Гилфорд Джой Пол

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Гилфорд Джой Пол | Guilford, Joy Paul (1897-1987)
Гилфорд проделал огромное количество факторно-аналитических исследований черт личности (включая интеллектуальные способности), приведших его к созданию модели структуры интеллекта.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Гилфорд (Guilford) Джой Пол
(7.3.1897, Аврора, шт. Небраска - 1987, Лос-Анджелес, Калифорния) - американский психолог.
Биография. Образование получил в университете штата Небраска (1918-1924, бакалавр гуманитарных наук, 1922; магистр, 1924), в Корнельском университете (1924-1926, доктор философии, 1927), позже - снова в Небраске (доктор права, 1952) и в университете Южной Калифорнии (доктор социологии, 1962). С 1920 г. по 1924 г. работал в качестве ассистента преподавателя в университете Небраски, с 1924 г. по 1926 г. - в Корнельском университете, с 1926 г. по 1927 г. он - преподаватель психологии в университете Иллинойса, с 1927 г. по 1928 г. - ассистент профессора психологии в университете Канзаса, с 1928 г. по 1940 г. - ассоциированный профессор университета Небраски, параллельно - директор Отдела образовательных исследований (1938-1940), с 1940 г. по 1967 г. - профессор психологии университета Южной Калифорнии.
Исследования. Гилфорд начал свою научную деятельность с составления опросника на различение экстравертов и интровертов. Всемирную известность ему принесли исследования, в которых он, на основе использования тестов и факторного анализа, предпринял попытку математического построения модели творческой личности. Эта модель широко использовалась в дальнейшем для определения творческих способностей в американской науке и промышленности. В результате своих двадцатилетних исследований Гилфорд пришел к построению кубической модели структуры интеллекта, в которой было представлено три измерения: операции, содержание, результаты. Особый интерес в его исследованиях вызвали методики исследования дивергентного мышления, которые были ориентированы на задачи, не имеющие строго алгоритма решения и решаемые разными путями. В частности был создан "Тест университета штата Юж. Калифорнии", в котором определялись такие признаки дивергентного мышления как легкость, гибкость и точность. Гилфорд трактовал личность как простое сочетание определенных индивидуально-специфических черт. В соответствии с этим разработал тест "Обзор темпераментов", позволяющий диагностировать: общую активность, самообладание, властность, общительность, эмоциональную устойчивость, объективность, дружелюбие, вдумчивость, личностные отношения, мужественность (Fourteen dimensions of temperament // Psychological Monogr. 1956, 70 (совм. с Zimmerman W.S.)). В результате факторно-аналитического исследования (Personality. N.Y., 1959), первого в области изучения личности, пришел к достаточности выделения следующих мотивационных факторов: организмические потребности (голод, секс, потребность в движении), потребность в определенных параметрах среды (комфорт, чистота), потребности, связанные с работой (честолюбие, упорство), потребности, связанные с социальным положением (свобода, честность), социальные потребности, общие интересы (потребность в риске, в развлечениях). Первый стал исследовать особенности связи личностных признаков и мотивационных структур, в частности предметных интересов (A factor analysis study of human interests // Psychological Monogr. 1954, 68 (et al.)).
Сочинения. A test for classification of students in chemistry. // J. o. Appl. Psychol. 1925, 9, p. 196-202 (совм. с Hyde W.F.);
Laboratory Studies in Psychology. N.Y., 1934;
Psychometric Methods. N.Y., 1936, 1954;
Fundamental Statistics in Psychology and Education. N.Y., 1942;
Creative abilities in the arts // Psychological Review. 1957, 64;
The Structure of Intellect. 1956;
Creativity. Its measurement and development // A source book for creative thinking. N.Y., 1962;
The Nature of Human Intelligence. N.Y., 1967;
Intelligence Creativity and their Educational Implications. 1969;
Three faces of Intellect // The American Psychologist. 1959, 14, № 8, в рус. пер.: Три стороны мышления, в кн: Психология мышления. Пер. с нем. и англ., М., 1965;
Cognitive Psychology with a Frame of Reference. San Diego, 1979.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ГИЛФОРД (Guilford) Джой Пол

Guilford) Джой Пол (1897— 1987) — американский психолог, специалист в области психологии образования, преподавания психологии, психологии искусства, статистических методов оценки и измерения в психологии. В 1918 г. поступил в Небрасский ун-т (бакалавр, 1922; магистр, 1924), продолжил образование в Корнелльском ун-те (д-р философии, 1926), позже — снова в Небраске (д-р права, 1952) и в Южно-Калифорнийском ун-те (д-р наук, 1962). Профессиональную деятельность начал ассоциированным профессором ун-та Небраски (1928— 1940), одновременно работал директором Отдела образовательных исследований (1938-1940). В 1939 г. был избран президентом Психометрического общества, в 1940 — президентом психологической ассоциации Среднего Запада. С 1940 по 1967 г. — профессор психологии университета Южной Калифорнии. Г. был также членом редколлегий ряда журналов, имеет награды АРА. В годы Второй мировой войны был директором Авиационной психологической службы, задачей которой была разработка тестов для курсантов. После войны Г. выступил инициатором проекта по исследованию способностей, который начал осуществлять в университете Южной Калифорнии. В 1950-х гг. исследует свойства личности, которые трактовалась им как простое сочетание определенных индивидуально-специфических черт. В соответствии с этим подходом был разработан тест Обзор темпераментов , позволяющий диагностировать общую активность, самообладание, властность, общительность, эмоциональную устойчивость, объективность, дружелюбие, вдумчивость, личностные отношения, мужественность (Fourteen dimensions of temperament, в соавт. с W.S. Zimmerman, 1956). Г. первым стал исследовать особенности связи личностных признаков и мотивационных структур, в частности предметных интересов (Personality.McGraw-Hill,1959). Следующим важным достижением Г. была разработка проблем дивергентной продуктивности и одаренности, результатом которой явилось выделение категорий конвергентного и дивергентного мышления. Особый интерес вызвали его методики исследования дивергентного мышления, которые были ориентированы на задачи, не имеющие строгого алгоритма и решаемые разными путями. В частности, был создан Тест университета штата Юж.Калифорния , в котором определялись такие признаки дивергентного мышления как легкость, гибкость и точность. (The Nature of Human Intelligence, McGraw-Hill, 1967). Г. провел также серию исследований креативных процессов (1968), включив четыре основные характеристики креативности в свою модель структуры интеллекта: продуктивность (беглость), гибкость, оригинальность и разработку (внедрение идеи). (Intelligence, creativity, and their educational implications , 1968). Тесты креативности, разработанные Г. с коллегами (1976), нашли широкое применение в практике диагностики дивергентной продуктивности и одаренности. Они состоят из 10 заданий, содержащих задачи на вербальное (семантическое) и образное дивергентное мышление и предъявляются детям начиная с 4-х-летнего возраста. Опираясь на все эти исследования, Г. разработал модель интеллекта с систематическим расположением способностей в виде трехмерной матрицы с пятью психическими операциями (познание, память, оценивание, дивергентная и конвергентная продуктивность), пятью видами информационного содержания и шестью видами информационных форм. Здесь изучаемые умственные операции представляют собой то, что умеет испытуемый; стимуль-ное содержание включает в себя природу материала или информации, на основе которых осуществляются действия; с помощью информационных форм (результатов) описывается способ обработки информации испытуемым. При разработке модели интеллекта Г. вместе с сотрудниками удалось идентифицировать и снабдить диагностическими средствами 98 из 120 возможных факторов, образованных клетками трехмерной матрицы (Analysis of Intelligence, N.Y.,1971 (совм. с Hoepfner R). Позднее число факторов было увеличено до 150 за счет замены изобразительного стимульного содержания на стимульное содержание слухового и визуального типа, что дало пять мыслительных содержаний вместо первоначальных четырех. Работа по совершенствованию модели интеллекта продолжалась до 80-х годов, при этом Г. признавал существование факторов более высокого уровня. Факторы второго порядка образуются в результате сжатия одной из трех структур интеллекта по отношению к двум другим, что дает в результате 85 факторов второго порядка. В результате сжатия двух из трех измерений образуются факторы третьего порядка. Их 16, и они соответствуют списку из перечисленных выше 5 операций, 5 содержаний и 6 результатов.(Way Beyond the IQ: Guide to Improving Intelligence and Creativity, 1977). Разработанная под руководством Г. модель стала эвристическим инструментом для улучшения интеллектуальных способностей посредством упражнений. Два раздела в ней были отведены под креативные способности, остальные были посвящены решению задач. По мысли Г. эта модель была необходимой базовой конструкцией для развития опера-ционно-информационной психологии. Г. также принадлежат труды по психометрике и статистическим методам: Psychometric Method, McGraw-Hill, 1936, 1954; Fundamental Statistics in Psychology and Education, McGraw-Hill, 1950, 1956, 1965; ANO 1973,1978). Т.О. Гордеева, Л.А. Карпенко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005