Дьюи Джон

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ДЬЮИ ДЖОН
20.10.1859 – 2.06.1952, Нью–Йорк) — американский философ и педагог. На основе философии Гегеля развивал свои представления, согласно которым сознание и мышление человека обусловлены содержанием практических действий. Автор первого американского учебника по психологии.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Дьюи Джон | Dewey, John (1859-1952)
Статье Дьюи The reflex arc concept in psychology ("Понятие рефлекторной дуги в психологии") обычно приписывают статус программной работы, связанной с учреждением функционализма как самостоятельной школы психологии, а не только как теоретической ориентации или установки.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ДЬЮИ ДЖОН
(Dewey John) (1859—1952)-американский, прагматически ориентированный психолог, с работы которого «Теория рефлекторной дуги в психологии» (1896) некоторые психологи ведут начало функционализма. Считается основателем Чикагской школы функционализма вместе с Д. Эйнджелом.
Соч.:Experience and education. N. Y., 1948; Психология и педагогика мышления. М., 1999. См. функционализм.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ДЬЮИ ДЖОН
1859-1952) Американский философ, педагог и психолог, представитель субъективно-идеалистической, прагматической философии и педагогики, педоцентризма. Главное место в педагогическом процессе отводил деятельности детей, труду. Исключал из образовательного процесса систематическое сообщение детям знаний в определенной последовательности. Проповедовал обучение «путем делания». В таком педагогическом процессе учитель выступает лишь как консультант, ребенок – как исследователь. В его методике большое место занимают игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность, домоводство. Основное кредо Дьюи и его последователей: «Ребенок – это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания».

Источник: Психолого-педагогический словарь, фрагмент

ДЬЮИ ДЖОН
См. Инструментализм, Самообразование, Функциональная психология.Е-ВОЛНА (от англ. expectation - ожидание) - отрицат. изменение электрического потенциала, регистрируемое в передних отделах коры мозга в период между действием предварительного (предупреждающего) и пускового (т. е. требующего к.-л. реакции испытуемого) сигналов. Е-в. отражает состояние готовности к восприятию сигнала к действию.
Е-в. развивается через 0,5 с после действия предупредительного сигнала, ее длительность растет с увеличением интервала между 1-ми 2-м стимулами. Амплитуда Е-в. прямо коррелирует со скоростью двигательной реакции в ответ на пусковой стимул и увеличивается при напряжении внимания, возрастании волевого усилия и т. п., что указывает на тесную связь этого феномена с механизмами произвольного поведения человека. См. Антиципация, Вызванные потенциалы.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ДЬЮИ Джон
(1859—1952)— амер. психолог, педагог, философ, один из отцов амер. прагматизма; он же автор первого амер. учебника по психологии и один из осн. Чикагской школы психологов; сами проблемы психологии Д. рассматривал в русле изучения целостности организма в процессе его адаптации к той или иной среде; сам же содержательный анализ механизмов сознания Д. считал второстепенным фактором; исходя из своих концепций, разрабатывал теоретические постулаты воспитания, с ярко-окрашенной прагматическо-утилитарной направленностью; по его мнению прагмаконцепции стабилизируют формирование личности в условиях воспитания и деятельности, а сам индивид, в кардинальном порядке, должен научиться адаптироваться-приспосабливаться, с прагматической точки зрения, к различным жизненным ситуациям-социоантуражам-обстоятельствам; под самим же прагматизмом Дьюи, как и Пирс, понимали различные способы достижения тех или иных собственных благ индивидом в процессе деятельности, контактов с другими субъектами.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Дьюи (Dewey) Джон
(20.10.1859, Барлингтон, Вермонт - 2.06.1952, Нью-Йорк) - американский философ и педагог.
Биография. Образование получил в Вермонтском университете и колледже Хопкинса (доктор философии, 1884). С 1889 г. - профессор философии в Мичиганском университете, затем в Миннесотском, Чикагском и Колумбийском. Президент Американской психологической и философской ассоциации (1889-90), первый президент Американской ассоциации университетских профессоров. Читал многочисленные гостевые лекции в Китае, Японии, Англии.
Исследования. Автор первого американского учебника по психологии. На основе философии Гегеля развивал представления, согласно которым сознание и мышление человека обусловлены содержанием практических действий. Основная функция интеллекта - установление наиболее эффективных отношений с объектами окружающего мира. В преобразовании ряда проблемных ситуаций у индивида формируется опыт, который представляет собой единство субъекта и объекта. Дьюи выделил несколько этапов исследовательской деятельности: возникновение чувства затруднения, определение его содержания и границ, выдвижение гипотез о разрешении проблемы, выведение конкретных следствий из гипотезы, фиксация данных, приводящая к принятию или отклонению гипотезы.
Сочинения. Essays in Experimental Logic. Chi., 1918;
Human Nature and Conduct. N.Y., 1930;
Problems of Men. N.Y., 1946;
Experience and Nature. N.Y., 1958
Reconstruction in Philosophy. Boston, 1970;
Психология и педагогика мышления. М., 1915;
Введение в философию воспитания. М., 1921

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ДЬЮИ (Dewey) Джон

(1859—1952) — американский философ, психолог и педагог. Образование получил в Вермонтском ун-те и колледже Хопкинса (д-р философии, 1884). С 1889 г. — профессор философии в Мичиганском ун-те, затем в Миннесотском, Чикагском и Колумбийском. Президент Американской психологической и философской ассоциации (1889—1890), первый президент Американской ассоциации университетских профессоров. Читал многочисленные гостевые лекции в Китае, Японии, Англии. Д. — автор первого американского учебника по психологии. На основе философии Гегеля развивал представления, согласно которым сознание и мышление человека обусловлены содержанием практических действий. Основная функция интеллекта — установление наиболее эффективных отношений с объектами окружающего мира. В преобразовании ряда проблемных ситуаций у индивида формируется опыт, который представляет собой единство субъекта и объекта. Дьюи выделил несколько этапов исследовательской деятельности: возникновение чувства затруднения, определение его содержания и границ, выдвижение гипотез о разрешении проблемы, выведение конкретных следствий из гипотезы, фиксация данных, приводящая к принятию или отклонению гипотезы. Для реализации своих идей Д. открыл в Чикаго экспериментальную начальную школу. Однако из-за разногласий с университетским советом по поводу управления школой вынужден был перейти в Колумбийский университет. В своей журнальной статье в 1896 г.(Psychological Review, №3) Д. критиковал механистическое истолкование формулы стимул-реакция, которое, по его словам, оставляет нас с вывихнутой психологией (это было за 20 лет до появления бихевиоризма Уотсона) и подчеркивал, что стимул и реакцию следует рассматривать как две стороны одного функционального взаимодействия, осуществляемого организмом в процессе формирования отношений с окружающей средой. Образование должно учить ребенка решению реальных задач, а не зазубриванию чего-либо наизусть. Влияние Д. проявилось в наибольшей степени в вопросах образования. На русский язык были переведены две его книги: Психология и педагогика мышления , М., 1915 и Введение в философию воспитания, М., 1921. Наиболее известные его сочинения: Essays in Experimental Logic, Chi., 1918; Human Nature and Conduct, N.Y., 1930; Problems of Men. N.Y., 1946; Experience and Nature, N.Y., 1958; Reconstruction in Philosophy, Boston, 1970. Л.А. Карпенко, И.М. Кондаков,

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

ДЬЮИ ДЖОН
Идеи, предложенные психологом и философом Джоном Дьюи, принято относить к так называемому функциональному направлению в психологической науке. Джон Дьюи родился 20 октября 1859 г. близ Берлингтона, штат Вермонт, США. Получив образование, он преподавал сначала в Мичиганском и Чикагском университетах, ас 1901 по 1931 г. занимал должность профессора в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Основные сочинения Дьюи посвящены проблемам педагогики («Школа и общество, 1899), антропологии и гносеологии («Человеческая природа и поведение», 1922, «Опыт и природа», 1925), философской логике («Исследования по логической теории», 1903, «Как мы мыслим», 1910, «Очерки по экспериментальной логике», 1916, «Логика: теория исследования», 1938) Во всех своих работах автор предлагает новые пути для развития психологической науки, а также перерабатывает и существенно дополняет основные принципы школы философского прагматизма В первые годы своей карьеры Дьюи находился под сильным влиянием идеализма неогегельянского толка, который был чрезвычайно популярен в Америке на рубеже XIX-XX вв Но затем он превзошел эти влияния и выработал систему собственных идей Уже будучи семидесятилетним старцем, Дьюи написал собственную биографию, в которой подробно рассказал о всех перипетиях своей научной судьбы. Эта книга носит название «От абсолютизма к эмпиризму». Главные идеи Дьюи всегда были определены его все более возрастающим интересом к педагогике и преподавательской деятельности Все работы ученого были так или иначе связаны с этой сферой. Дьюи хотел создать из педагогики тщательно обоснованную и оптимально разработанную дисциплину, т к. очень хорошо видел недостатки существующих подходов к образованию вообще и работе с учащимися и студентами в частности. Теория и практика преподавания и воспитания, какими он видел их на тот момент, были лишены прочной и надежной основы, что, по мнению Дьюи, являлось одной из причин невозможности построения в США по-настоящему демократического общества В своей книге «Демократия и образование» (1916) ученый проявил себя как активный реформатор процесса обучения и всей педагогической дисциплины вообще. Он попытался провести научное обоснование педагогики, и этот замысел привел Дьюи к серьезным занятиям психологией и философией, которые он рассматривал с точки зрения заинтересовавшего его учения прагматизма. Одной из основных книг, принципиально повлиявших на его творчество, Дьюи называл «Принципы психологии» Джемса, труд, по праву считающийся уникальным явлением в истории научной мысли. Именно из этой книги Дьюи заимствовал и развил концепты дискриминации, сравнения, размышления и др И ее основная идея - жизнь как действие - стала для Дьюи своего рода жизненным и творческим девизом. Приобретя огромную известность как ученый и педагог, он прожил довольно долгую жизнь, окруженный учениками и соратниками. Начало карьеры ученого было связано, как и у ряда других известных мыслителей XX в., с психологией. Его книга, которая так и называлась - «Психология» (1886), была первым американским учебником по данному предмету. Первую известность Дьюи принесла небольшая статья под названием «Понятие о рефлекторном акте в психологии», вышедшая в 1896 г. В ней автор резко выступает против существующих в это время в науке о душе представлений о том, что основными единицами поведения служат так называемые рефлекторные дуги (т.е. происходящие в мозгу человека процессы, близкие к примитивным рефлексам у животных). Однако со временем Дьюи вслед за другими приверженцами прагматизма перешел на позиции течения, получившего название бихевиоризм (от английского слова behavior - поведение) Основной идеей бихевиоризма стало стремление находить в поведении человека и его психических реакциях моменты сохранения и повторения. Постулат бихевиористов в его кратком выражении звучит так: «Действие, следствием которого является успешный результат, имеет тенденцию к повторению». Таким образом, самым важным в человеческой жизни приверженцы бихевиоризма считали последствия конкретных действий и всего поведения. Познание, знание, рассуждения, а в конечном итоге выбор целей и средств - все зависит от поведенческих реакций. Решив соединить основные установки и принципы бихевиоризма с идеями прагматизма, Дьюи создал неповторимый комплекс идей, вошедший в историю науки как инструментализм Сущность инструментализма, по Дьюи, заключается в том, чтобы понимать познание, а также практику как совокупность способов, при помощи которых человек обеспечивает себя разного рода жизненными благами, существующими в реальном опыте. Однако для того чтобы разобраться с тем, как это сделать, необходимо уточнить само понятие опыта. Как считает Дьюи, неверно утверждать, будто опыт представляет собой поток сознания (это представление было свойственно ряду психологов до Дьюи, в том числе его непосредственному предшественнику Джемсу) Элементы сознания конечно же в опыте имеются, однако весь опыт не сводится исключительно к ним По мнению ученого, опыт означает прежде всего не само познание, а способы действий и претерпевания (т.е. то, как человек поступает в том или ином случае, и то, как человек реагирует на те или иные ситуации и поступки других людей). Обоснованное таким образом учение Дьюи назвал радикальным эмпиризмом, подразумевая под этим тот простой факт, что опыт является в его системе универсальным понятием и включает в себя как чувственный опыт, так и сверхчувственный, в частности, опыт моральный и религиозный. Дьюи в своем учении все более расширял понятие опыта, включив в него позднее также и художественный, социальный и культурный опыт. Таким образом, феномен человеческого опыта охватывает всю жизнь каждого из людей в отдельности и всего человечества в целом, включая взаимоотношения с природой и саму окружающую среду. Также опыт включает мир сновидений, все разнообразие болезненных состояний, ложь и заблуждение, магию и все, что с ней связано, - смерть, смятение, ощущение отсутствия смысла жизни, суеверия, так свойственные людям, и саму науку во всем ее многообразии. Обобщая все сказанное, можно обозначить, что опыт в концепции Дьюи выступает как вид социальной практики, а именно - действие, определенное ситуацией, в которой находится индивид. Опыт, по Дьюи, всегда конкретен, каждый раз он мой, твой или наш. Он может выступать в виде политического, религиозного, эстетического, интеллектуального или производственного опыта. Он может разворачиваться по отношению к окружающей человека природной среде, а также по отношению к обществу. И все существование этой среды, в которой бытийствует каждый человек, проявлено в опыте в наиболее полной мере, по причине чего никаких специальных доказательств его не требуется. При этом кажущийся постоянным мир, даруемый человеку в опыте, постоянно изменяется и никогда не бывает статичным. Поэтому человек не может иметь прочных гарантий того, что воспринятое в опыте однажды будет оставаться таковым до окончания его дней. Человек постоянно находится в состоянии обеспокоенности, он чувствует, что мир не подлежит контролю, что окружающая среда постоянно ускользает и в любой момент может случиться что-то непредвиденное. Результатом названного состояния выступает чувство страха и ужаса перед реальностью. Подобный страх вызывают и природа, и социальные отношения. Оказавшемуся в затруднении человеку как воздух необходима идея, которая поможет избавиться от страха и обрести уверенность. Для этого Дьюи предлагает понятие «ситуация сомнения». Она может быть легко проиллюстрирована примером из русской сказки: богатырь, стоящий на перепутье трех дорог и решающий, по какой из них ехать дальше, ведь на каждой его поджидают опасности. Подобного рода ситуации Дьюи разложил на несколько составляющих частей, или этапов. 1) этап, на котором впервые чувствуется затруднение; 2) этап, на котором затруднение определяется при помощи слов; 3) этап, на котором впервые возникает возможное решение; 4) этап, на котором возможное решение тщательно обдумывается; 5) этап, на котором происходит выбор, является ли придуманный способ для данной ситуации подходящим или нет. Подобная пятиступенчатая структура подходит для описания любой проблематичной ситуации, перед лицом которой может оказаться современный человек. Для ее решения мозг постоянно продумывает, отбрасывает и прорабатывает все возможные варианты поступков, представляющие собой своего рода инструменты в борьбе с проблемами. Правильно отобранный инструмент ведет к разрешению проблемы, т.е. к успеху предпринятого действия или поступка. Скончался Джон Дьюи в Нью-Йорке 1 июня 1952 г.

Источник: Яровицкий В. 100 великих психологов. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
333.90 кб

Нереализованная мечта Джона Дьюи

Рогачева Е. Ю.
Статья посвящена выдающемуся мыслителю ХХ в. Джону Дьюи (1859–952), автору около 1000 работ по самым разным отраслям научного знания, «учителю учителей».
Читать PDF
328.65 кб

Джон Дьюи: проблемы интерпретации

Горшкова Валентина Владимировна, Митковец Евгений Александрович
Читать PDF
270.72 кб

Образовательная миссия Джона Дьюи в Мексике

Рогачева Елена Юрьевна
В данной статье анализируются педагогическая деятельность американского педагога, учёного-реформатора Джона Дьюи, его влияние на образовательные системы Латинской Америки, основанное на логике его представлений о демократии.
Читать PDF
13.65 мб

Философия образования джона Дьюи в Нидерландах

Рогачева Елена Юрьевна
Структурный анализ философии Д. Дьюи и ее влияние на развитие системы образования Нидерландов представлен автором в трех составляющих: теории опыта, натурализме и понимании разумности.
Читать PDF
1.01 мб

Три типа моральных теорий в философии Джона Дьюи

Кузина Елена Сергеевна
Статья посвящена исследованию теории добродетелей как одной из ключевых частей моральной философии Джона Дьюи, являющейся фундаментальной основой его либеральной социально-политической философии.
Читать PDF
13.69 мб

К 155-летию со дня рождения джона Дьюи(1859-1952)

Корнетов Григорий Борисович
20 октября 2014 года исполнилось сто пятьдесят пять лет со дня рождения Джона Дьюи, великого реформатора образования, американского философа, социолога, психолога и педагога, признанного идеолога демократии.
Читать PDF
458.33 кб

Педагогические идеи Джона Дьюи: история и современность

Томина Елена Федоровна
В статье рассмотрены этапы развития педагогических идей Дж. Дьюи в образовательном пространстве зарубежных стран и России. Показана актуальность идей Дж. Дьюи в современной образовательной практике.
Читать PDF
3.49 мб

«КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ» В ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ ДЖОНА ДЬЮИ

Зайцев Александр Владимирович
В статье рассматривается новаторский метод критического мышления или, точнее, критической рефлексии в сфере образования, сформулированный американским философом и педагогом XX века Джоном Дьюи. Автор показывает, что разработка Дж.
Читать PDF
320.31 кб

Влияние педагогики Джона Дьюи на итальянскую образовательную реформу

Рогачева Е. Ю.
Предлагаемая вниманию читателей статья направлена на осмысление международной репутации американского педагога Джона Дьюи (1859-1952). В 2009 году великому реформатору ХХ века исполнилось бы 150 лет.
Читать PDF
154.12 кб

"творческая демократия": к осмыслению политико-философского кредо Джона Дьюи

Сытин Андрей Георгиевич
Читать PDF
883.74 кб

ДЖОН ДЬЮИ И СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО: К ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ АМЕРИКАНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ

Комин Михаил
Статья посвящена осмыслению влияния американского философа Джона Дьюи на процесс реформирования классического либерализма в сторону либерализма социального, постулирующего большее вмешательство государства в дела рынка и каждого о
Читать PDF
71.61 кб

Проблема взаимодействия школы и социальной среды в педагогическом учении Джона Дьюи

Карпачева Н. В.
The article is devoted to a problem of interaction of school and the social milieu in John Dewey's pedagogics.
Читать PDF
6.68 мб

Гостевые лекции Джона Дьюи в Шотландии: их влияние на британскую систему образования

Рогачева Елена Юрьевна
В статье отмечается международное значение педагогики Джона Дьюи и предлагается анализ влияния его идей в области философии образования на развитие системы образования Великобритании XX столетия.
Читать PDF
4.12 мб

ВКЛАД ДЖОНА ДЬЮИ В ОСМЫСЛЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ НОВОГО УЧИТЕЛЯ И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Рогачева Елена Юрьевна
Рассматривается педагогическое наследие получившего при жизни титул «учитель учителей» американского ученого Джона Дьюи (1859-1952), которое сохраняет актуальность и в современном философско-педагогическом дискурсе.
Читать PDF
780.62 кб

Педагогика Джона Дьюи как инструмент модернизации образования в странах Латинской Америки

Рогачева Е. Ю.
В статье анализируется процесс реконструкции педагогических идей американского реформатора Джона Дьюи в странах Латинской Америки.