Халл Кларк Леонард

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Халл Кларк Леонард | Hull, Clark L. (1884-1952)

Наиболее весомый вклад Халла в психологию состоит в разработанной им теории научения, считающейся одной из самых значительных теорий XX столетия.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Халл Кларк Леонард
24.05.1884 – 1952) — американский психолог, представитель необихевиоризма, автор „гипотетико–дедуктивной“ концепции поведения. Опирался на те требования к методологии построения теории и эксперимента, которые разработаны в естественных науках, прежде всего в математике. Исходил из необходимости введения между элементами классического бихевиоризма „промежуточных переменных“, в качестве которых предлагал рассматривать потребность, потенциал реакции, силу навыка, цель.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

ХАЛЛ КЛАРК ЛЕОНАРД
Hull С. L, 1884-1952) - амер. психолог, разрабатывал концепцию поведения с помощью "гипотетико-дедуктивного" метода, включающего эмпирическую проверку дедуцированных из постулатов гипотетических следствий (см. Дедукция). Как и др. представители необихевиоризма (напр., Э. Толмен), X. стремился ввести в схему классического бихевиоризма S-R "промежуточные переменные". Таковыми выступили драйв (редукция драйва), потенциал реакции, сила навыка, цель и др. При этом X. стремился к строгости и точности в построении системы психологии, с чем связано широкое использование в его психологической системе методов естественных наук, особенно математики. Работы X. оказали значительное влияние на теоретическое и экспериментальные исследования бихевиористской ориентации, особенно проблем мотивации поведения. См. Влечение, Гипотеза редукции драйва. (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Халл (Hull) Кларк Леонард
(24.05.1884 - 10.05.1952) - американский психолог, представитель необихевиоризма, автор "гипотетико-дедуктивной" концепции поведения.
Биография. Окончил Мичиганский университет. Защитил докторскую диссертацию по проблеме образования понятий. Вел курс медицинской и экспериментальной психологии, а также тестологии в Висконсинском университете. С 1929 г. - профессор Йельского университета и руководитель Института психологии, на базе которого вскоре был создан Институт отношений между людьми.
Исследования. Опирался на требования методологии теории и эксперимента, которые были разработаны в естественных науках, прежде всего в математической логике. Исходил из необходимости введения между элементами классического бихевиоризма "промежуточных переменных", в качестве которых предлагал рассматривать потребность, потенциал реакции, первичное и вторичное подкрепление, силу навыка, различные виды торможения, цель (S-O-R). Тем самым вместе с объективно наблюдаемыми переменными, стимулом и реакцией, предлагал рассматривать "гипотетические" величины, локализованные внутри организма. При этом потребность выступала главной промежуточной переменной, а другие рассматривались как производные от нее и от способов ее удовлетворения. Описал 17 постулатов связи стимул - реакция.
Сочинения. Knowledge and purpose as habit mechanisms // Psychol. Rev. 1930, v. 37, N 6;
The conflicting psychologies of learning - a way out // Psychol. Rev. 1935, v. 42, N 6;
Mind, mechanism and adaptive behavior // Psychol. Rev. 1937, v. 44, N 1;
Principles of Behavior. An Introduction to Behavior Theory. N.Y., 1943
Essentials of Behavior. New Haven, 1951;
A Behavior System. New Haven, 1952

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ХАЛЛ КЛАРК ЛЕОНАРД
(Hull Clark Leonard) (1884-1952)-американский психолог, который в 40—60-е годы в США стал ведущим представителем необихевиоризма и сыграл важную роль в развитии и признании этого учения в то время, когда оно уже начало утрачивать свою былую популярность. Будучи преданным идеям бихевиоризма, Х.К.Л. использовал для описания и объяснения поведения исключительно механистическую терминологию, игнорируя сознание и другие менталистские термины. Человеческое поведение он рассматривал как автоматическое и считал, что его вполне можно свести к тому языку, которым пользуется физика, и описать на точном языке математики. Х.К.Л. явился, в связи с этим, автором уникальной и единственной в своем роде гипотетико-дедуктивной, математизированной теории поведения и научения, основанной на ряде физиологических постулатов и построенной путем формулирования и доказательства поведенческих «теорем». Согласно Х.К.Л., поведение организма человека или животного мотивируется отклонениями организма от своих оптимальных биологических состояний, которые носят название «драйвы» (внутренние, биологически по своей природе побуждения организма). Возникшее состояние драйва должно быть «реализовано», т. е. или подавлено, или подкреплено. Поиск подкрепления драйва, связанный со стимулами окружающей среды, определяет целенаправленность поведения организма. Первичные драйвы-это органические, биологические потребности, а вторичные драйвы (их природу автор точно не определяет) появляются в результате научения. Основой теории научения Х.К.Л. является идея первичного подкрепления, которое ассоциируется с редукцией или уменьшением силы первичного драйва (первичной потребности). Вторичное подкрепление, связано со снижением напряжения, в свою очередь, связанного с возникновением вторичного драйва (потребности).
Система, управляющая поведением организма, оказалась теоретически представленной у Х.К.Л. в виде 18 постулатов и выведенных из них 12 следствий. В целом она была основана на принципах функционирования безусловных и формирования условных рефлексов.
Соч.:Priciples of behavior. New York, 1943; A Behavior System. New Haven: Yale University Press, 1952. См. бихевиоризм, драйв, ментализм, мотивация, научение, необихевиоризм, Павлов Иван Петрович, подкрепления первичного закон, рефлекс безусловный, рефлекс условный.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ХАЛЛ (Hull) Кларк Леонард

(1884-1952) — американский психолог, представитель необихевиоризма, автор гипотети-ко-дедуктивной концепции поведения. Окончил Мичиганский ун-т (бакалавр, 1913) и Висконсинский ун-т (д-р философии, 1918). Докт. дис. писал по проблеме образования понятий. Профессиональную преподавательскую деятельность начал в Висконсинском ун-те (ст. преподаватель, 1920-1922; доцент, 1922-1925; профессор, 1925—1929), где вел курс медицинской и экспериментальной психологии, а также тестологии. С 1929 г. — профессор Йельского ун-та и руководитель Института психологии, на базе которого вскоре был создан Институт человеческих отношений Йельского ун-та (1929—1947). Президент АРА (1936). X. был создателем одной из школ необихевиоризма — направления, которое исходит из того, что организация поведения не ограничивается прямой реакцией организма на стимулы, но зависит также от других факторов. X. стремился придать психологической теории стройность и точность, свойственные физико-математическим наукам. Исходя из этого, он считал, что в психологии следует выдвинуть несколько общих теорем (подобно геометрии Евклида или механике Ньютона), подвергнуть их экспериментальной проверке и в случае, если они опытом не подтвердятся, преобразовать их в более адекватные положения. Такой подход, изложенный им в работах Принципы поведения (1943), Системы поведения(1952) получил название гипотетико-дедуктивного метода. X. опирался в основном на учение И.П. Павлова об условных рефлексах, считая, что важнейшую роль при использовании этого понятия следует придать силе навыка. Для того чтобы эта сила проявилась, необходимы определенные физиологические потребности. Из всех факторов решающее влияние на силу навыка оказывает редукция потребности. Чем чаще она редуцируется, тем сила навыка больше. Что касается величины редукции потребности, то она определяется количеством и качеством подкреплений. Кроме того, сила навыка зависит от интервала между реакцией и ее подкреплением, а также от интервала между условным раздражителем и реакцией. Используя понятие И.П. Павлова о подкреплении, X. разделил первичное и вторичное подкрепление. Первичным подкреплением является, например, пища для голодного организма или удар электрическим током, вызывающий прыжок у крысы. Потребность соединена с раздражителями, реакция которых, в свою очередь, играет роль подкрепления, но уже вторичного. Изменение положения тела, связанное с последующим кормлением (первичное подкрепление), становится вторичным подкреплением. X. полагал, что можно строго научно объяснить поведение организма без обращения к психическим образам, понятиям и другим интеллектуальным компонентам. По его мнению, для различения объектов достаточно такого образования как потребность. Если в одном из коридоров лабиринта животное может найти пищу, а в другом — воду, то характер его движений однозначно определяется потребностью и больше ничем. X. первым поставил вопрос о возможности моделирования условнорефлекторной деятельности, высказав предположение о том, что если бы удалось сконструировать из неорганического материала устройство, способное воспроизвести все существенные функции условного рефлекса, то, организовав из таких устройств системы, можно было бы продемонстрировать настоящее научение методом проб и ошибок. Тем самым предвосхищались будущие кибернетические модели саморегуляции поведения. X. создал большую школу, стимулировавшую разработку применительно к теории поведения физико-математических методов, использования аппарата математической логики и построения моделей, на которых проверялись гипотезы о различных способах приобретения навыков. Автор книг: Principles of Behavior. An Introduction to Behavior Theory, N.Y., 1951; A Behavior System, 1952 и др. В рус. пер.: Принципы поведения / в кн.: История зарубежной психологии (30-60-е гг., XX в.). Тексты, М., МГУ, 1986. ИМ. Кондаков, М.Г. Ярошевский

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005