Ибн Рушд

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Ибн Рушд (АВЕРРОЭС)

1126-1198)-арабский врач, философ и психолог, основатель направления в средневековой философии — аверроизм

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

ИБН-РУШД
латинизированное имя — Аверроэс) (1126—1198) — арабский врач и философ. Основные труды И.-Р. представляли собой оригинальный комментарий к сочинениям Аристотеля. Этот комментарий приобрел значение самостоятельного учения, которое оказало большое влияние на западноевропейскую мысль эпохи Средневековья, представители которой удостоили И.-Р. имевшим в те времена почетный смысл звания великого Комментатора. В концепции И.-Р. психика человека неразрывно связывалась с ее телесной основой. Ему принадлежит новая интерпретация теории о двух истинах, согласно которой нельзя смешивать истины разумного знания, которые дает изучение природы, и те истины, которые исповедует религия. Одна истина другой не противоречит, утверждал И.-Р., отстаивая право свободной мысли на самостоятельное, независимое от религии изучение реальной жизни, в том числе и душевных явлений. Под этим углом зрения И.-Р. предложил и свои комментарии философии Аристотеля, в том числе и его учения о душе, доказывая, что необходимо изучать неразрывные связи между функциями организма и теми ощущениями, чувствами, мыслями, которые человек испытывает в качестве процессов, присущих его душе. Будучи врачом, И.-Р. тщательно изучал устройства человеческого тела и его органов чувств, в частности зависимость восприятия окружающего мира от свойств нервной системы. Среди его открытий в этой области следует отметить вывод о том, что чувствующей частью органа зрения является не хрусталик (таково было мнение прежних исследователей), а сетчатая оболочка глаза. Доказывая, что вместе с распадом тела индивидуальная душа человека тоже уничтожается, И.-Р. выдвинул необычное представление о том, что универсальный для всех людей разум сохраняется и после распада тела и это свидетельствует о богопо-добии человека. Принятая в эпоху Возрождения философами Западной Европы традиция И.-Р. подготовила их передовые взгляды на мироздание и место человека в нем. М.Г. Ярошевский

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005