БУДИЛОВА Елена Александровна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

БУДИЛОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА
(1909-1991)-психолог, специалист в области истории и методологии психологии.
Соч.:Учение И.М. Сеченова об ощущении и мышлении. М., 1954; Философские проблемы в советской психологии. М., 1972; Социально-психологические проблемы в русской науке. М., 1983.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

БУДИЛОВА Елена Александровна

Елена Александровна (1909-1991) — российский психолог, специалист в области истории российской психологии, д-р психологических наук (1973). Окончила историко-философский фак-т МГУ (1930). В 1947 г. поступила в аспирантуру Института философии АН СССР, где под руководством С.Л. Рубинштейна разрабатывала вопросы генезиса психологической мысли в России (1950). Работала литературным ред. в ряде журналов и в отделе пропаганды и агитации Всесоюзного радиокомитета, в 1950—1956 гг. была главным библиографом ГПНТБ СССР им. В.И. Ленина. С 1956 г. -сотрудник сектора психологии ИФ АН СССР, в 1972-1991 гг. — ст.н.с. и профессор-консультант ИП АН СССР. Основным направлением исследований Б. являлась разработка философских проблем психологии, изучение становления и развития психологической науки в России, выявление преемственных линий в истории российской психологии на разных ее этапах. Исходным выступало положение о связи исторического и логического в развитии историко-психологи-ческого познания, получившее в работах Б. как теоретико-методологическое обоснование, так и эмпирическую реализацию при постановке и решении конкретных исследовательских задач. История развития психологических идей рассматривалась в контексте социально-культурного развития России, на основе учета духовной атмосферы и идейной борьбы, характерных для исследуемого периода. Была показана роль философских проблем психологии в построении ее теории, показано, что определение предмета психологии, описание характеристик психики, поиск путей и способов ее изучения непосредственно зависят от решения ключевых методологических вопросов, касающихся природы психического, отношения души и материи, сознания и бытия. Поэтому центральное место занимает рассмотрение становления и развития в русской психологии основных фи-лософско-методологических и теоретических проблем психологической науки: соотношение психики с окружающим миром; психических процессов — с физиологическими; проблем детерминации психики и ее развития; активности сознания и его связи с деятельностью. В работах Б. даются всесторонняя оценка и анализ истории экспериментальных исследований в России конца XIX — начала XX вв. (Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке (вторая половина XIX — начало XX вв.), 1960); становления социально-психологических идей в русской общественной мысли (Социально-психологические проблемы в русской науке. 1983); развития и утверждения методологических и теоретических подходов в психологической науке после 1917 г. на базе марксистской философии (Философские проблемы в советской психологии, 1972). Б. первой обращается к исследованию научного наследия И.М. Сеченова, вскрывает его роль в утверждении и развитии естественно-научного направления в отечественной психологии (Учение И.М. Сеченова об ощущении и мышлении, 1954; Сеченов и Павлов, 1954). В ее работах получили отражение жизненный путь и научная деятельность многих выдающихся русских ученых: И.П. Павлова, Н.Н. Лан-ге, Г.И. Челпанова, В.М. Бехтерева и др. В.А. Кольцова

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005