Фрейд Анна

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Фрейд Анна | Freud, Anna (1895-1982)

Анна Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда, была специалистом по детскому психоанализу и активно отстаивала специфические потребности детей, применяя теории своего отца.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Фрейд Анна
(Freud Anna, 18951982). Английский психоаналитик австрийского происхождения. Ее концепции о психоаналитическом лечении детей отличаются существенно от концепции Клайна М. (см.). На основе собственных наблюдений А. Фрейд проливает свет на значимость роли матери в развитии ребенка. Ее наиболее важный вклад в психоанализ - это «Я» и защитные механизмы.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ФРЕЙД АННА
(1895-1982) - пс ихо аналитик, дочь З. Фрейда. Обосновала новое направление психоанализа - детский психоанализ, который учитывает незрелость детской психики и низкий уровень возможности вербализации. Считала, что «Я» имеет значительно большую независимость от «Оно», чем предполагалось в классическом психоанализе. Ей принадлежит расширенная систематика психологических защит личности. ФРЕЙД (1856-1939) - австрийский психолог, создатель психоанализа. Начав свои исследования как физиолог и врач-невропатолог, пришел к выводу, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые больными комплексы, которые, будучи вытесненными из сознания, вызывают патологические симптомы (расстройства движений, восприятия, памяти, эмоциональной сферы и др.). Применяя гипноз, используя методику расшифровки свободных ассоциаций, сновидений и трансфера, пришел к выводу, что избавление от некогда пережитых в детстве травм возможно путем их осознания. Считал, что в период развития организма от младенчества до зрелого возраста сексуальный инстинкт претерпевает ряд метаморфоз или фаз (оральная, анальная, фаллическая, латентный период и генитальная стадия).

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

ФРЕЙД АННА
(Freud Anna) (1895—1982)-дочь З. Фрейда, его ученица и последовательница в психоанализе, в свое время один из ведущих неофрейдистов в США. Выступала за создание особого направления в психоанализе-детского психоанализа, который учитывал бы незрелость детской психики и низкий уровень владения словесно-логическим (вербальным) мышлением. В связи с этим Ф.А. в психоанализ были введены доступные для детей игровые методы. Она существенно расширила роль Эго по сравнению с классическим психоанализом, допустив его независимое от Ид существование. Ф.А. своими работами способствовала развитию одного из базовых положений психоанализа, касающегося роли и функционирования механизмов психологической защиты Эго от тревоги. В итоге ею было дано полное, принятое и в настоящее время, стандартное описание психологических защитных механизмов. Иногда учение Ф.А. называют также Эго-психологией.
Соч.:Das Ich und die Abwehrmechanismen. Munchen, 1973; Einfurung in die Technik der Kinderanalyse. Munchen, 1975; Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993; Теория и практика детского психоанализа. М., 1999. См. защитные механизмы, Ид, неофрейдизм, психоанализ, тревога, Фрейд Зигмунд, Эго, Эго психология.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Фрейд (Frued) Анна
(3.12.1895, Вена - 8.12.1982, Лондон) - психоаналитик, дочь З.Фрейда.
Биография. Получила педагогическое образование (1914). Проработала пять лет в качестве учительницы. Одновременно получила психоаналитическое образование под руководством своего отца. С 1920 г. работала в английском отделении психоаналитического общества. В 1924 г. сделала первый доклад в Венском психоаналитическом обществе, на основании которого ее приняли в члены общества. С 1938 г. эмигрировала в Великобританию, жила в Лондоне. Основала и руководила детским домом (1940-45). В 1952 г. организовала Клинику терапии детей и образовательный центр подготовки детских психоаналитиков.
Исследования. Обосновала новое направление психоанализа - детский психоанализ, который учитывает незрелость детской психики и низкий уровень возможности вербализации. Считала, что Я имеет значительно большую независимость от Оно, чем предполагалось в классическом психоанализе. Ей принадлежит расширенная систематика психологических защит личности (Das Ich und die Abwehrmechanismen. 1936).
Сочинения. Einfuhrung in die Thechnik der Kinderanalyse. 1927;
Gesamelte Werke in 7 Bd. N.Y., 1969
Литература. Peters U.H. Anna Freud. Ein Leben fur das Kind. 1979

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Фрейд Анна
(1895–1982) – австрийский и англ. детский психолог. Создатель оригинального направления практической психологии – детского психоанализа. Дочь классика психоанализа З.Фрейда. Начав свою карьеру в 1912 г. с работы учительницей, уже в 1923 г. становится преподавателем и директором Венского института по подготовке детских психоаналитиков. Вначале в Австрии, а после эмиграции в 1938 г. в Великобритании Ф. самоотверженно занимается вопросами развития личности ребенка и помощи ребенку в полной драм жизни. Мировую известность Ф. принесла ее работа «Психология Я и защитные механизмы», открывшая путь к пониманию и преодолению конфликтов детской души. Детское Я переживает натиск инстинктивных и внешних стимулов в одно и тоже время; если оно хочет сохранить свое существование, то должно защищаться с двух сторон. Можно говорить о параллелях между защитными мерами Я против внешней и против внутренней опасности. Вытеснение избавляет от произвола инстинктов, так же как отрицание разрушает внешние стимулы. Формирование реакции предохраняет Я от возвращения изнутри вытесненных импульсов, тогда как при помощи фантазий, в к–рые отброшена реальная ситуация, поддерживается отказ от поражения извне. Торможение инстинктивных импульсов соответствует ограничению, накладываемому на Я, чтобы избежать неудовольствия, исходящего от внешних источников. Интеллектуализация инстинктивных процессов как мера против опасности, угрожающей изнутри, аналогична постоянной бдительности Я по отношению к опасности, грозящей извне. Все остальные защитные меры производят изменения в самих инстинктивных процессах, аналогично попыткам воздействовать на внешнюю опасность посредством активного изменения условий во внешнем мире. Осн. работы: «Введение в детский психоанализ», 1927; «Психоанализ для учителей и родителей», 1931; «Война и дети», 1944; «Норма и патология в детстве», 1966.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ФРЕЙД Анна
1895-1982) -австрийский психоаналитик, дочь 3. Фрейда. Сооснователь эгопсихологии и детского психоанализа. Председатель Венского психоаналитического общества (1925—1938). Поч. д-р права Венского унта и ун-та Кларка (1950, США). Поч. д-р наук Медицинского колледжа Джеффер-сона (1964) и ряда ун-тов (Шеффилдского, 1966; Чикагского, 1966; Йельского, 1968). Чл. Королевского медицинского общества (1978) и поч. чл. Королевского колледжа психиатров. Поч. д-р философии ун-та Гете (1981). В детстве получила хорошее домашнее образование. С раннего возраста приобщилась к кругу идей отца и его психоаналитической деятельности. В юности и зрелые годы выполняла обязанности секретаря и помощника 3. Фрейда. После получения педагогического образования (Вена, 1914) в течение пяти лет преподавала в одной из венских начальных школ, где впервые заинтересовалась проблемами психологии детей. С 1920 г. работала в английском отделении психоаналитического общества. Под непосредственным руководством отца освоила теорию, методику и технику психоанализа. В 1922 г. опубликовала первую статью Бьющие фантазии и дневные мечты, в которой исследовала способы прекращения мастурбации. В 1922 г. была принята в Венское психоаналитическое общество и с 1923 г. начала практиковать психоаналитическую терапию. Специализировалась преимущественно по проблемам психоанализа детского возраста и использования психоаналитических идей в педагогике, втом числе для коррекции недостатков обучения и воспитания. Разрабатывала методику и технику детского психоанализа. С 1923 г. работала в Венском ин-те психоанализа. В 1925—1938 гг. была председателем Венского психоаналитического общества. В 1927 г. опубликовала работу Введение в технику детского анализа, в которой изложила суть оригинального психоаналитического подхода к психологии детей, подчеркнула роль окружения в развитии ребенка и показа эффективность игровой терапии. В 936 г. в книге Психология Я и зашит-[ые механизмы развила психоаналити-;еские идеи о механизмах защиты и юказала их роль в формировании и фун-щионировании психики и личности. В 938 г., после оккупации Австрии нацистами, подвергалась аресту и допросам в естапо. После вынужденной эмиграции в Англию (1938), совместно с 3. Фрейдом, >собое внимание уделяла поддержке боль--loro отца. После смерти 3. Фрейда (1939) трилагала значительные усилия для корректного и эффективного развития пси-

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

ФРЕЙД Анна
(1895–1982) – австрийский психолог, специалист в области детского развития и психотерапии. Дочь З. Фрейда, единственная из шести детей основателя психоанализа, продолжившая дело отца и развившая его учение применительно к детскому возрасту. Получила педагогическое образование, в 1915–1920 гг. работала учителем начальной школы. В то же время освоила теорию и методику психоанализа под руководством отца. С 1923 г. открыла собственную психоаналитическую практику, специализировалась по психическим расстройствам в детском возрасте, вызванным недостатками обучения и воспитания. В 1938 г. эмигрировала в Великобританию, где работа в созданных ею яслях в Лондоне. Там же в 1947 г. ею открыты курсы детских психоаналитиков, ставшие крупным европейским психоаналитическим центром.
В ранних трудах «Введение в технику детского психоанализа» (1927) и «Введение в психоанализ для педагогов» (1930) выделила специфику детского психоанализа как особого метода диагностики и терапии, отличного от «взрослого» аналога. При этом выступила против упрощенного понимания психоанализа, при котором детская игра переводилась в символы сексуальности. В 1936 г. вышел основной теоретический труд «Я и механизмы защиты», в котором детально проанализированы механизмы психологической защиты сознания от травмирующих воздействий (вытеснение, отрицание, регрессия и др.).
В годы 2й мировой войны на обширном материала подопечных детей в своих яслях изучала влияние психической депривации на развитие ребенка, особенно в случаях разлучения с матерью. Не подвергая сомнению существование постулированного Фрейдом Эдипова комплекса, исследовала его проявления при отсутствии «эдипального объекта» – отца. С этих же позиций в послевоенное время ею проведено исследование детей, переживших заключение в фашистских концлагерях. В 1965 г. вышел обобщающий труд «Норма и патология детского развития». Разрабатывая и наполняя конкретным содержанием основные положения классического психоанализа А. Фрейд подробно описала закономерности смены фаз развития ребенка, рассмотрела широкий спектр психических нарушений – от «обыкновенных» трудностей воспитания (страхи, упрямство, нарушения сна и аппетита) до тяжелых аутических расстройств и предложила практические методы их лечения.
Соч. (в рус. пер.): Детский психоанализ. – СПб., 2003; Введение в детский психоанализ. Норма и патология детского развития. "Я" и механизмы защиты. – М., 2004.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

ФРЕЙД Анна
1995–1982) – дочь основателя психоанализа, родилась в Вене 3 декабря 1895 года. Будучи младшей из шести детей З. Фрейда, она не только находилась рядом с ним всю свою жизнь, выполняя роль личного секретаря и ухаживая за отцом, на протяжении шестнадцати лет страдавшего от ракового заболевания, но и, став психоаналитиком, активно включилась в профессиональную деятельность, связанную с Международным психоаналитическим движением.
   А. Фрейд не имела медицинского образования. Окончив частный лицей и получив педагогическое образование в 1914 году, на протяжении пяти лет она работала учительницей. Не встречая возражений со стороны отца, молодая учительница имела возможность слушать его лекции по психоанализу, посещать психиатрическую клинику Ю. Вагнера-Яурегга, в которой работали П. Шильдер и Х. Хартманн, присутствовать на некоторых заседаниях Венского психоаналитического общества. Проявив интерес к психоаналитическим идеям, в 1918–1921 годах она прошла личный анализ у своего отца. С 1918 года стала принимать участие в Международных психоаналитических конгрессах. Осуществив самостоятельное психоаналитическое исследование пятнадцатилетней девочки и выступив с докладом «Фантазия избиения во сне и наяву», в обсуждении которого приняли участие З. Бернфельд, Х. Дойч, Т. Райк, О. Ранк, П. Фе-дерн, О. Фенихель и другие психоаналитики, в 1922 году А. Фрейд стала членом Венского психоаналитического общества.
   В 1920 году З. Фрейд подарил своей дочери кольцо, подобное тому, которое носили особо приближенные к нему мужчины-аналитики, входящие в состав тайного Комитета. Его болезнь в 1923 году привела к тому, что он уже не мог участвовать в работе последующих психоаналитических конгрессов и поручал свои выступления дочери, которая не только постоянно находилась при нем (З. Фрейд называл ее «верной Антигоной»), но и выполняла часть его функций. В том же году А. Фрейд открыла собственную психоаналитическую практику, а год спустя стала членом тайного Комитета, заменив ближайшего сподвижника основателя психоанализа О. Ранка, который, выдвинув свои собственные идеи о травме рождения и не встретив поддержки среди ближайшего окружения З. Фрейда, вышел из состава данного Комитета.
   В 1924 году А. Фрейд возглавила Венский психоаналитический институт, в котором стала читать лекции по детскому психоанализу. В том же году она повторно прошла анализ у своего отца, который считал, что добился определенного успеха при анализе собственной дочери, хотя не советовал другим психоаналитикам заниматься тем же самым, о чем писал, в частности, итальянскому психоаналитику Э. Вэйсу, который спрашивал совета относительно возможности заняться анализом собственного сына. В 1930 году во Франкфурте-на-Майне А. Фрейд приняла участие в церемонии вручения ее отцу, по состоянию здоровья не имевшего возможности присутствовать лично, почетной литературной премии имени Гете. В 1931 году она стала секретарем Венского психоаналитического общества, в 1933 году – вторым заместителем председателя этого общества.
   В марте 1938 года после вторжения немецких нацистов в Вену А. Фрейд была вызвана на допрос в гестапо. В июне того же года она вместе со своим отцом покинула Австрию и эмигрировала в Англию, где была принята в Британское психоаналитическое общество, а также стала почетным членом Парижского психоаналитического общества. После смерти З. Фрейда в 1939 году она способствовала изданию его собрания сочинений. Во время Второй мировой войны А. Фрейд оказывала помощь детям, пострадавшим от бомбардировок Лондона, открыла детский приют-ясли, осуществляла терапевтическую и исследовательскую деятельность. С 1944 по 1949 год была генеральным секретарем Международной психоаналитической ассоциации. В 1947 году в Хэмпстеде она организовала курсы подготовки специалистов в области детского психоанализа, в 1952 году возглавила Хэмпстедскую клинику детской терапии, которая в 1984 году была переименована в Центр Анны Фрейд.
   А. Фрейд неоднократно выезжала с лекциями в США, принимала активное участие в работе Международных психоаналитических конгрессов. В 1950 году она участвовала в торжествах по случаю шестидесятилетия со дня основания Университета Кларка в Вустере (Массачусетс, США), в котором сорок лет тому назад выступал ее отец. В том же году А. Фрейд стала почетным членом Американского психоаналитического общества, в 1955 году – почетным членом Нью-Йоркского психоаналитического общества. В 1959 году она была избрана вице-президентом Международной психоаналитической ассоциации, набрав наибольшее количество голосов из восьми претендентов на этот пост. А. Фрейд была также избрана почетным доктором Шеффильского (Англия), Гарвардского, Колумбийского, Чикагского, Филадельфийского (США) университетов.
   В 1971 году А. Фрейд впервые после своей эмиграции в Англию приехала в Вену, где приняла участие в Международном психоаналитическом конгрессе и побывала в своей квартире на Бергассе, 19, где была устроена выставка фотографий, а затем открыт музей Зигмунда Фрейда. В 1972 году ей было присвоено звание почетного доктора Венского университета, а в 1973 году она была избрана почетным президентом Международной психоаналитической ассоциации. А. Фрейд умерла в Лондоне 8 октября 1982 года в возрасте 86 лет.
   А. Фрейд – автор многочисленных статей и ряда книг, включая «Введение в технику детского психоанализа» (1927), «Введение в психоанализ для педагогов» (1930), «Я и механизмы защиты» (1936), «Маленькие дети в военное время: год работы в детдоме» (1942), «Младенцы без семей: случай за и против детского дома» (1943), «Норма и патология в детстве» (1965). Ее идейное наследие нашло свое отражение в собрании сочинений, изданном в десяти томах.  

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

АННА ФРЕЙД
Анна Фрейд родилась в 1895 г. и была шестой, младшей, дочерью Зигмунда Фрейда, основателя современного психоанализа. Отец ждал рождения сына и даже придумал ему имя - Вильгельм, однако родилась девочка. Марте Фрейд было трудно справляться со всеми детьми, поэтому вскоре к ней приехала сестра Минна. Эта женщина стала для Анны второй матерью. Отца дети видели нечасто, ведь он постоянно бы занят врачебной практикой и научной работой. Когда Анне было 13 лет, отец познакомил ее со своей теорией психоанализа, она стала посещать его лекции и даже присутствовала на приемах пациентов. В 16 лет Анна, окончившая частный лицей, оказалась перед выбором дальнейшего пути. Образование позволяло ей поступить только в учебное заведение, готовящее учителей, а не в университет, для которого необходимо было закончить гимназию. Перед тем как сделать этот выбор, Анна по совету отца уехала в Италию, где прожила 5 месяцев. Вернувшись, она поступила на учебу, а позже стала преподавателем в том самом лицее, где некогда училась. С 1918 г. Анна, уже давно увлекающаяся психоанализом, стала принимать участие во всех заседаниях Венского психоаналитического общества. Ее первым самостоятельным опытом стало проведенное в 1922 г. исследование 15-летней девочки и выступление с докладом «Фантазии избиения во сне и наяву». После этого ее приняли в ряды Венского психологического общества. С 1923 г. Анна Фрейд начала самостоятельно практиковать, открыв кабинет для детей в том же помещении, где принимал пациентов ее отец. Отец, естественно, был доволен успехами, которых достигла Анна в области психоанализа, его беспокоили лишь два ее недостатка: «сутулая осанка и чрезмерное увлечение вязанием». Психоаналитики толковали это увлечение как замещение сексуальной жизни: постоянное движение спицами символизировало продолжающийся половой акт. В том же году Анна узнала о болезни отца, причем совершенно случайно. Именно благодаря дочери Зигмунд Фрейд смог так долго бороться с болезнью Она взяла на себя все его встречи и доклады, издавала его труды, помогала ему разрабатывать новые концепции и, по сути, стала его личным секретарем. В 1925 г. в Вену приехала Дороти Берлингам-Тиффани, дочь американского промышленника и фабриканта Тиффани, почитателя Фрейда. Спустя несколько лет Дороти переехала жить в дом Фрейдов вместе со своими детьми. Именно они, а еще дети Софи, другой дочери Зигмунда, стали для Анны настоящей семьей. Кроме того, Дороти во многом разделяла увлечение Анны психоанализом. Вместе с Жанной Лампи де Гру и Марианной Ри-Криз они составили кружок единомышленников, среди психоаналитиков эта группа получила название «круг четырех дам». Через год Анна Фрейд стала секретарем, а еще через год - генеральным секретарем Международного психоаналитического общества. У нее постоянно возникали трудности с получением признания, поскольку она не имела медицинского образования, поэтому основными пациентами Анны были дети ее знакомых. В этой работе очень помогло ее учительское образование и та практика, которую она получила, общаясь с детьми Дороти и Софи. Знакомые отмечали, что Анна умела найти общий язык с любым ребенком. На основе своих клинических опытов Анна Фрейд сделала некоторые выводы. Особенностью детского психоанализа, по ее мнению, является то, что метод свободных ассоциаций, когда пациенту предоставляется возможность говорить все, что придет в голову безо всякого контроля со стороны сознания, здесь совершенно неприменим, поскольку ребенок просто не способен доверять взрослому свои тайны. Поэтому Анна в своих клинических исследованиях предпочитает использовать метод наблюдения. Мысли и желания ребенка, по мнению А. Фрейд, могут выражаться не в словах, а в действиях во время переживания им различных игровых ситуаций. Столкновение их с внешним миром порождает конфликт, который, разрешаясь, благотворно действует на психику ребенка. Игнорирование или же полное отсутствие таких желаний ведет к социальной дезадаптации, истеричности и неврозам Эти идеи были отражены в первой книге А. Фрейд «Введение в технику детского психоанализа», которая была составлена из четырех лекций. Это яркий пример того, как было написано большинство трудов Анны: сначала тема излагалась ею на лекции или симпозиуме, а затем уже в книге. В это же время Анна вступила в полемику с Мелани Кляйн, также занимавшейся детским психоанализом Отличительной чер-f той теории Кляйн было то, что она исследовала особенности детской психики, пользуясь всеми законами «взрослого» психоанализа. Фрейд же считала, что внутренние психические инстанции формируются постепенно, а следовательно, эти законы неприменимы для психоанализа детей. Со временем этот спор превратился не просто в отстаивание собственного мнения двумя учеными, а в разделение всего детского психоанализа на две школы. В 1937 г. вышла в свет книга Анны Фрейд «Эго и механизмы защиты». В ней Анна составила каталог эго-защит (таких, как вытеснение, формирование реакции, проекция, идентификация с агрессором и т.д.) и описала их проявления. Она описала не только защиты, порождаемые внутренним, структурным конфликтом, но и конфликтом «эго» с окружающим миром (отрицание). Подчеркивая центральную роль «эго» и адаптивное значение эго-защит, Анна Фрейд открыла дорогу развитию эго-психолОгии - одному из основных направлений современного психоанализа. Когда к власти в Германии пришел Гитлер, ученые начали покидать Вену, но Зигмунд Фрейд, отягощенный болезнью, не мог решиться на переезд. 11 марта 1938 г. гитлеровские войска вошли в Вену, а 22 марта Анну уже вызвали на допрос в гестапо. Позже она вспоминала, что это был самый страшный день в ее жизни, опасаясь пыток, она даже взяла с собой яд. Этот день произвел на нее такое сильное впечатление, что позже Анна избегала бывать в Германии. 4 июня семья Анны выехала в Париж, а затем и в Лондон, где ее отец прожил всего лишь год. Во время войны Анна помогала английским детям - жертвам бомбежек, а в 1939 г. создала приют для таких детей. Работая с ними, она на практике изучала различные особенности детской психики, в частности то, как формируется психика ребенка при разлуке с матерью и какова реакция детей на жизнь в коллективе, где роль родителей выполняют старшие товарищи Результаты этих исследований Анна публиковала в своих «Ежемесячных отчетах». В 1944-1949 гг. Анна была генеральным секретарем Международной психоаналитической ассоциации. Она всегда очень ревностно относилась к творчеству отца. В то время шутили, что «каждый, кто что-то пишет о Фрейде, чувствует, как Анна заглядывает в текст через плечо» После смерти отца она опубликовала собрание его сочинений как своеобразный памятник его творчеству. После войны известность Анны Фрейд начала возрастать, возможно, на это оказали влияние лекции, которые она читала по всей Европе и Америке. Известно, что она оказала влияние на творчество Германа Гессе, за консультацией к ней обращалась даже Мерилин Монро, у которой Анна определила истерический и депрессивный склад личности. В это время А. Фрейд получила степень почетного доктора во многих университетах Европы и Америки. В своих лекциях она постоянно подчеркивала положительный момент инстинктивных влечений у детей. Основным детским инстинктом Анна Фрейд всегда считала агрессию, отмечая ее положительное значение. Напряженность и борьба, свойственные агрессии, - это основные жизнеутверждающие инстинкты, кроме того, агрессия - это необходимая составляющая сексуальности. Чтобы избежать патологий в будущем, считала А. Фрейд, все асоциальные аспекты агрессии должны быть проработаны в детстве Книга «Нормальность и патология детства», вышедшая в 1965 г., посвящена оценке развития и психопатологии детей. В отличие от психопатологических симптомов у взрослых, симптомы у детей более хаотичны, неупорядоченны и проявляются в основном как остановка или задержка в процессе развития. Для оценки причин и последствий таких остановок Анна Фрейд предложила рассматривать линии развития ребенка, описав три главные категории: созревание влечений и эго-функций, адаптация к окружению и строящимся объектным отношениям, а также организация, интеграция и конфликты в психической структуре. В определенном возрасте от каждого ребенка можно ожидать проявления соответствующих этому возрасту достижений, конфликтов, проблем. Отсутствие их говорит о нарушении в каких-то линиях развития. В 1973 г. Анна Фрейд стала почетным президентом Международной психоаналитической ассоциации, однако интенсивной клинической практикой она уже не занималась. Невзирая на тяжелую болезнь, она продолжает научную деятельность, в то время ее девизом стали слова Ф. Ницше. «То, что меня не сломило, делает меня сильнее». 1 марта 1982 г у Анны случился инсульт, повлекший за собой нарушения речи, функций вестибулярного аппарата и паралич. Но даже в больнице она пыталась работать над книгой о семейном праве. Анна Фрейд умерла 8 октября 1982 г. в Лондоне. За 60 лет жизни Анна Фрейд опубликовала более 90 статей, прочитала 88 различных докладов и лекций. Работы ее имеют безусловно культурное и общечеловеческое значение. Принять в ребенке то, что неизбежно, и устранить то, что впоследствии может привести его к социальной дезадаптации, - такова центральная установка детского психоанализа, разработанного Анной Ее разработки полезны и для психоаналитиков, в том числе и для современных, и для родителей.

Источник: Яровицкий В. 100 великих психологов. 2004