Блонский Павел Петрович

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Блонский Павел Петрович | Blonskii, Pavel (1884-1941)
Блонский сознавал необходимость замены схоластических методов обучения, обусловленную реальностью индустриализации общества. Он предлагал сделать индустриальный труд краеугольным камнем нового образования.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

БЛОНСКИЙ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
1884 – 1942) — российский педагог, психолог и философ. В качестве предмета психологии рассматривал сознательное поведение, тесно связанное с социальными отношениями. Автор одной из классификаций видов памяти, осуществленной на генетическом основании. Занимался также проблемами развития Мышления, сексуального развития.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

БЛОНСКИЙ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
(1884-1941) - советский психолог и педагог. Выступая за комплексный подход к изучению ребенка, Б. анализировал познавательные и волевые процессы в их связи с конкретной деятельностью ребенка в условиях обучения. Он сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой различные виды памяти - моторная, аффективная, образная и вербальная - описываются как этапы развития человека, его речи и мышления.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

БЛОНСКИЙ Павел Петрович
1884-1941) Русский и советский педагог и психолог, написал свыше 200 работ по философии, психологии и педагогике: «Трудовая школа», «Педагогика», «Задачи и методы народной школы», «Очерки детской сексуальности» и др. Выступал с критикой старой школы и обосновал основы построения новой школы, в которой большое место должны занимать труд и самообразование. Значительную роль в формировании личности отводил умственному труду, эстетическому, нравственному и атеистическому воспитанию. Разрабатывал вопросы подготовки учителя, методики преподавания педагогики. Многие психологические труды имеют педагогическую направленность.

Источник: Психолого-педагогический словарь, фрагмент

Блонский Павел Петрович
(1884–1941) – советский психолог и педагог. Б. Рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Ему принадлежит ряд исследований по педологии («Педология», 1934, 1936) и возрастной психологии («Очерки детской сексуальности», 1935). Выступая за комплексный подход к изучению ребенка, Б. анализировал познавательные и волевые процессы в их связи с конкретной деятельностью ребенка в условиях обучения. Он сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно к–рой различные виды памяти – моторная, аффективная, образная и вербальная – описываются как этапы развития человека, его речи и мышления, изменения им окружающей действительности. Опытная и экспериментальная работа в школе была неотъемлемой частью научной деятельности Б. Осн. работы: «Память и мышление», «Развитие мышления школьников», 1935.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

БЛОНСКИЙ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
1884-1942) - рос. и сов. педагог, психолог и философ. До Октябрьской революции бы приверженцем идеализма, написал не потерявшую до сих пор своей значимости философскую работу о неоплатонике Плотине. После революции перешел на марксистские позиции. Предметом психологии Б. считал поведение, которое (в отличие от бихевиористов) не отрывалось им от сознания и рассматривалось как "сознательное поведение". Выступал за превращение всей психологии в социальную, т. к. поведение человека, по Б., следует рассматривать как функцию социальной жизни. Б. - автор одной из классификаций видов памяти, проведенной по генетическому принципу: Б. выделяет моторную, аффективную, образную и вербальную память (см. Памяти виды). Исследовал также процессы развития мышления, сексуальное развитие детей. В первые годы сов. власти являлся горячим приверженцем новых форм обучения в единой трудовой политехнической школе. До революции, читая психологию и педагогику в народном ун-те А. Л. Шанявского, оказал влияние на учившегося там на историко-философском факультете Л. С. Выготского, который с тех пор стал серьезно заниматься психологией. (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

БЛОНСКИЙ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
(1884—1941)-российский психолог и педагог. Известен своими трудами в области педологии, возрастной психологии, филогенеза памяти человека и психологии мышления. Открыл и описал четыре вида памяти (этапа развития памяти), которые последовательно появляются, дополняя друг друга, в истории человечества: эмоциональная, двигательная, образная, логическая. В своих работах Б.П.П. показал взаимосвязь и влияние друг на друга в процессе их развития памяти и мышления человека. Он исследовал появление и развитие внутренней речи у ребенка, а также ее динамическую связь с мышлением, которая может меняться в онтогенезе. Оспаривая положение Л.С. Выготского о том, что мышление и речь имеют разные генетические корни, Б.П.П. утверждал, что у мышление и речи один генетический источник-практическая деятельность человека. В отличие от Выготского, Б.П.П. считал, что внутренняя и внешняя речь генетически между собой не связаны, а появляются одновременно в раннем возрасте. Говоря о развитии внутренней речи, Б.П.П. подчеркивал, что внутренняя речь, как и внешняя, возникает из слушания других и из внутреннего повторения речи других.
Соч.:Избранные педагогические и психологические сочинения. В двух томах. М., 1979; Психология младшего школьника. М., 1997; Педология. М., 2000. См. память (формирование и развитие), педология.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Блонский Павел Петрович
(14.05.1884 - февраль 1942) - российский педагог, психолог и философ.
Биография. Среднее образование получил во второй киевской классической гимназии. В 1907 г. окончил историко-филологический факультет Киевского университета. С 1908 г. преподавал психологию и педагогику в московских гимназиях. С 1913 г. - приват-доцент Московского университета, Высших женских курсов и университета Шанявского. В 1918 г. защитил диссертацию "Философия Плотина". Преподавал в 1-м и 2-м Московских университетах. Один из организаторов Академии социального воспитания в Москве, первый ее преподаватель и профессор (1919-31). В 1930-41 гг. - заведующий лабораторией памяти, затем лабораторией мышления и речи Института экспериментальной психологии. Доктор педагогических наук (1935).
Исследования. В "Очерке научной психологии" (1921) предложил понимание психологии как науки о поведении живых существ. Позже отошел от этих взглядов и стал в качестве предмета психологии рассматривать сознательное поведение, тесно связанное с социальными отношениями. Автор одной из классификаций памяти, осуществленной на генетическом основании. Занимался проблемами развития мышления, воли, сексуального развития. Сторонник педологии.
Сочинения. Философия Плотина. М., 1918;
Трудовая школа. Ч. 1-2, 1919;
Курс педагогики. М., 1918;
Современная философия. Ч. 1-2, М., 1918-22;
Психологические очерки. М., 1927;
Педология. М., 1925;
Педагогическое тестирование. 1927;
Краткий способ измерения умственного развития детей. 1929;
Память и мышление. 1935;
Развитие мышления школьника. 1935;
Психологический анализ припоминания. 1940

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

БЛОНСКИЙ Павел Петрович

Павел Петрович (1884— I. 1941) — российский педагог, психолог и философ. Профессор (1918). По совокупности работ Б. была присвоена степень д-ра педагогических наук (1935). Окончил историко-филологический фак-т Киевского ун-та (1907). Преподавал психологию, философию и педагогику в Московском ун-те, на Высших женских педаго-{ гических курсах и в Московском ун-те А.Л. Шанявского. В 1907—1914 гг. написал ряд работ по философии и истории философии (анализ взглядов Дж. Беркли, Плотина и др.). В 1915—1916 гг. опубликовал серию педагогических статей, направленных против казарменных порядков в школе и ее обособления от реальной жизни (Задачи и методы народной сти школы, 1916). После Октябрьской революции на основе принципов марксистской перестройки педагогической науки разрабатывал идеологию и теорию трудовой политехнической школы (Трудовая школа, 1919). В 1919 г. организовал и возглавил в Москве Академию социального воспитания (с 1924 г. — Академия коммунистического воспитания) и до 1931 г. был ее профессором. С 1922 по 1932 г. — член научно-педагогической секции Государственного ученого совета [ Народного комиссариата просвещения РСФСР, куда был введен по рекомендации Н.К. Крупской, оказавшей серьезное влияние на его научное мировоззрение. Выступал за перестройку психологической науки на основе марксизма (Очерк научной психологии, 1921). В 1922 г. был одним из инициаторов организации и сооснователей Русского психоаналитического общества (РПСАО). В 20-х гг. являлся одним из лидеров отечественной педологии (Педология, 1925,1934,1936). После разгрома педологии (1936) преподавал в 1-м и 2-м Московских ун-тах. В 1930—1940 гг. заведовал лабораторией памяти и несколько позже лабораторией мышления и речи в Институте экспериментальной психологии. Разработал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой различные виды памяти (моторная, аффективная, образная, вербальная) соответствуют этапам развития человека, его речи, мышления и деятельности. Автор книг: Философия Пло-тина(1918), Современная философия (1918-1922, тт. 1-2), Педагогика (1924, 8-е изд.), Память и мышление (1935), Очерки детской сексуальности (1935) и ряда трудов по различным проблемам психологии, педагогики и педологии. В. И. Овчаренко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

БЛОНСКИИ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Известный российский философ, психолог и педагог Павел Петрович Блонский родился 14 (26) мая 1884 г. в Киеве, в семье мелкого чиновника. В 1902 г. он поступил на историко-филологический факультет Киевского университета, который окончил в 1907 г., получив золотую медаль за работу «Проблема реальности у Беркли». Студенческие годы Блонского совпали с революционным подъемом и первой революцией в России. Примкнув к партии социалистов-революционеров, он трижды подвергался аресту и тюремному заключению. Впоследствии, уже в июне 1917 г, он покинул ее ряды. Свою научную деятельность Блонский начал на кафедре психологии и философии Киевского университета. Здесь решающее влияние на него оказали лекции профессоров философии А.Н. Гилярова и Г. И. Челпанова А.Н. Гиляров читал лекции по античной философии; особенное впечатление на Блонского произвела теория Плотина, который и стал его любимым мыслителем. Философскую концепцию Плотина Блонский избрал в качестве темы магистерской диссертации. Диссертацию Блонскому защитить не удалось, поскольку после Октябрьской революции ученые звания были отменены. Его книга, в которой нашла свое отражение практически вся его работа над магистерской диссертацией, «Философия Плотина» вышла в 1918 г. Знакомство с Г. И Челпановым сильно повлияло на судьбу Блонского - именно под его руководством он стал участвовать в психологических семинарах. Челпанов способствовал его переезду из Киева в Москву, где Блонский стал его аспирантом в Московском университете. Но впоследствии Блонский, настаивавший на том, что психология должна быть перестроена на основе марксизма, расстался со своим учителем. Материальное положение Блонского после Октябрьской революции было крайне тяжелое: научная деятельность практически не давала средств к существованию. Поэтому Блонский был вынужден перейти к практической работе в качестве преподавателя, что в какой-то мере давало необходимые средства к существованию, причем ему приходилось преподавать не только психологию, но и педагогику. Педагогика была для Блонского новым предметом, ему пришлось составить собственную программу курса, включив в него психологию и философию, преподавая эти предметы в максимально доступной форме. В 1922 г. Блонский был приглашен Н.К. Крупской в Научно-педагогическую секцию Государственного ученого совета для участия в составлении учебных программ для школы. Эта работа оказала на Блонского большое влияние, во многом определила эволюцию его взглядов в направлении марксизма. В годы гражданской войны Блонский активно работал: тогда были написаны такие его работы, как «Трудовая школа» (1919), «Реформа науки» (1920), «Очерк научной психологии» (1921). С 1918 по 1930 г. всего вышло свыше ста его работ. Среди них первые советские учебники для средней и высшей школы. Его статьи публиковались в США и Германии. В 1920 г. вышла его книга «Реформа науки». Она стала ярким свидетельством бурного периода развития советской философии и психологии. Она была насыщена духом тотального отрицания косных направлений в науке, многочисленных, по выражению самого Блонского, «атавизмов мысли». Категорически отрицая философский идеализм, Блонский признал связанную с ним идеалистическую психологию «мифологической наукой» и призвал к ее фундаментальной реорганизации. В это время в советской психологии отходит на второй план философская умозрительная психология, представленная Л.М. Лопатиным, С.Л. Франком, Н.О. Лосским, Н. Н. Лапшиным. Все еще остается достаточно влиятельной эмпирическая психология (Г. И. Челпанов, А.П. Нечаев, Ю.Ю. Португалов и др.). А естественно-научное направление (П.П. Блонский, В.М. Бехтерев, В.А. Вагнер и др.) уже приступает к реализации программы построения естественно-научной психологической науки на основе принципов объективизма, близких концепции объективной психологии, позднее - психорефлексологии Бехтерева. В книге «Реформа науки» Блонский провозглашает свое понимание предмета психологии: «Научная психология, - пишет он, - есть наука о поведении человека, то есть о движениях его как функциях некоторых переменных». В продолжение этих идей Блонский публикует в 1921 г. «Очерк научной психологии», где утверждаются принципы поведенческой, или объективной, психологии, ставшие основными для первого послереволюционного периода истории советской психологии. В «Очерке научной психологии» Блонский обобщает представления о предмете научной психологии и ее методах, характеризует общие черты поведения живых существ и человека; подробно останавливается на социально-экономических основах человеческого поведения, на формах инстинктивно-эмоционального и рассудочного поведения. В «Реформе науки» Блонский сформулировал важные для советской психологии мысли: «Научная психология есть социальная психология» и «Человек есть homo technicus». Человеческое поведение, считал он, «не может быть иным, как социальным», и, «с генетической точки зрения сопоставляя деятельность человека с деятельностью других животных, мы можем характеризовать деятельность человека как деятельность такого животного, которое пользуется орудиями». Советская психология в 1920-е гг. в трудах Блонского находила и всячески использовала идеи, связанные с внедрением материализма при исследовании психологических явлений, использованием объективных методов исследования, опиравшихся на принципы генетического подхода к человеческому поведению и сближавших психологию с жизнью и практическим переустройством общества. В 1924-1928 гг. Блонский стал одним из ведущих теоретиков педологии. Комплексный подход к развитию, характерный для педологии, весьма импонировал Блонскому. Характеристика детских возрастов являлась одним из направлений его педологических исследований. В 1920-е гг. возрастная периодизация сводится им в основном к биологическим признакам (развитие зубов, эндокринных желез, состав крови и т.п.). Все разнообразные особенности поведения ребенка, образующие «возрастной симптомокомплекс», объяснялись увеличением количества материи (ростом массы организма). Но впоследствии Блонский заявлял, что «характеристика каждой возрастной стадии должна быть комплексной: не какой-нибудь один признак, а своеобразная связь признаков характеризует тот или иной признак». Уже в 1928 г. начался вызванный разочарованием в этой отрасли науки отход Блонского от педологии. «Занятия педологией, - писал он в это время, - все больше и больше убеждают меня в поверхностности обычных педологических исследований. Стремясь углубить их, я все больше углубляюсь в психологию». Последний период научного творчества Блонского многие исследователи называют собственно психологическим. В это время он пишет книгу, полемизирующую с психоанализом как направлением в психологии, - «Очерки детской сексуальности». Книги Блонского «Память и мышление», «Развитие мышления школьника» и примыкающие к ним труды представляют собой обширный и незавершенный цикл работ, в которых Блонский дает диалектический анализ процессов памяти, восприятия, мышления и воли в связи с деятельностью человека в условиях обучения. Он формулирует генетическую, или стадиальную, теорию памяти, которая исследует память в развитии, вскрывает ее связь с речью и мышлением. В эмпирической психологии было принято выделять четыре разорванных, не связанных между собой и неподвижных видов памяти (моторная, аффективная, образная и вербальная). Блонский смотрит на них как на четыре последовательных ступени, каждая из которых имеет свои специфические законы. Он показывает, как память поднимается на более высокую ступень, приближается к мышлению: «Речь - та область, где память и мышление теснейшим образом соприкасаются настолько, что трудно подчас решить, что в речи принадлежит памяти, а что - мышлению: то и дело одно переходит в другое». В последних произведениях Блонского развитие памяти и мышления связывается с общим развитием человека. Блонский планировал реализовать программу исследовательских работ по изучению комплекса психических процессов - восприятия, памяти, мышления, речи, воли и чувств - в их единстве и развитии. Блонский пользовался среди студентов и коллег огромным уважением и популярностью, однако ему так и не удалось создать собственную научную школу, способную развить его идеи. Не последнюю роль в этом сыграли его личные качества: он вел очень замкнутый образ жизни. В последние годы из-за тяжелой болезни он нечасто появлялся на рабочем месте в Институте психологии. Из-за отсутствия живого общения, совместной творческой деятельности не сформировалась и школа, которая достойно продолжила бы дело учителя. Умер П.П. Блонский в феврале 1941 г., оставив после себя труды, навсегда вошедшие в фонд работ, заложивших основы современной научной психологии.

Источник: Яровицкий В. 100 великих психологов. 2004