Бэкон, Фрэнсис
Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник
Бэкон утверждал, что в науке есть два вида экспериментов: те, что проливают свет, и те, что приносят плоды. Он был первым, кто призвал покончить со средневековыми спекуляциями и суевериями.
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Биография. Младший сын Н.Бэкона, лорда-хранителя печати. Образование получил в 1575 г. Кембридже. В 1584 г. был избран в парламент. В 1618 - 1621 гг. - лорд-канцлер Англии. В 1621 г. осужден за взяточничество, но вскоре был помилован королем. После этого посвятил себя научной и литературной работе.
Исследования. Дал классификацию всех наук в соответствии с тремя способностями человеческого разума: в основе истории лежит память, в основе поэзии - воображение, в основе философии - рассудок. При этом философия подразделяется на учения о природе, которую человек познает непосредственно, о Боге, который познается через природу, и о человеке, который познается в рефлексии. Разработал методологию эксперимента и сформулировал законы индуктивной логики.
Сочинения. The Works. V. 1-14, L., 1857-74; в рус. пер.: Сочинения. Т. 1-4, М., 1977-78
Bacon) Фрэнсис (1561-1626) -английский психолог, философ и политик, основатель эмпирической психологии. В своих книгах Опыты (1597), Новый Органон (1620) Б. выступал апологетом опытного, экспериментального знания, служащего покорению природы и усовершенствованию человека. Разрабатывая классификацию наук, он исходил из положения о том, что религия и наука образуют самостоятельные области. Такой деистический взгляд свойствен Б. и в подходе к душе. Выделяя боговдохновенную и телесную души, он наделяет их разными свойствами (ощущение, движение — у телесной, мышление, воля — у боговдох-новенной), считая, что идеальная, бого-вдохновенная душа является объектом богословия, в то время как объектом науки являются свойства телесной души и проблемы, вытекающие из их исследования. Доказывая, что основа всех знаний заключается в опыте человека, Б. предостерегал против поспешных выводов, сделанных на основе данных органов чувств. Ошибки познания, связанные с психической организацией человека, Б. называл идолами, и его учение об идолах является одной из важнейших частей его методологии. Если для получения достоверных данных, базирующихся на чувственном опыте, необходимо проверять данные ощущений экспериментом, то для подтверждения и проверки умозаключений необходимо использовать разработанный Б. метод индукции. Правильная индукция, тщательное обобщение и сопоставление подтверждающих вывод фактов с тем, что опровергает их, дает возможность избежать ошибок, свойственных разуму. Принципы исследования душевной жизни, подхода к предмету психологического исследования, заложенные Б., получили дальнейшее развитие в психологии Нового времени. М.Г. Ярошевский
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005