ГРАЧЕВА Екатерина Константиновна

Найдено 1 определение
ГРАЧЕВА Екатерина Константиновна

(1866–1934) – педагогдефектолог. Почти 40 лет своей жизни посвятила заботе о детях с тяжелыми физическими и психическими недостатками (среди ее воспитанников были и слепоглухонемые). В 1894 г. организовала в Петербурге первый в России приют для слабоумных и эпилептиков, в котором обучала их элементарным знаниям; в 1898 г. при приюте был открыта школа. В 1900 г. добилась учреждения благотворительной организации для оказания помощи слабоумным. В этом же году ею открыты курсы по подготовке сестернянь для работы со слабоумными детьми и эпилептиками. По ее инициативе и при ее участии в начале 20 века открыты приюты для слабоумных в других городах России. Выступала за обязательное обучение всех аномальных детей грамоте и такую организацию трудового обучения, которая делала бы их жизнь в специальных учреждениях радостной и полезной, а труд производительным. Сотрудничала с В.М. Бехтеревым, А.Ф. Лазурским, А.Ф. Остроградским и др.

После 1917 г. участвовала в преобразовании благотворительных приютов в государственные детские дома. В 1918–1920 гг. преподавала на Петроградских курсах по подготовке педагоговдефектологов. Автор первых в России книг, посвященных методам воспитания и обучения глубоко отсталых детей.

Соч.: Беседы с сестраминянями о воспитании и развитии детейидиотов и эпилептиков. – СПб., 1902; Руководство по занятию с отсталыми детьми и идиотами. – СПб., 1907; Приютышколы для детейидиотов и эпилептиков в Швеции, Франции и Германии. – СПб., 1909; Воспитание и обучение глубоко отсталого ребенка, [предисловие Л.С. Выготского]. – М. – Л., 1932.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005