ощущение. Притом в качестве первоощу-щения К. выбрал несущее наименьшую информацию о внешнем мире обонятельное ощущение. Достаточно того, чтобы один запах сменил другой, чтобы сознание приобрело все то, что Декарт относил за счет врожденных идей, а Локк — рефлексии. Сильное и неожиданное ощущение порождает внимание, когда это ощущение возвращается вновь — перед нами — память, два ощущения дают сравнение, как исходную мыслительную операцию, суждение и т.д. вплоть до самых сложных интеллектуальных операций. Новым важным моментом служит присоединение ощущений осязания. Они дают статуе знание о том, что вне нее находятся предметы. В вопросе о том, существуют ли эти предметы объективно или, как учил Беркли, даны только в восприятии, К. не занимал определенной позиции, склоняясь к скептицизму. Чтобы объяснить, каким образом живое существо (в отличие от неподвижной статуи) способно перемещаться в пространстве, К. наделил свою статую способностью не только ощущать внешние качества, но и испытывать при этом чувства приятного или неприятного, побуждающие двигаться в желаемом или нежелаемом направлении. Отвергая декартовскую идею врожденных идей, К. считал, что развитие способностей в человеке определяется исключительно опытом, упражнениями, воспитанием. Сенсуализм К. и его критика метафизики 17 в. (учений Н. Мальбранша, Г.В. Лейбница и др.) оказали непосредственное влияние на развитие французского материализма. Логика К. была чрезвычайно популярна в конце XVIИ — начале XIX вв; понимаемая как общая грамматика всех знаков она включала у К. и математику (Язык исчислений, 1798). В рус. пер. изданы труды К.: Логика или умственная наука, руководствующая к достижению истины, М., 1805; Трактат о системах, М., 1938; Сочинения , М., 1980, т.1; 1982, т.2. Л.А. Карпенко, А. И. Липкина

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005