Гоббс Томас

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Гоббс Томас
(1588-1679). Вновь подтвердил аристотелевскую доктрину ассоциационизма, а также предположил, что на формирование ассоциаций влияют переживания удовольствия и боли.

Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004

Гоббс Томас | Hobbes, Thomas (1588-1679)
Гоббса считают отцом английского эмпиризма и ассоцианизма. Под влиянием сформулированных Галилеем законов движения Гоббс пришел к заключению, что психологические (умственные) действия являлись движениями в нервной системе (своего рода "перистальтикой" нервной системы).

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ГОББС ТОМАС
1588 – 1679) — английский философ–материалист, создатель психологической модели, в которой элементы сознания (актуальные ощущения и представления как их следы) связываются друг с другом по их смежности в пространстве или во времени. Считал психические процессы феноменальным отражением мозговых процессов. Полагал, что в силу изначального, природного равенства людей, различная выраженность человеческих способностей может быть обусловлена только условиями воспитания и активностью самого субъекта.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Гоббс (Hobbes) Томас
(5.04.1588, Малмсбери - 4.12.1679, Хардуик) - английский философ-материалист.
Биография. Родился в семье приходского священника. Образование получил в Оксфордском университете. Работал в качестве гувернера в аристократической семье. С 1640 г. находился в эмиграции во Франции, вернулся на родину в 1651 г.
Исследования. Создал психологическую модель, в которой элементы сознания (актуальные ощущения и представления как их следы) динамически связываются друг с другом по смежности в пространстве или во времени (ассоциации). При этом сами психические процессы рассматривались им как феноменальные отражения мозговых процессов. Полагал, что в силу изначального, природного равенства людей, различная выраженность человеческих способностей может быть обусловлена только условиями воспитания и активностью самого индивида. В основе нравственности лежит естественный закон стремления к самосохранению и удовлетворению потребностей.
Сочинения. The English works. V. 1-11, L., 1839-45;
Избранные произведения. Т. 1-2, М., 1964

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ГОББС ТОМАС
Hobbes, 1588-1679) - англ. философ-материалист. Еще до возникновения ассоциативной психологии как направления создал систему механистической психологии, где элементы сознания (ощущения и представления как их следы) связываются между собой на основе механистических по своей сути связей (смежности ощущений в пространстве и во времени), которые впоследствии назовут ассоциациями. Вместе в тем Г. считал все психические процессы лишь феноменальным отражением мозговых процессов, т. е. решал психофизическую проблему в духе психофизического параллелизма. В этом плане критиковал учение Р. Декарта о существовании 2 взаимодействующих между собой субстанций, рассматривая человека как "тело среди множества др. тел" и психику как функцию материи. В учении о человеческих способностях придерживался представления об изначальном, природном равенстве людей, проявления которого м. б. разными в зависимости от условий воспитания и активности субъекта. Несмотря на ограничения механицизма, учение Г. оказало значительное влияние на развитие материалистической детерминистской психологии. (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ГОББС ТОМАС
(Hobbes Thomas) (1588—1679)-английский философ XVII в. В понимании сущности психических явлений и в объяснении поведения человека Г.Т. последовательно придерживался материалистической точки зрения. Душа, по Г.Т., неотделима от тела, является субстанцией особого рода. Она вместе с приписываемыми ей качествами представляет собой призраки, эпифеномены, не имеющие реального влияния на ход вещей и на движение материальных тел во вселенной. Наука о душе должна изучать ее не как целостную, самостоятельную сущность, а лишь отдельные свойства души, которые вполне объяснимы универсальными законами природы. В учении Г.Т. ассоциация превратилась в универсальный закон психической жизни, вследствие чего некоторые историки психологии считают Г.Т. родоначальником ассоциативной психологии. Г.Т. особенно активно подчеркивал опытное происхожение всех человеческих знаний, не признавая существования врожденных идей. Самой трудной проблемой для ее опытного объяснения была проблема воли, но и ее Г.Т. сводил к тому, что современные психологи называют борьбой мотивов.
Соч.:Избранные произведения. В 2-х т. М., 1964. См. ассоциационизм (ассоцианизм), материализм, телеология, эпифеномен.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ГОББС (Hobbes) Томас

Hobbes) Томас (1588—1679) — английский философ и государственный деятель. Окончив Оксфордский ун-т (1608), поступил гувернером в аристократическую семью У. Кавендиша (впоследствии герцог Девонширский), с которой был связан до конца жизни. Мировоззрение Г. сложилось под влиянием англ. буржуазной революции XVII века. С 1640 г. Г. находился в эмиграции во Франции, вернулся в Англию в 1651г. после упрочения правления Кромвеля, политику которого он пытался идеологически обосновать. На формирование философской системы Г. оказали влияния беседы с Ф. Бэконом, а также сочинения Г. Галилея, Р. Декарта, П. Гассенди. В трудах Г. О теле (1655), О человеке (1658), О Гражданине (1642) психология впервые в истории научной мысли перестает быть учением о душе. Реально только тело, взаимодействующее с другими телами. Психическое существует как явление, возникающее в определенной категории тел в результате перехода внешнего движения в ничем не отличающееся от него по природе внутреннее. Первичный и самый фундаментальный момент перехода выражен в ощущении. Все последующие психические события производны от него. Согласно Г., так называемые чувственные качества являются лишь разнообразными движениями материи, и поскольку движение производит лишь движение, то и в теле, на которое они действуют, не возникает ничего, кроме перемещений бескачественных частиц. Ощущение поэтому есть нечто кажущееся, призрачное. Оно призрачно по своему субъективному образу, но реально как процесс в теле, имеющий внешнюю причину. Все остальные психологические понятия Г. пытается перевести на язык галилеевской механики. Опираясь на закон инерции, он объясняет генезис представлений (по терминологии Г., имагинаций), названных им ослабевающими ощущениями. К представлениям могут присоединяться произвольные знаки, и тогда они соединяются в мысли, которые следуют друг за другом в том порядке, в каком возникали прежде ощущения. Термина ассоциация у Г. еще нет, но намеченная им схема стала исходной для ассоциативной психологии. Поскольку движения при ощущении происходят строго механически, то и представления следуют одно за другим под действием той же закономерности — в силу связанности движимой материи. Их связь либо определена целью, либо скреплена определенным намерением. Однако и во втором случае в этой беспорядочной скачке мыслей часто можно открыть определенное направление и зависимость одной мысли от другой. Взяв какую-либо на первый взгляд случайную или неожиданную мысль, можно путем анализа проследить звенья, обусловившие ее появление в данных обстоятельствах. Г. не отрицал ни целенаправленности умственного процесса, ни других эмпирически очевидных его признаков. Он отрицал лишь его беспричинность, спонтанность, независимость от опыта. Он настаивал на его телесной детерминации, которую отождествлял с перемещением частиц. Их соединению и разделению соответствуют действия сложения и вычитания. Этими двумя операциями исчерпывается, по Г., вся логическая работа человека, ум которого — счетный аппарат. Воздействие теории Г. на последующую психологию было огромным. Именно посредством этой теории она воплотила методологический идеал нового естествознания. От Г. ведет свою летопись психология без души и неотделимая от нее ассоциативная психология. Труды Г. в рус. пер.: Избранные произведения, т. 1-2, М., 1964. Карпенко Л.А., М.Г. Ярошевский

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
1.25 мб

Актуальность философии Томаса Гоббса

Филиппов Александр Фридрихович
Критически проанализировав основные подходы к интерпретации взглядов Гоббса, А.В.Филиппов предлагает собственный ключ к пониманию его политико-философских построений.
Читать PDF
1.13 мб

Актуальность философии Томаса Гоббса (II часть)

Филиппов Александр Фридрихович
За последние 100-150 лет не только не утвердилось единого понимания Гоббса, но и сформировалась устойчивая тенденция к постоянному переосмыслению его учения. Эта тенденция в настоящее время лишь усиливается. По мнению А.
Читать PDF
27.25 мб

Политическая теология в «Левиафане» Томаса Гоббса

Тимофей Дмитриев
Эволюция политической мысли Томаса Гоббса в 1630–1640-е гг. отмечена заметным интересом к отношениям между политикой и религией, государством и церковью.
Читать PDF
149.28 кб

Статус языка в политической философии Томаса Гоббса

Плешков Алексей
Представления Томаса Гоббса о языке не могут быть сведены к «школьным» формулам номинализма и конвенционализма.
Читать PDF
15.28 мб

От схоластики к механицизму: теория зрительного восприятия Томаса Гоббса

Афанасьев Антон Николаевич
В данной статье предпринимается попытка проследить источники представлений Т.
Читать PDF
190.34 кб

Развитие идеи гражданского общества во взглядах Томаса Гоббса на право и государство

Соляник К. В.
Читать PDF
401.32 кб

Антропологическая парадигма национальной безопасности в философской системе Томаса Гоббса

Павлович Олег Вячеславович
В процессе государственного строительства актуализируется значение понятия националь. ной безопасности. Именно она, с точки зрения Т. Гоббса, является первопричиной возникнове. ния государства.
Читать PDF
787.30 кб

Безопасность народа и государства как главная политическая ценность в учении Томаса Гоббса

Зотова Л. В.
Томас Гоббс (1588-1679) был первым писателем Нового времени, который из чистых начал естественного права развил полное и систематическое учение о государстве (Чичерин, 1999, с. 165).
Читать PDF
175.99 кб

Юридические метафоры, в которых жила философия (статья первая) Томас Гоббс и Левиафан тотальной влас

Огурцов Александр Павлович
В статье анализируется политическая философия Т.Гоббса, его представления об абсолютной власти суверена, его различение естественного и гражданского состояний общества, его трактовка преступлений и наказаний.