БОГОЯВЛЕНСКАЯ Диана Борисовна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

БОГОЯВЛЕНСКАЯ ДИАНА БОРИСОВНА
(р. 1932)-психолог, специалист в области общей и возрастной психологии (творческое мышление у детей и у взрослых людей, одаренность детей). Автор оригинального метода экспериментального исследования творческих способностей.
Соч.:Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983; Психология творческих способностей. См. мышление творческое.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

БОГОЯВЛЕНСКАЯ Диана Борисовна

Диана Борисовна (р. 1932) — российский психолог, специалист в области общей психологии, психологии мышления, творчества и одаренности. Д-р психологических наук (1988), профессор (1990). Председатель Московского отделения Общества психологов СССР (с1990), затем РПО (с 1994); член президиума Координационного совета РПО (1996). Награждена медалью им. К.Д. Ушинского (1998). Лауреат премии Президента РФ в области образования (за комплекс исследований в области психологии одаренности, 1999) и премии Президента РФ по программе Дети России (за особый вклад в работу с одаренными детьми, 2001). Окончила психологический (1958) и философский (1962) фак-ты МГУ им. М.В. Ломоносова и аспирантуру НИИ ОиПП АПН СССР (1965-1968). Ученица С.Л. Рубинштейна. С1968 г. — сотрудница лаборатории эвристики НИИ ОиПП АПН СССР. В 1971 г. защитила канд. дис: Методы исследования интеллектуальной активности, в 1988 г. — докт: Психологические основы интеллектуальной активности. С 1990 г. зав. лабораторией Диагностики творчества ПИ РАО. Основное направление научной деятельности Б. связано с психологией творчества и одаренности. Выделив единицу анализа творчества, разработала экспериментальный диагностический метод— Креативное поле (1969), позволяющий определять творческие способности и исследовать механизм спонтанных открытий. Метод представлен рядом конкретных методик и их возрастных модификаций. Реализуя двухуровневую модель эксперимента, он позволяет проследить развитие деятельности за пределами решения исходной задачи и, как результат этого развития (самодвижения деятельности и познавательной самодеятельности ), фиксировать выход в область непредзаданного, что и определяет творческий статус данного феномена. Валидность метода была экспериментально доказана на выборке, включающей более 7000 испытуемых разного возраста (от 5 лет) и профессий. Б. и ее учениками изучены структура и генезис творческих способностей в срезовых и лонгитюдных экспериментах продолжительностью до 32 лет. Проведена дифференциация всей феноменологии творчества и построена его типология (Интеллектуальная активность как проблема творчества, 1983, Психология творческих способностей, 2002). Б. является зам. председателя Координационного совета Президентской программы Одаренные дети (1997), ответственным ред. коллективной монографии Основные современные концепции творчества и одаренности (1997). Наряду с исследовательской и преподавательской, ведет большую научно-организационную работу. Председатель конференций молодых ученых г. Москвы (1999, 2000), Международной конференции Одаренность: рабочая концепция (2000, 2002). Автор и отв. ред. трудов: Психология сегодня. Вестник РПО,в4-хтт., М., 1996; Педагогические системы: одаренные дети, М., 2000. Л.А. Карпенко, В.А. Кольцова

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005