АДЛЕР АЛЬФРЕД

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Адлер Альфред
(1870-1937) — австрийский психолог, один из ведущих деятелей психоаналитического направления. В 1895 г. защитил докторскую диссертацию по медицине в Вене. С 1902 по 1911 г. входил в Венское психоаналитическое общество, с 1911 г. приступил к созданию своей научной школы, получившей название «индивидуальная психология». В своем учении Адлер отстаивал принцип внутреннего единства психической жизни личности. Он считал, что между сознательным и бессознательным нет жесткой границы. Своей деятельностью он оказал существенное влияние на гуманистическую психологию, исследования в области детской и клинической психологии и дефектологии.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

АДЛЕР АЛЬФРЕД
Adler, 1870-1937) - австрийский психолог, представитель психоанализа. С 1902 по 1911 г. - член основанного 3. Фрейдом Венского психоаналитического общества. В 1911 г. А. порывает с Фрейдом и создает свой вариант психоанализа - индивидуальную психологию, в которой центральное место отведено проблемам целевой детерминации поведения человека, смысла жизни, условиям возникновения у личности комплекса неполноценности и средств компенсации (сверхкомпенсации) подлинных и мнимых недостатков. Творчество А. оказало свое влияние на гуманистическую психологию, некоторые направления неофрейдизма, исследования в области детской и клинической психологии и дефектологии. (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

АДЛЕР АЛЬФРЕД
7.02.1870, Вена – 28.05.1937, Абердин, Шотландия) — австрийский психолог, один из ведущих деятелей психоаналитического направления. В 1895 г. защитил докторскую диссертацию по медицине в Вене. С 1902 по 1911 г. входил в Венское психоаналитическое общество, с 1911 г. предпринял попытку создания своего варианта психоанализа, что послужило основанием разрыва с З.Фрейдом. В его индивидуальной психологии в центре внимания стоит проблема целеориентированности поведения человека, осмысленности жизни, возникновения комплекса нополноценности и компенсаторных и сверхкомпенсаторных механизмов. Оказал существенное влияние на гуманистическую психологию, ряд исследований в области детской и клинической психологии и дефектологии.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

АДЛЕР Альфред
(1870-1937) - австрийский психолог, психиатр, создатель направления индивидуальной психологии. В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, А. вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», т.е. сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности». Ключевые принципы его теории: чувство неполноценности и компенсация; стремление к превосходству; стиль жизни; социальный интерес; творческое Я; порядок рождения; фикционный финализм. А. считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведет к формированию у ребенка комплекса малозначительности. Развитие личности, согласно воззрениям А., зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс малозначительности стремлением к власти над другими.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

АДЛЕР Альфред
австрийский психолог, основатель особой теории и практики психотерапии. В отличие от Зигмунда Фрейда, А. считал движущей силой поведения человека не сексуальный мотив, а стремление к власти, основанное на глубоко укоренившемся в бессознательном комплексе неполноценности. Стремление к власти по А. является своеобразной компенсацией этого комплекса. Кроме него, главными человеческими пороками А. считал тщеславие и честолюбие, а добродетелями - мужество и стремление к сотрудничеству. Вместо либидо по Фрейду А. ввёл понятие стиля жизни, под которым понимал следование человека определённому, целенаправленному жизненному плану. В связи со стилем жизни у человека могут возникать серьёзные проблемы, если он не соответствует интересам собственного развития человека и его реальным жизненным условиям. Психотерапия по А. нацелена на изменение стиля жизни. На начальном этапе психотерапевтического воздействия изучаются история жизни человека, его детские годы для того, чтобы понять стиль жизни. Затем выясняется то в психологии и поведении данного человека, что приводит его к социальной дезадаптации. В заключение предпринимаются попытки изменить его стиль жизни. Система взглядов А. впервые была представлена в публикациях, относящихся к 1912-1918 гг.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

АДЛЕР АЛЬФРЕД
(1870— 1937) — австрийский психолог, один из представителей психоаналитического направления в психологии, ученик Фрейда; в 1911 году порывает с Фрейдом и создает свою версию психоанализа — индивидуальную психологию; в ней приматное место он отводит проблемам целевой детерминации актоповеденческих реакций человека, отождествляет с ними смысл бытия человека, а также анализирует условия возникновения-эволюции у личности комплекса неполноценности и средств компенсации-суперкомпенсации истинных и мнимых недостатков; Адлер внес большой вклад в разработку проблем жизненного стиля, как и Фрейд, но в других интерпретациях, в теорию сновидений, в исследования, касающиеся неврозов; он также изучал проблемы взаимоотношений детей в семье и влияние различных стилей-форм воспитания на формирование, деятельность личности ребенка; согласно Адлеру основными движущими силами эволюции личности является: а) стремление к успеху; 6) стремление к превосходству; в) чувство общности, которое детерминирует готовность людей сотрудничать-контактировать друг с другом в цепях достижения значимых общих целей, реализации совместных задач; исследования Адлера, в частности, его центральная работа «Индивидуальная психология», оказали значительное влияние на гуманистическую психологию, различные модификации неофрейдизма; его исследования-монографии посвященные детской и клинической психологии, дефектологии имеют непреходящую ценность и поныне.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Адлер Альфред
(1870—1937) — австрийский психиатр и психолог, основатель индивидуальной психологии и компенсационной теории творчества. Сформулировал в виде общего принципа индивидуального развития положение о компенсации и сверхкомпенсации комплекса неполноценности (inferiorityfeeling), который, по его мнению, присущ каждому человеку, а желание преодолеть свою неполноценность становится великой движущей силой совершенствования. Основой индивидуальной теории личности А. Адлера является убежденность в творческой природе человека и направлена на реализацию имеющихся у человека возможностей. Диапазон взглядов А. Адлера на проблему творчества достаточно широк и включает такие продуктивные понятия как: «креативное Я», «стиль жизни», «самоопредение» и другие. «Креативное Я» — «эликсир», активное начало жизни, первопричина всего человеческого, правитель человека и его судьбы. Признавая значение наследственности и окружающей среды в развитии личности, А. Адлер настаивал на том, что индивидуум — нечто большее, чем только продукт этих двух влияний. Человек сам творит свою личность, он не жертва, а хозяин своей судьбы. Ни наследственность, ни окружение не являются определяющими факторами. Оба они только обеспечивают исходную основу для развития и влияния, на которые индивидуум отвечает, используя свою творческую силу. А Адлер вернул людям чувство собственного достоинства. Он создал психологический портрет человека цельного, творческого, стремящегося к успеху и достигающего успеха в содружестве с другими людьми. «Стремление снизу вверх неистощимо. О каких бы основаниях ни размышляли философы и психологи — о самосохранении, принципе удовольствия, уравнивании — все это не более чем отдаленные репрезентации великого движения ввысь».

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

АДЛЕР Альфред

(Adler) Альфред (1870 – 1937) – австрийский врач и психолог, создатель системы индивидуальной психологии. С 1915 г. доцент Венского института педагогики, с 1929 г. профессор психологии Колумбийского университета (НьюЙорк). В начале деятельности Адлер – последователь З.Фрейда, но в 1912 г. заявил об отходе от психоанализа. Отрицая биологизм Фрейда, Адлер наделяет личность социальными побуждениями. Центральным в концепции Адлера является принцип компенсации. Согласно Адлеру, основным фактором развития личности следует считать наличие конфликта между чувством (комплексом) неполноценности и порожденным им стремлением к превосходству. Последнее проявляется уже в первые 4–5 лет жизни ребенка в виде «цели победы», которая направляет его помыслы и действия, создает определенный «стиль жизни», обеспечивает равновесие личности. Стремление человека к преодолению чувства неполноценности приводит к различным видам компенсации. Соответственно главная задача воспитания состоит в нейтрализации чувства неполноценности за счет направления его компенсации в полезное для общества русло и укрепления «социального чувства». При неправильном педагогическом воздействии чувство неполноценности может перерасти в невроз. Взгляд на неврозы, их генетические корни и способы их лечения Адлер распространил на всю психическую жизнь людей. Идеи Адлера в дальнейшем разрабатывались представителями неофрейдизм и получили широкое распространение в психологии и педагогике Западной Европы и США.

Соч. (в рус. пер.): Понять природу человека. – М., 1997; Очерки индивидуальной психологии. – М., 2002; Теория и практика индивидуальной психологии. – СПб., 2003.

Лит.: Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. – М., 1997. – С. 139–151; Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб., 2001. – С. 117–145;; Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. – М., 2002. – С. 146–151.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

Адлер Альфред
(Adler Alfred, 18701937.) Австрийский психиатр, психолог и психотерапевт. Ученик З. Фрейда, работал в качестве его сотрудника в Венской психиатрической клинике. Позднее покидает Фрейда и основывает новое научное направление под названием «индивидуальная психология», входящее в понятие «неофрейдизм». Научные труды: «Нервный характер» (1912), «Роль бессознательного в неврозе» (1913), «Сновидения и их толкование» (1914), «Практика и теория индивидуальной психологии» (1927), «Понимание природы человека» (1928). Основные принципы учения А., вошедшие в концепцию индивидуальной психологии, - холизм (целостность), единство индивидуального стиля жизни, потребность в кооперации, или общественное чувство (социальный интерес) и направленность поведения к цели. Адлер утверждал, что цели и ожидания больше влияют на поведение человека, чем прошлый опыт, а основным побудительным мотивом, кроме того, является стремление достичь превосходства и адаптации к среде. Он подчеркивал детерминирующее влияние социума на каждого человека и важность социальных интересов - чувство общности, кооперации и альтруизма. А. отвергал антагонизм сознательного и бессознательного в человеке. Одним из первых он привлек внимание к роли неправильного семейного воспитания - эмоционального отвержения и попустительства - в возникновении неврозов.
Адлера, индивидуальная психология. Система взглядов в психологии и психиатрии, в соответствии с которой соотношение стремления к могуществу, с одной стороны, и чувства неполноценности, с другой, присущих человеку, является основой психологии индивида, определяющей все особенности его поведения, в том числе и преступность, и вызывает разнообразные психические расстройства. Индивидуальная психология Адлера основана на теории Ницше о стремлении к могуществу как основной движущей силе в поведении человека. Адлер отрицает пансексуализм Фрейда, но признает первостепенное значение и определяющую роль бессознательных влечений в жизни человека. Фрейд объясняет мотивацию человеческого поведения сексуальными влечениями, а Адлер стремлением к власти, могуществу. Основным средством индивидуального психологического анализа Адлера является психоанализ. А. и. п. оказала влияние на развитие неофрейдизма.
Адлера, психотерапевтическая система (Adler A.). Психотерапевтический метод индивидуальной психологии Адлера, состоит в анализе происхождения чувства неполноценности больного и указании путей приспособления к действительности.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Адлер Альфред
(1870–1937) – австрийский психолог, представитель психоаналитического направления в психологии. Создал научную школу «индивидуальная психология». Согласно А. основными движущими силами развития личности выступает универсальное стремление к превосходству, успеху, совершенству и чувству общности, выражающее готовность сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей. А. подчеркивал роль детского опыта в развитии личности. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств – компенсация. А. выделяет четыре основных вида компенсации: неполная, полная, сверхкомпенсация и мнимая компенсация или уход в болезнь. Соединение определенных видов компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства общности дало возможность ему создать одну из первых типологий развития личности детей. Он считал, что развитое чувство общности дает возможность ребенку создать достаточно адекватную схему апперцепции. При этом дети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других людей, сверстников, от к–рых они не чувствуют отгороженности. В случае сверхкомпенсации такие люди стараются обратить свои знания и умения на пользу людям, их стремление к превосходству не превращается в агрессию против людей. При неразвитом чувстве общности у ребенка уже в раннем возрасте начинают формироваться различные невротические комплексы, к–рые приводят к отклонениям в развитии личности. Неполная компенсация приводит к возникновению комплекса неполноценности, изменяя жизненный стиль, делая ребенка тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным. Невозможность преодолеть свои дефекты, в особенности физические, часто приводит к мнимой компенсации, при к–рой ребенок, так же как и взрослый, начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, к–рыми его окружают. Такой вид компенсации останавливает личностный рост, формируя неадекватную, завистливую, эгоистическую личность. В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. А. считал, что игра дает возможность детям преодолеть их комплекс неполноценности, к–рый они испытывают в мире окружающих их взрослых. А. первый исследовал роль игры в преодолении неврозов и закомплексованности. Осн. работы: «О нервном характере», 1912; «Теория и практика индивидуальной психологии», 1920; «Человекознание», 1927.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Адлер (Adler) Альфред
(7.02.1870, Вена - 28.05.1937, Абердин, Шотландия) - австрийский психиатр и психолог, один из ведущих деятелей психоанализа, основатель индивидуальной психологии.
Биография. В 1895 г. защитил докторскую диссертацию по медицине в Вене. С 1902 по 1911 г. входил в Венское психоаналитическое общество. С 1911 г. предпринял попытку создания своего варианта психоанализа, что послужило основанием разрыва с З.Фрейдом. Во время первой мировой войны служил врачом в австрийской армии. Затем организовал детскую клинику в Вене. В 1934 г., в силу преследования прогерманским правительством Австрии, был вынужден эмигрировать в США, где принял приглашение занять кафедру медицинской психологии в медицинском колледже Лонг-Айленда в Нью-Йорке. Скончался во время одной из лекционных поездок.
Исследования. В результате работы в рамках психоаналитического кружка Фрейда сформулировал в виде общего принципа индивидуального развития положение о компенсации и сверхкомпенсации комплекса неполноценности, который, по его мнению, присущ каждому человеку. В процессе разработки своей собственной формы психотерапии пересмотрел некоторые взгляды классического психоанализа. В созданной им "индивидуальной психологии" пациент рассматривался как наделенный такими качествами, как свобода, целеориентированность, ответственность за свое существование. При этом невротический симптом трактовался как средство достижения неосознаваемых целей. Таким образом снималось жесткое противопоставление сознательного и бессознательного, которое было свойственно классическому психоанализу, а поведение объяснялось не столько детерминированностью причинами, сколько ориентированностью на достижение целей. Формулировка этих методологических положений заставила Адлера пересмотреть свои изначальные взгляды на движущие силы психического развития. В его работах конца 20-х гг. в качестве такой источника развития постулировалось чувство общности, или социальный интерес. В соответствии с этим основные жизненные проблемы индивида объяснялись недостаточностью его социальной адаптации, прежде всего доминированием Я-центрирования в ущерб группа-центрированию. Идеи Адлера оказали существенное влияние на гуманистическую психологию.
Сочинения. Praxis und Theorie der Individualpsychologie. Munch., 1920;
Menschenkentnis. Lpz., 1927;
The Science of Living. 1929;
What Life Should Mean to You. Boston, 1931;
Der Sinn des Lebens. 1933;
The Individualpsychology. N.Y., 1956;
Superiority and social Interest. Evanston, 1970.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

АДЛЕР АЛЬФРЕД
Adler А., 1870-1937). Основатель индивидуальной психологии. Родился в Вене, умер в возрасте 67 лет в Шотландии во время лекционного турне по странам Европы. Тяжелые заболевания, перенесенные А. в детстве, повлияли на выбор специальности врача и формирование в дальнейшем интереса к идеям компенсации органической неполноценности.
В 18 лет А. поступил в Венский университет, где изучал медицину. Будучи студентом, интересовался идеями социализма. После окончания университета работал врачом-офтальмологом, потом интернистом. Постепенно его интересы стали смещаться в область неврологии и психиатрии.
В 1902 г. А. одним из первых вступил в кружок психоаналитиков, организованный Фрейдом (Freud S.). В 1910 г. по инициативе создателя психоанализа А. был выдвинут на пост первого президента Венского психоаналитического общества. К 1911 г. теоретические расхождения между Фрейдом и А. стали настолько серьезными и явными, что последний был вынужден отказаться от поста президента и покинуть Общество. Он основал собственную Ассоциацию индивидуальной психологии, идеи которой стали распространяться по всей Европе.
Помимо исследований в сфере психологии и психотерапии А. занимался педагогикой, обучением учителей, организацией консультативных центров в школах, где родители могли получить совет по вопросам воспитания, взаимоотношений в семье.
А. совершал лекционные поездки по странам Европы и Нового Света и пользовался репутацией незаурядного оратора. После прихода к власти в Германии нацистов покинул Европу и переехал в США, где с 1932 г. преподавал медицинскую психологию в Лонг-Айлендском колледже.
А. разработал холистическую систему индивидуальной психологии, подчеркивающую подход к пониманию каждого человека как интегрированной целостности в социальном контексте.
Основные принципы учения А., вошедшие в концепцию индивидуальной психологии, - холизм (целостность), единство индивидуального стиля жизни, потребность в кооперации, или общественное чувство (социальный интерес), и направленность поведения к цели.
А. утверждал, что цели и ожидания больше влияют на поведение человека, чем прошлый опыт, а основным побудительным мотивом, кроме того, является стремление достичь превосходства и адаптации к среде. Он подчеркивал детерминирующее влияние социума на каждого человека и важность социальных интересов - чувства общности, кооперации и альтруизма. А. отвергал антагонизм сознательного и бессознательного в человеке. Одним из первых он привлек внимание к роли неправильного семейного воспитания - эмоционального отвержения и попустительства - в возникновении неврозов.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

АДЛЕР АЛЬФРЕД
(Adler Al fred) (1870—1937)-австрийский психолог, ученик Фрейда и его последователь в начале своей профессиональной деятельности. Один из создателей неофрейдизма. Основатель индивидуальной психологии и ориентированной на нее психотерапии. Основные различия во взглядах А.А. и З. Фрейда на психологию человека сводились к следующему. По убеждению А.А., поведение человека определяется не столько биологическими, сколько социальными факторами, через социальный интерес. А.А. свел к минимуму влияние сексуальных сил на поведение и формирование человека как личности, сконцентрировав свое внимание не на бессознательном, а на сознательных факторах поведения. Согласно А.А., поведение человека в большей степени определяется его будущим, чем прошлым, в частности, теми сознательными целями, которые человек в своей жизни ставит перед собой. А.А. не считал необходимым четко разделять личность на три независимые структуры: Ид, Эго и Супер-Эго, подчеркивал психологическую целостность, внутреннюю согласованность, а не противоречивость личности. В отличие от фрейдовского либидо, основной движущей силой социальной активности человека, по мнению А.А., являются его стремление к власти и комплекс неполноценности, глубоко укоренившийся в подсознании человека. Стремление человека к власти А.А. рассматривал как своеобразную компенсацию этого комплекса. Главными человеческими пороками, проистекающими из комплекса неполноценности, выступают тщеславие и честолюбие, а добродетелями, связанными с этим же комплексом, мужество и стремление к сотрудничеству. А.А. полагал, что неврозы являются следствием действия не биологических, а социально-культурных и индивидуально-психологических факторов. Вместо понятия либидо А.А. ввел понятие стиля жизни, понимая под ним следование человека какому-либо сознательному, заранее продуманному плану. Влечения, эмоции, память и бессознательное в человеке подчинены, по А.А., реализации плана жизни. А.А. также одним из первых исследовал роль игры в преодолении неврозов и комплексов, в том числе комплекса неполноценности.
Соч.:Practice and theory of Individual Psychology. N.Y.; 1927. Social interest. N.Y., 1939; The individual psychology of Al writings. N.Y., 1964; The neurotic constitution. N.Y., 1974; Индивидуально-психологическое лечение неврозов. М., 1913; Что значит для нас жизнь. 1931; Превосходство и социальный интерес. 1964; Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995; Понять природу человека. СПб., 2000; Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру (подг. Сидоренко Е.В.). СПб., 2000. См. бессознательное, влечение, Ид, индивидуальная психология А. Адлера, интерес социальный, компенсация, комплекс неполноценности, либидо, Мей Ролло, неофрейдизм, Оллпорт Гордон, память, подсознание, психоанализ, психология медицинская, психотерапия, Салливан Гарри, Супер-Эго, тщеславие, Франкл Виктор, Фромм Эрих, Хорни Карен, честолюбие, Эго, эмоции.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

АДЛЕР Альфред

Adler) Альфред (1870-1937) -австрийский врач и психолог, основатель Индивидуальной психологии. В сферу интересов А. входила так же педагогическая психология, здоровье и медицинская психология, психология личности и социальная психология, психоанализ, психотерапия, преподавание психологии. Окончив Венский ун-т (д-р медицины, 1985), начал карьеру практикующим врачом в Вене. После опубликования первых статей по проблемам социальной медицины был приглашен в 1902 г. 3. Фрейдом в его психоаналитический кружок, впоследствии Венское психоаналитическое общество. Активно участвовал в его работе, в 1910—11 гг. был президентом этого общества. В 1911 г. порвал с 3. Фрейдом и основал собственную школу. Работы А. этого периода посвящены в основном проблемам неврозов, в частности изучению влияния органических дефектов на развитие личности. Опираясь на патологический материал, создает свое широко известное учение о компенсации. Универсальным источником развития личности выступает, по А., первичное чувство неполноценности, переживаемое человеком. Это переживание порождает стремление человека к самоутверждению, к позитивному развитию, которое А. обозначает заимствованным у Ницше термином — стремление к власти (силе, могуществу). Под влиянием этого стремления неполноценность компенсируется или даже сверх компенсируется. Уже в это время между А. и Фрейдом обнаруживаются непреодолимые методологические разногласия. А. подчеркивал целостность, единство личности, ее внутреннюю непротиворечивость, критикуя учение Фрейда о личности, разделенной на конфликтующие между собой сферы. Воплощением принципов целостности и целенаправленности психики в концепции А. стало понятие жизненного стиля личности — интегрального образования, определяющего единую направленность и индивидуальную неповторимость всех проявлений человека. После Первой мировой войны учение А. приобрело большую популярность. Во многих странах возникают общества Индивидуальной психологии, начинает издаваться Международный журнал Индивидуальной психологии, созываются Международные конгрессы по Индивидуальной психологии. Сам А. постоянно выступал с сериями публичных лекций, в том числе за границей; основывал медико-педагогическую консультативную службу в Вене и в других городах. В 1920-е гг. А. во многом пересматривает свои теоретические воззрения, преодолевая содержавшуюся в его ранних работах идею отчужденности индивида от мира и личности от общества. Результатом этого пересмотра становится его наука жить, изложенная в книгах 1930-х гг.: Наука жить, Смысл жизни и др. Понятие смысла, в частности смысла жизни, занимает важное место в поздних работах А. Критерий истинности смысла жизни — возможность его принятия другими людьми. Наука жить позволяет говорить об А. как о предтече гуманистической психологии. Открытый гуманистический пафос Индивидуальной психологии стал причиной запрета ее нацистским правительством Австрии в 1934 г. В том же году А. эмигрировал в США, где прожил оставшиеся годы. Смерть А. и фашистское господство в Европе вызвали период длительного упадка Индивидуальной психологии, однако последнее время ее популярность вновь возрастает. К основным трудам А. относятся: Uber Minderwertigkeit von Organen, Wien, 1907; Uber den nervoesen Charakter, Wiesbaden, 1912; Menschenkenntnis , Leipzig, 1927; The science of living, N.Y., 1929; What life should mean to you, Boston, 1931; Der Sinn des Lebens , Wien-Lpz., 1933; The individual psychology of Alfred Adler, N.Y., 1956; Superiority and social interest, Evanston, 1964. На рус. яз. переведены книги А.: Практика и теория индивидуальной психологии, М., 1995; Понять природу человека, СПб., 1997; Наука жить, Киев, 1997; О нервическом характере, СПб., 1997; Очерки по индивидуальной психологии, М., 2002. Д.А. Леонтьев

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

АДЛЕР Альфред
1870–1937) – австрийский психолог и психотерапевт, одним из первых присоединившийся к З. Фрейду, являвшийся президентом Венского психоаналитического общества с марта 1910 по февраль 1911 года и соредактором ежемесячного «Центрального листка по психоанализу», образовавший в 1911 году «Общество свободного психоанализа», а впоследствии возглавивший новое направление, получившее название индивидуальной психологии.
   А. Адлер родился в небогатой еврейской семье в пригороде Вены 7 февраля 1870 года. Поскольку его родители происходили из привилегированной общины в провинции Бургенланд, принадлежащей к Венгрии, то при рождении он был записан венгром и только сорок один год спустя получил австрийское гражданство. Его детство прошло в предместьях Вены и в провинциальных местечках Рудольфсгейма, Пенцинга, Гернальса и Веринга, куда переезжали его родители в связи с неустойчивым материальным положением.
   А. Адлер был вторым ребенком из шести детей, пережил смерть своего младшего брата и постоянно находился в тени своего старшего брата Зигмунда, отличавшегося жизнерадостностью и ставшего преуспевающим бизнесменом, помогавшим своей семье. С раннего детства он был любимцем отца Леопольда Адлера (Леб Натан), обладавшего веселым характером и торговавшего зерном, но чувствовал себя отвергнутым матерью Паулиной Адлер, загруженной домашним хозяйством. Маленький Альфред не отличался хорошим здоровьем, в детстве перенес рахит, пневмонию и несколько раз был на грани смерти.
   В 1877 году его семья переехала в еврейский пригород Вены Леопольдштадт, где через два года А. Адлер стал учиться в той же самой гимназии, в которой ранее учился З. Фрейд. Из-за слабости здоровья и неуспеваемости ему пришлось пройти повторный курс обучения, так как он не был переведен в следующий класс. В 1881 году семья переехала в Гернальс, где А. Адлер продолжил свое обучение в одной из гимназий и в возрасте восемнадцати лет получил аттестат зрелости.
   В 1888 году А. Адлер поступил на медицинский факультет Венского университета, где прошел курсы занятий по хирургии, органическим нервным заболеваниям, патологии нервной системы. После окончания университета в 1895 году он начал работать офтальмологом в Венской поликлинике, а затем врачом общего пользования. В дальнейшем проявил интерес к неврологии и психиатрии. В 1897 году женился на Раисе Эпштейн (1873 г.р.) – дочери российского промышленника, родившейся в Москве и проходившей обучение за границей. Свадьба была отпразднована в еврейской общине Смоленска.
   В 1898–1904 годах опубликовал несколько статей, посвященных проблемам социальной гигиены, включая «Проникновение социальных сил в медицину» (1902), «Врач как воспитатель» (1904), «Гигиена половой жизни» (1904), и свою первую работу «Книга о здоровье для портных» (1898). В 1899 году открыл частную практику, в 1902 году на протяжении месяца отбывал воинскую повинность в одном из полков венгерской резервной армии.
   В 1904 году А. Адлер принял протестантское вероисповедание в отличие от своих двух младших братьев, принявших католичество, и старшего брата, покинувшего еврейскую общину и не примкнувшего к какой-либо конфессии. В 1907 году вышла в свет его книга «Исследование неполноценности органов», в 1912 году – работа «Нервный характер». В 1912 году он подал документы на занятие должности приват-доцента Венского университета, которые рассматривались лишь три года спустя, когда его кандидатура была отвергнута профессиональной коллегией. В 1916 году он был мобилизован на военную службу и работал в качестве врача в нейропсихиатрическом отделении различных госпиталей, где занимался проблемой лечения военных неврозов.
   После Первой мировой войны и поражения в ней Австро-Венгрии А. Адлер увлекся социалистическими идеями, которыми интересовался ранее. В 1918 году он опубликовал статью «Большевизм и психология». С приходом к власти социал-демократов и с проведением в Австрии реформы системы образования А. Адлер приступил к реализации своих идей, связанных с индивидуальной психологией. В 1920 году он начал создавать учреждения, в которых осуществлялись консультации для учителей и родителей, а также способствовал организации новых детских садов и экспериментальных школ, проводил семинары по психологии маленьких детей и подростков.
   В 1923 году А. Адлер прочел курс лекций в Англии и сделал доклад на Международном конгрессе психологов в Оксфорде, в 1924–1928 годах читал курс лекций по проблемам школьников в Педагогическом институте Вены. В 1927 году приобрел большой дом с садом в Салманнсдорфе, расположенном на окраине Вены, где проводил с семьей воскресные и праздничные дни. В том же году вышла в печати его книга «Понимание природы человека» и он принял участие в работе Симпозиума, проходившего в Виттернбергском колледже в Спрингфилде (штат Огайо, США). В 1928 году он прочитал курс лекций в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, в 1929–1930 годах – в Колумбийском университете, где был выдвинут на должность штатного профессора, хотя университетская администрация не сочла подобное утверждение возможным.
   В 1930 году в связи с шестидесятилетием и научными заслугами А. Адлера городской совет Вены присвоил ему звание Гражданина Вены. В 1931 году он основал школу индивидуальной психологии. В 1932 году он стал преподавать в медицинском колледже Лонг-Айленда. Основал «Журнал индивидуальной психологии», который стал выходить на английском языке. Переехав в США, заболел, после чего к нему приехали жена и его дочь Александра. В 1935 году А. Адлер окончательно поселился в США со своей семьей. Читал лекции в различных странах мира.
   В 1937 году на пути в Англию, где было запланировано проведение лекций и конференций, А. Адлер прочел лекцию в Гааге для Ассоциации по изучению детей. Несмотря на боли в сердце и предупреждение лечащего врача о необходимости отдыха, на следующий день он отправился в Англию, четыре дня спустя упал на улице города Абердина (Шотландия) и умер по пути в больницу в машине полицейской «скорой помощи» 28 мая 1937 года.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

АДЛЕР АЛЬФРЕД
Альфред Адлер - основатель психологического направления, индивидуальной психологии. Именно развивая свои идеи, он окончательно разошелся с Фрейдом и смог стать самостоятельным и оригинальным мыслителем. Его теория очень мало связана с классическим психоанализом и представляет целостную систему развития личности. Альфред Адлер родился 7 февраля 1870 г. в Пенцинге (Австрия). Он с раннего детства мечтал стать врачом-офтальмологом и позже, по окончании медицинского факультета Венского университета, начал карьеру врача. Однако вскоре его интересы переключаются на психиатрию и неврологию. В 1902 г. после прочтения знаменитого «Толкования сновидений» Адлер становится одним из членов кружка, организованного Фрейдом. Но вскоре Адлер начал развивать такие идеи, которые шли вразрез с основными идеями Фрейда. В 1911 г. Адлер вышел из психоаналитического общества с группой единомышленников, тем самым разорвав свои связи с Фрейдом. Затем он организовывает свою группу, которая получила название «Общество свободных психоаналитических исследований», затем измененное на «Ассоциация индивидуальной психологии». В 1912 г. выходит его работа «О нервном характере». В том же году он основывает «Журнал индивидуальной психологии». По окончании Первой мировой войны Адлера начали волновать вопросы образования, и он основывает первую воспитательную клинику в Венской системе школьного образования. Особое значение придавал работе с учителями, потому что именно они оказывают влияние на формирование личности ребенка. С приходом к власти нацистов деятельность его последователей в Германии приостанавливается. В Австрии после аншлюса в 1938 г. закрывается его клиника. Он начинает ездить по Европе и выступает с лекциями во многих учебных заведениях. В апреле 1937 г. он переносит сердечный приступ, а 28 мая того же года, находясь в шотландском городе Абердин, куда он приехал для чтения лекций, умирает от повторного приступа. Адлер отрицал положение Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в поведении человека. Инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отделяют человека от последнего. Он считал, что самая важная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, - это чувство общности и сплоченности с другими людьми, стимулирующее различные социальные контакты. Однако Адлер не полностью опровергал теорию Фрейда. Он соглашался, что человек имеет некоторую внутреннюю природу, присущую ему одному, которая оказывает влияние на формирование его личности. Фрейд при этом придавал решающее значение факторам сексуальным, Адлер же подчеркивал роль общественных интересов. В то же время Адлер - единственный психолог, который считал важнейшей тенденцией в развитии личности стремление сохранить свою индивидуальность в целостности без каких бы то ни было изменений и развивать ее. Мысль о целостности и уникальности личности - неоценимый вклад Адлера в развитие психологии. Также его огромной заслугой является то, что он ввел в психологию понятие «творческое Я». «Творческое Я» Адлера представляет собой индивидуализированную систему, которая может менять направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Более того, «Я» само предпринимает поиски такого опыта, который может облегчить каждому человеку осуществление его уникального стиля жизни Свою теорию личности Адлер хорошо структурировал и объяснил. Она основывается на нескольких положениях, в частности на фиктивном финализме, на стремлении к превосходству, на чувстве неполноценности, на чувстве общности, на стиле жизни и «творческом Я». Идею фиктивного финализма он заимствовал у немецкого ученого Ганса Файгингера. Она означает, что все люди в жизни ориентируются посредством конструкций, которые систематизируют реальность, организуя поведение каждого человека. Также Адлер развивал идею о том, что мотивы человеческих поступков определяются в большей степени надеждами на будущее, а не на опыт прошлого Конечная цель может быть слишком идеальной, и ее нельзя реализовать, но тем не менее она оказывается тем стимулом, который заставляет человека действовать Вполне здоровый человек может освободиться от фиктивных надежд и увидеть жизнь такой, какая она есть на самом деле. Для людей же с более тонко организованной нервной системой эта задача часто оказывается невыполнимой. Адлер утверждал, что стиль жизни определяет и систематизирует опыт человека. Он тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру «Я». Чувство общности - стержень, на котором держится вся конструкция стиля. Хотя это чувство и врожденное, оно может остаться неразвитым. Следствие этого - вызывающее поведение, неврозы и конфликты. Чтобы развить это чувство общности, с самого рождения ребенка важно окружить его вниманием и заботой, дать почувствовать ему, что он любимый и желанный. У брошенных и отверженных детей это чувство практически не развивается. Слабо развито оно также и у слишком избалованных детей. Уровень развития чувства общности определяет систему собственных представлений, которая создается каждым человеком, и неадекватность этой системы препятствует росту человека как личности и провоцирует развитие неврозов и депрессии. По Адлеру, человек сам является творцом своей личности, формируя свой жизненный стиль. Творческое «Я» - это своеобразный фермент, который факты окружающей действительности трансформирует в личность человека - единую, динамичную, индивидуальную и обладающую уникальным стилем. «Творческое Я» - это смысл жизни человека. Таким образом, для Адлера процессы формирования стиля жизни являются актами творчества, которые придают человеку уникальность и возможность управлять своей судьбой. Адлер подчеркивал, основываясь на богатом личном опыте, что люди не пешки, а сознательные целостные личности, которые самостоятельно создают свою жизнь. Если чувство общности определяет направление жизни, то два других врожденных чувства - неполноценности и стремления к превосходству - являются своеобразными носителями энергии, необходимой для развития личности. Эти чувства стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, - компенсация Адлер выделял четыре вида компенсации неполная компенсация, полная компенсация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация (уход в болезнь) Соединение этих видов дало возможность Адлеру создать одну из первых типологий личности детей Он считал, что развитое чувство общности позволяет детям с неполной компенсацией меньше чувствовать свою ущербность, т к они могут компенсироваться при помощи других людей. Это особенно важно при сильно выраженных физических недостатках, которые часто не дают возможности полной компенсации и тем самым могут остановить личностный рост ребенка Невозможность преодолеть свои дефекты, особенно физические, часто приводит к мнимой компенсации, при которой ребенок, а позже - взрослый человек начинает спекулировать своим недостатком, стараясь изо всех сил, чтобы его приласкали и пожалели Такой вид компенсации останавливает личностный рост, формируя эгоистическую личность В случае сверхкомпенсации человек старается принести пользу людям при помощи своих знаний и умений Его стремление к превосходству не превращается в агрессию Для Адлера таким примером сверхкомпенсации служили Демосфен и Ф Рузвельт. Если у человека не развито чувство общности, то в случае сверхкомпенсации формируется невротический комплекс доминирования и власти Эти люди подозревают окружающих в желании отнять у них эту власть и потому становятся подозрительными, жестокими и мстительными. Для Адлера примерами такой личности были Наполеон и Гитлер Таким образом, одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах и преодолеть трудности, является умение сотрудничать с другими людьми Адлер считал, что если человек умеет сотрудничать, он никогда не станет невротиком, способным на безрассудные поступки Теория Адлера явилась своеобразной антитезой фрейдовской концепции человека и оказала огромное влияние на психотерапию и психологию личности.

Источник: Яровицкий В. 100 великих психологов. 2004

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
13.38 мб

Психологические проблемы в исследованиях Альфреда Адлера

Соколова Эмилия Александровна
Цель исследования установление понимания А. Адлером психологических проблем и систематизация его взглядов на них. А.