ЭПИКУР

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЭПИКУР
341-270 до н. э.) - древнегреч. философ. Разделял атомистическое учение Демокрита о душе с определенными поправками, которые касались возможности самопроизвольного отклонения атомов. Соответственно, Э. считал человека существом, которое наделено свободой воли и может и должно преодолевать неблагоприятное стечение обстоятельств в жизни. Наибольший интерес для психологов представляет учение Э. о борьбе с неприятными аффектами, в частности страхами (напр., страхом смерти), для успеха которой Э. призывал к теоретическому познанию мира и причин возникновения этих страхов. (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Эпикур
(341 - 270 до н. э.) - древнегреческий философ, последователь атомистического учения Демокрита.
Биография. Родился на о. Самос в семье школьного учителя. Около 309 г. до н. э. начал учить философии в Колофоне, Митилене и Лампсаке. В 306 г. до н. э. основал в Афинах свою философскую школу ("Сад").
Исследования. Разделял свое учение на три части: теорию познания, учение о природу и этику. Допускал возможность самопроизвольного отклонения атомов, что было им положено в основу учения о душе и свободной воле. Душа, по его представлениям, состоит из особо тонких и рассеянных по всему телу атомов. После смерти тела, душа также рассеивается. Разработал метод борьбы с неприятными аффектами, например, со страхом, при опоре на теоретическое познание мира.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЭПИКУР
(341—270 гг. до н. э.)-древнегреческий философ, вклад которого в разработку проблем психологии связан с изучением и объяснением нравственных основ поведения человека. Он отличал душу человека от души животного, считая основными фунциями человеческой души чувствование, мышление и нравственную регуляцию поведения. Согласно учению Э., человек является единственным источником добра и зла, и он же выступает в качестве главного судьи собственных поступков. Эмоции наряду с разумом управляют поведением человека и могут содержать в себе нравственную основу его регуляции. При этом все, что вызывает приятные чувства, Э. считал нравственным и справедливым, и, наоборот неприятное часто связано с несправедливым и безнравственным. Счастье человека он видет в достижении его душой состояния атараксии. См. атараксия.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
373.58 кб

Дисциплинарная власть Мишеля Фуко и клинамен Эпикура

Ефимова Наталья Михайловна, Ненашев Михаил Иванович
Показывается, что в современном обществе в полном соответствии с учением о дисциплинарной власти Мишеля Фуко формируется безличная система властных отношений, и рассматривается вопрос о возможности перехода к состоянию, при которо
Читать PDF
222.66 кб

Пути достижения истинного счастья в философском учении Эпикура

Комарова Любовь Анатольевна
В статье речь идет о счастье как одной из основных человеческих ценностей.
Читать PDF
144.15 кб

Концепция добродетели у Эпикура

Бровкин Владимир Викторович
В статье рассматривается проблема соотношения добродетели и наслаждения в этике Эпикура. В «Письме к Менекею» Эпикур высказывает, на первый взгляд, противоречивые тезисы.
Читать PDF
311.62 кб

Место удовольствий в системе этических предпочтений Эпикура

Бровкин Владимир Викторович
Проблема соотношения удовольствий покоя с удовольствиями движения у Эпикура рассматривается в рамках двух интерпретаций его учения о наслаждении.
Читать PDF
367.35 кб

Одиночество как экзистенциал античной философии (от Эпикура до Плотина)

Гагарин Анатолий Станиславович
В статье продолжается исследование античного Homo Solus, Человека Одинокого.
Читать PDF
348.24 кб

Моральное начало свободы в философии поздней античности и раннего средневековья на примере Эпикура,

Комаров Антон Станиславович
Читать PDF
192.13 кб

Рецепция этических воззрений Эпикура в нравственной философии Спинозы

Тер-Аракельянц Владимир (Протоиерей)
Статья посвящена рецепции этических воззрений Эпикура в нравственной философии Спинозы. Убедившись в тождестве их этических построений, автор отмечает, что максимальное их сближение наблюдается в учении о смерти.
Читать PDF
359.63 кб

Онтологические конструкты Платона и Эпикура в философии истории

Федяев Дмитрий Михайлович, Федяева Наталья Дмитриевна
В статье выявляются альтернативные онтологические конструкты, эвристические возможности которых реализуются в философии истории.
Читать PDF
340.66 кб

Эпикуреизм и христианство в философском и теологическом дискурсе эллинистической эпохи

Шахнович Марианна Михайловна
В статье рассматриваются возможные точки сопряжения позднего эпикуреизма и раннего христианства в области учения о морали и духовного врачевания.
Читать PDF
236.72 кб

2016.01.036. ЭЛИОПУЛОС П. ЭПИКУРЕИЗМ В ПОНИМАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ В «DE RERUM NATURA » ЛУКРЕЦИЯ. EL

Хлебников Г.В.
Читать PDF
457.70 кб

Эллинистический эпикуреизм как отдаленный теоретический предшественник позитивизма

Гусев Д.А.
Эпикурейцев вполне можно назвать скептиками в отношении теоретического мышления такими же, какими оказались позитивистские философы науки, не доверившие мышлению никакой самостоятельной (теоретической) работы в отрыве от «предложе
Читать PDF
525.67 кб

Эпикурейское учение о богах и эстетическая теория Канта

Гордюхин Евгений Федорович
Учение о богах Эпикура рассматривается в качестве завершающего этапа реализации принципа удовольствия.
Читать PDF
179.16 кб

Критика эпикурейства в философии Г. В. Лейбница

Тер-Аракельянц Владимир (Протоиерей)
Статья посвящена критике эпикурейства в философии Лейбница.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности эпикутанного действия гексилового эфира 5-аминолевулиновой кислоты

Власенко Е.К., Сычик С.И., Ильюкова И.И., Стельмах В.А., Грынчак В.А.
Изучена подострая токсичность гексилового эфира 5-аминолевулиновой кислоты (АЛК) при эпикутанном воздействии в эксперименте на белых крысах.

Похожие термины:

  • Эпикуреизм

    1. этическое учение Эпикура, отражающее разумное стремление человека к счастью; 2. в неточной и нтерпретации учения Эпикура – склонность к чувственным удовольствиям, к изнеженной жизни.
  • ЭПИКУРЕЙСТВО

    /англ. Epicureanism/ (эпикуреизм), 1) философское учение, созданное Эпикуром (341–270 до н.э.). Согласно Э., главными жизненными ценностями является отсутствие страданий, физическое здоровье и душевное споко