Августин Аврелий

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Августин (Augustinus) Аврелий
(13.11.354, Тагаст, Сев. Африка - 28.08.430, Гиппон, Сев. Африка) - христианский философ и теолог, религиозный деятель.
Биография. Сын язычника и христианки. Получил риторическое образование. Прошел через увлечение манихейством и скептицизмом. Приняв христианство, стал проповедником. В 395 г. был посвящен в епископы г. Гиппон.
Исследования. По его представлениям, Бог не только сотворил мир (материю, пространство, время, душу) из ничего, но творит его постоянно. Время представляет собой проявление помнящей, созерцающей и ожидающей души. Свои взгляды на душевные процессы описал в "Исповеди". Им развивалось учение о существовании в душе изначального знания, которое посредством волевой активности может найти свою реализацию в материальном мире. Так, душа, при обращении к самой себе, обнаруживает источник истинных знаний, которые принципиально отличны от тех, которые приобретаются в чувственном и рациональном познании. Обладание истиной является условием достижения блаженства. Вместе с тем в душе существуют темные бездны, не погрязнуть в которых позволяет лишь божественная благодать.
Сочинения. Opera omnia. T. 1-11, P., 1864-65;
Исповедь // Богословские труды. Т. 19, М., 1978

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

АВГУСТИН Аврелий

Аврелий (354-430) -философ и богослов, учение которого ознаменовало переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению. Считая душу орудием, которое правит телом, утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал основоположником учения, названного впоследствии волюнтаризмом (от лат. voluntas — воля). Индивидуальная воля, согласно А., зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет действиями души и обращает ее к себе самой. Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Так, из отпечатков, которые сохраняют органы чувств, воля создает воспоминание. Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души опять-таки благодаря направленности воли. Основанием истинности этого знания служит внутренний опыт: душа поворачивается к себе, чтобы постичь с предельной достоверностью собственную деятельность и ее незримые продукты. Идея о внутреннем опыте, отличном от внешнего, но обладающем высшей истинностью, имела у А. теологический смысл, поскольку предполагалось, что истинность даруется Богом. Решая теологические задачи, А. развернул систему аргументов, ставших путеводной нитью для интроспективной психологии последующих веков (принцип единства и самодеятельности души, независимой от тела, но использующей его в качестве орудия; понятие о внутреннем опыте как непогрешимом источнике познания и др.). Вслед за Плотином А. сосредоточился на вопросе о познаваемости субъектом собственных психических актов и состояний, как отличном от восприятия предметов посредством внешних органов чувств, направив психологическую мысль на проблему самосознания. По оценке С.С. Аве-ринцева, А. с недостижимым для эпохи античности самоанализом, показав коллизии становления личности, создал в европейской культуре традицию исповедей (как сочинений, воссоздающих процесс осмысления индивидом своих грехов с целью покаяния), получившую светское развитие у Ж-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого и др. В Исповеди самого А., полной глубоких размышлений об отношении личности к другим людям, резко осуждается насилие над ребенком. М.Г. Ярошевский

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
646.57 кб

Риторика веры Аврелия Августина

Дьяченко Ольга Николаевна
Анализируется применение Аврелием Августином средств римской риторики для объяснения истин доктринального характера.
Читать PDF
116.63 кб

Аврелий Августин о мести и возмездии

Пилецкий Сергей Григорьевич
Данная статья посвящена древнейшей и актуальнейшей во все времена проблеме — проблеме возмездия. Она в концентрированном виде затрагивает, по сути, все глубинные аспекты человеческого существования и человеческого общежития.
Читать PDF
507.76 кб

«Homo Interior» Августина Аврелия (Блаженного)

Гагарин А.С.
Читать PDF
87.25 кб

Понятие духа в миросозерцании Аврелия Августина

Печурчик Юзеф Юрьевич
Автор рассматривает вклад Августина в формирование новых интеллектуальных традиций, связанных с развитием эмпиризма и рационализма.
Читать PDF
8.77 мб

«Есть» в онтологии Парменида и Августина Аврелия

Варова Н.Л., Кузнецов И.С.
В статье проведено сопоставление онтологии Парме-нида и Августина Аврелия. Установлено сходство логики рассуждения Парменида о бытии и Августина о времени. Сделаны парадоксальные выводы, вытекающие из их онтологических концепций.
Читать PDF
340.62 кб

Время и история на исходе империи: аврелий Августин

Уколова Виктория Ивановна
IV–V вв. были временем, когда западная часть Римской империи неуклонно шла к гибели. Освященные вековыми традициями политические и социальные структуры рушились, несмотря на отдельные попытки их стабилизации.
Читать PDF
307.53 кб

О предметности диалектики в трудах Аврелия Августина

Тащиан Андрей Артемович
Концепция диалектики у Августина сочетает три античных традиции: аристотелевскую, стоическую и (нео)платоническую.
Читать PDF
420.89 кб

Ритмика конечного духа в метафизике Аврелия Августина

Тащиан А.А.
Наиболее известный пласт ритмической концепции Августина - «ритмы души», осуществляющие метафизический принцип восхождения от телесного к бестелесному.
Читать PDF
276.78 кб

Аврелий Августин и Вячеслав Иванов: идея «Двух градов»

Сычева Светлана Георгиевна
Показана преемственность идей сквозь полтора тысячелетия. Аврелий Августин выдвинул идею «двух градов»: «града земного» и «града небесного». К этой идее он шел большую часть своей жизни.
Читать PDF
773.56 кб

Концепция лингвистического символизма Аврелия Августина

Дьяченко О.Н.
В представленной статье раскрывается сущность концепции лингвистического символизма Аврелия Августина.
Читать PDF
147.39 кб

Метафизика образования духа в философии Аврелия Августина

Тащиан А. А.
Августиновская концепция образования духа, осуществляемого посредством«свободных наук» или «искусств», должна быть охарактеризована как «кость от кости» античной метафизической традиции.
Читать PDF
167.96 кб

Античная диалектика в вероучительной речи Аврелия Августина

Дьяченко О. Н.
В статье рассматривается применение Аврелием Августином античной диалектики для обоснования и объяснения христианской веры в период распространения христианства в римо-латинском мире.
Читать PDF
115.57 кб

Антропология Августина Аврелия в De cura pro mortuis gerenda

Лапшин Иван Евгеньевич, Усатов Александр Николаевич
Статья представляет собор краткий обзор содержания трактата «О почитании усопших» Августина Аврелия, посвященного вопросу христианского отношения к умершим, и анализирует трактат с точки зрения христианской философской антропологи
Читать PDF
183.60 кб

Проблемы предикации в теологии Августина Аврелия и Северина Боэция

Абилкаламова Алина Булатовна
Для решения проблем теологической предикации Августин Аврелий и Северин Боэций осуществляют модификацию системы аристотелевских категорий.
Читать PDF
726.88 кб

Numerus как «Имперский» концепт в метафизике ритма Аврелия Августина

Тащиан А. А.
В статье обращается внимание на уникальность латиноязычного концепта numerus'а как рефлексии действительности античного духа, вступившего в свой имперский период.