Брунер Джером Сеймур

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

БРУНЕР ДЖЕРОМ СЕЙМУР
(1915 г.р.) американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов. Б. рассматривал процесс развития индивида, в первую очередь, с интеллектуальной точки зрения. Решительно высказывался в пользу того, что каждый ребенок при адекватном подходе к его обучению может овладеть любым предметом, так как все дети обладают любопытством и желанием научиться решать учебные задачи, но из-за столкновения со слишком сложными задачами очень скоро возникает неуспех и появляется чувство скуки. В целом, Б. оказал очень существенное влияние на всю систему американского образования. На основе проведенных им кросскультурных исследований, дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре «усилителей» (как технических, так и символических) его двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей: разные культуры дают разные «усилители». Предложил трактовать феномены Ж. Пиаже и переход от конкретных операций к формальным как процесс усвоения ребенком тех требований, которые предъявляются ему обществом, в соответствии с тем, на какой стадии развития он находится.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

Брунер Джером Сеймур
амер. психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов. В Гарвардском университете профессор и директор Центра когнитивных исследований (1951–1952, 1961–1972), с 1972 – профессор Оксфордского университета (Великобритания). Одним из первых исследовал проблему влияния потребностей и ценностных ориентаций на процесс восприятия, и пришел к выводу, что восприятие селективно и может искажаться под действием мотивов, целей, установок или защитных механизмов: чем большая ценность приписывается предметам, тем больше кажется их физическая величина. На основе этих исследований Б. предложил выделять аутохтонные факторы восприятия, зависящие от биологически значимых признаков, и директивные, зависящие от личного прошлого опыта и сформированных на его основе гипотез. Для обозначения зависимости перцептивных процессов от прошлого опыта ввел термин социально-е восприятие. Целостный процесс восприятия рассматривал как основанный на трех формах репрезентации окружающего мира: в форме действий, в образной и языковой форме. Овладение понятием происходит как обучение тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в определенные классы. На основе проведенных им кросскультурных исследований, дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре усилителей (как технических, так и символических) его двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей. Разные куль туры дают разный тип развития: или развитие абстрактного мышления, или совершенствование сенсорных систем, способности чувствовать природу. Предложил трактовать феномены Пиаже и переход от конкретных операций к формальным как процесс усвоения ребенком тех требований, к–рые предъявляются ему обществом, в соответствии с тем, на какой стадии развития он находится. Разработал исследовательскую методику формирования искусственных понятий (A Study of Thinking (совм. с J.J.Goodnow, G.A.Austin), 1956). Решительно высказывался в пользу того, что каждый ребенок при адекватном подходе к его обучению может овладеть любым предметом, так как все дети обладают любопытством и желанием научиться решать учебные задачи, но из-за столкновения со слишком сложными задачами очень скоро возникает неуспех и появляется чувство скуки. В целом, Б. оказал очень существенное влияние на всю систему американского образования. Осн. работы: «Психология познания», 1977; «Исследование развития интеллекта ребенка» (соавт.).

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Брунер (Bruner) Джером Сеймур
(род. 1.10.1915, Нью-Йорк ) - американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов.
Биография. Образование получил в университете Дьюка (бакалавр искусств, 1937) и в Гарвардском университете (магистр, 1939, доктор философии, 1941). Проходил службу в армии во Франции (1941-1944). С 1944 по 1952 г. работал в качестве лектора, затем - ассоциативного профессора по психологии в области восприятия, когниций, развития и установок в Гарвардском университете, в 1952 г. он стал здесь профессором и директором Центра когнитивных исследований (1951-1952, 1961-1972). С 1972 он - профессор Оксфордского университета (Великобритания).
Исследования. В его ранних исследованиях, посвященных оценке психологического состояния беженцев из фашистской Германии, было выявлено снижение у них уровня притязаний, профессиональных стремлений и склонности к общению (Personality under Social Catastrophe: Ninety Life - Histories of the Nazi Revolution (совм. с Allport G.W., Jandorf E.M.) // Character and Personality. 1941, 10). Одним из первых поставил исследовательскую проблему, каким образом потребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия, и пришел к выводу, что восприятие селективно и может искажаться под действием мотивов, целей, установок или защитных механизмов. В частности, показал, что, чем большая ценность приписывается предметам, тем больше кажется их физическая величина, и что при фрустрации нейтральные слова воспринимаются как тревожные и угрожающие (Value and need as organizing factors in perception (совм. с Goodman C.) // J. of Abnorm. and Social Psychol. 1947, 42, 33-44; в рус. пер.: Ценности и потребности как организующие факторы // Психология познания, М., 1977; Emotional selectivity in perception and reaction (совм. с Postman L.) // J. of Personality. 1947, 16). На основе этих исследований Брунер предложил выделять "аутохтонные" факторы восприятия, зависящие от биологически значимых признаков, и "директивные", зависящие от личного прошлого опыта и сформированных на его основе гипотез. Для обозначения зависимости перцептивных процессов от прошлого опыта ввел термин "социальная перцепция". Целостный процесс восприятия рассматривал как основанный на трех формах репрезентации окружающего мира: в форме действий, в образной и языковой формах (Studies in Cognitive Growth (совм с. Olver R.R. et al.), N.Y., 1966). Обосновал теорию перцептивных гипотез, в которой все познавательные процессы трактуются как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения, на объекты или события. Процесс категоризации состоит из ряда решений относительно того, есть ли в объекте "критические", т.е. наиболее важные для его существования, атрибуты, какой объект проверить следующим на наличие этих атрибутов и какую гипотезу о важности атрибутов выбрать следующей. Овладение понятием происходит как обучение тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в определенные классы. На основе проведенных им кросс-культурных исследований, дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре "усилителей" (как технических, так и символических) его двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей: разные культуры дают разные "усилители". Предложил трактовать феномены Пиаже и переход от конкретных операций к формальным как процесс усвоения ребенком тех требований, которые предъявляются ему обществом, в соответствии с тем, на какой стадии развития он находится. Разработал исследовательскую методику формирования искусственных понятий (A Study of Thinking (совм. с J.J.Goodnow, G.A.Austin). 1956). Решительно высказывался в пользу того, что каждый ребенок при адекватном подходе к его обучению может овладеть любым предметом, так как все дети обладают любопытством и желанием научиться решать учебные задачи, но из-за столкновения со слишком сложными задачами очень скоро возникает неуспех и появляется чувство скуки. В целом, Брунер оказал очень существенное влияние на всю систему американского образования.
Сочинения. The perception of people (совм. с Tagiuri R.) // Lindzey G. (Ed.), Handbook of Social Psychology. L., v. 2, 1959;
Mandate from the People. 1944;
On Knowing Essays for the Left Hand. 1962;
Toward a Theory of Instruction. 1966;
Processes of Cognitive Growth Infancy. 1968;
The Relevance of Education. 1971;
Communication as Language. 1982;
Childs Talk. 1983;
Actual Minds, Posible Worlds. 1986

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000