(1885–1949) – дефектолог, один из основателей отечественной олигофренопедагогики. Участвовал в создании первых программнометодических документов для вспомогательных школ и специальных детских домов. В 30х гг. создал систему воспитания детейолигофренов на основе использования ручного труда, автор трудов по олигофренопедагогике, учебника по дефектологии для педагогических вузов (1925). Активный участник и организатор ряда съездов но охране детства. Выдвинул идею общности целей и дидактических принципов обучения нормального и аномального ребенка, вместе с тем попытался раскрыть специфику обучения и воспитания умственно отсталых детей.
Соч.: Вспомогательная школа. – М. – П., 1923; Что такое умственно отсталые дети и какая школа им необходима. – Л., 1924; Основные моменты коррекционновоспитательной работы во вспомогательной школе, в сборнике: Новые пути в дефектологии. – М., 1935; Олигофренопедагогика, М., 1941 (совм. с Н. Ф. Кузьминой и Ф. М. Новик); Очерки по олигофренопедагогике. – М., 1961.