Челпанов Георгий Иванович
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
Соч.:Психология. Т. 1, 2. М., 1909; Введение в экспериментальную психологию. М., 1915; Спорные вопросы психологии. М., 1926; Психология. Философия. Образование. Избранные психологические труды. М.-Воронеж, 1999; Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе. М., 1994; Происхождение марксистской психологии. Саратов, 2000.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
1936) - рос. философ и психолог. Создатель 1-го в России ин-та экспериментальной психологии при Московском ун-те (1912, официальное открытие - 1914). В теоретическом плане придерживался позиций эмпирической интроспективной психологии сознания, близкой к структурализму Э. Титчене-ра. В решении психофизической проблемы защищал концепцию психофизического параллелизма, критикуя материалистическую т. зр. на природу психического. Известен также как популяризатор психологической науки и автор неоднократно переиздававшихся учебников по психологии. (Е. Е. Соколова.)
Добавление: С нач. 1920-х гг. Ч. подвергался жестокой идеологической критике прежде всего за скептическое отношение к большевистской реформе образования: реформа предназначена как будто не для родного народа, а для колонии. Особенно преуспел в критике ученик Ч. К. Н. Корнилов, открывший своим письмом в ЦК ВКП(б) с обвинениями в адрес Ч., эпоху доносительства в психологии. Письмо возымело действие и Корнилов, вместо учителя, стал директором Психологического ин-та. Ч., защищаясь от критики, опубликовал брошюру "Психология и марксизм" (1924), придав ей форму хрестоматии, в которой он сопоставлял подлинные взгляды на проблемы материи и сознания Л. Фейербаха, И. Дицгена, К. Маркса, Ф. Энгельса (многое в переводе Ч.), В. И. Ленина, Н. И. Бухарина со взглядами первыхпримитивных интерпретаторов марксизма Я. П. Блонского и Корнилова. Впоследствии собранный Ч. набор цитат, естественно, без ссылок на первого их собирателя, многие годы блуждал по страницам марксистов от психологии. На смерть Ч. откликнулась лишь рус. эмигрантская пресса (Н. А. Бердяев, В. В. Зеньковский). (В. П. Зинченко.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Биография. С 1882 по 1887 г. получил образование на историко-филологическом факультете Новороссийского университете в Одессе. С 1890 г. работал на кафедре истории философии Московского университета, с 1892 г. - в Киевской университете. Профессор психологии и философии Киевского (1897-1906) и Московского (1907-23) университетов. В 1910-11 гг. посетил Германию и США для ознакомления с работой психологических институтов и лабораторий. В 1912 г. основал при Московском университете первый в России Психологический институт, где был директором до 1923 г.
Исследования. Сторонник концепции психофизического параллелизма. Проводил многочисленные эксперименты по психологии восприятия пространства и времени. Опираясь на эмпирическую интроспективную психологию, разработал ряд методов лабораторного психологического исследования. Считал, вслед за В.Вундтом, что смысл эксперимента - сделать самонаблюдение максимально точным. Был популяризатором психологической науки и автор ряда учебников по психологии.
Сочинения. Психология. Лекции. М., 1892;
Проблемы восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности. Ч. 1-2, К., 1896-1904;
Мозг и душа. СПб., 1900;
Психология. Ч. 1-2, М., 1909;
Задачи современной психологии // Вопросы философии и психологии. 1909, вып. 99;
Введение в экспериментальную психологию. М., 1915;
Учебник психологии. М.-Пг., 1919;
Объективная психология в России и Америке. М., 1925;
Психология или рефлексология? Спорные вопросы психологии. М., 1926;
Спинозизм и материализм. М., 1927;
Социальная психология и условные рефлексы. М.-Л., 1928
(1862-1936) — русский философ, психолог, педагог, специалист в области теории и методологии философии и психологии. Профессор (с 1897). Получил образование на историко-филологическом фак-те Новороссийского ун-та в Одессе (1882-1887). С 1891 г . -приват-доцент кафедры истории философии Московского ун-та, с 1892 г. — Киевского ун-та, где в 1897 г. получил звание профессора психологии и философии и организовал психологическую лабораторию (1897—1906). В 1907 г. был приглашен в Московский ун-т в качестве профессора, где также создал психологическую лабораторию. В 1910—11 гг. посетил Германию и США для ознакомления с работой психологических институтов и лабораторий. В 1912 г. основал при Московском ун-те первый в России Московский психологический ин-тЛ.Г. Щукиной (официально открыт в 1914 г. при финансовой поддержке СИ. Щукина). Был его директором до 1923 г. Под руководством Ч. прошли подготовку многие известные российские психологи. Активно работал в Московском психологическом обществе, принимал участие в различных научных съездах по психологии и педагогике. Издавал учебники и учебные пособия (Психология. Лекции, М., 1892; Курс лекций по логике, К., 1901; Психология, ч. 1-2, М., 1909; Учебник психологии, М,-Пг., 1919). Основные направления научных исследований Ч. касались важнейших проблем теории и методологии психологии: вопросов о сущности психики, о соотношении души и тела, биологического и социального в формировании человека. Подчеркивал односторонность только материалистического подхода к исследованию психики, пытался философски обосновать психологию с помощью концепции психофизического параллелизма. С этих позиций рассматривал предмет и методы психологии, интерпретировал результаты экспериментальных исследований. В своих лабораториях проводил многочисленные эксперименты по психологии восприятия пространства и времени. Опираясь на эмпирическую интроспективную психологию, разработал ряд методов лабораторного психологического исследования. Считал, вслед за В. Вундтом, что смысл эксперимента — сделать самонаблюдение максимально точным (Проблемы восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности ч. 1-2, Киев, 1896—1904; Введение в экспериментальную психологию , М., 1915, 1924). Большое внимание уделял взаимоотношениям психологии и педагогики. Считал, что психологические знания необходимы учительству, но в то же время предостерегал от чрезмерно широкого использования экспериментальных психологических методов в педагогической практике. Подчеркивал важное значение для педагогики философской этики, обосновывающей педагогические цели, тогда как психология указывает на средства их достижения. Участвовал в анализе проекта реформы школы (Демократизация школы, 1918), подвергнув его критике. Считал среднее образование основой культуры народа и потому резко отрицательно относился к снижению его уровня. В 1923 г. был отстранен с поста директора Психологического института и лишен возможности продолжать научную деятельность. Тем не менее осуществил еще ряд публикаций, в которых критиковал вульгарно-материалистические тенденции в психологии. Считал, что марксизм может быть распространен только на область социальной психологии, но не на общую психологию, которая, по его мнению, должна была быть свободна от всякой философии (Спорные вопросы психологии, 1926). Автор трудов: История основных вопросов этики, К., 1897; Мозг и душа, СПб., 1900,1918; Биологическая точка зрения в психологии, М., 1909; Задачи современной психологии // Вопросы философии и психологии, 1909, вып. 99; Психология и школа, М., 1912; Психология и марксизм, М., 1924; Объективная психология в России и Америке, М., 1925; Психология или рефлексология? Спорные вопросы психологии, М., 1926; Социальная психология и условные рефлексы, М.-Л., 1928 и др. Л.А. Карпенко, ИМ. Кондаков
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005