Почему понимать английскую речь на слух труднее, чем читать?

Почему понимать английскую речь на слух труднее, чем читать?

При изучении английского языка, в особенности самостоятельном, многие испытывают трудности с пониманием речи на слух. Учащийся может полностью понимать текст средней сложности, обладать хорошим словарным запасом, но плохо понимать как живую речь, так и аудиозаписи на английском. Рассмотрим подробнее, в чем причина этой проблемы, и как ее можно решить.

Что нужно для понимания текста

В методической литературе выделяют четыре вида речевой деятельности: чтение, слушание, письмо и говорение. На практике именно чтение дается учащимся быстрее и проще всего. Это связано с тем, что чтение – наименее требовательный к уровню знаний и навыков вид речевой деятельности. Отметим, что мы рассматриваем чтение простых текстов, не беря во внимание, к примеру, художественную литературу.

Для понимания простого текста необходимо:

  • Базовый словарный запас. Пол Нейшен, профессор Университета Виктории (Новая Зеландия) установил, что для понимания 70% текста достаточно знания всего 1000 употребительных слов. Знание 3000 слов позволяет понимать уже 85% текста.
  • Базовое знание грамматики. Для понимания несложного текста достаточно знать только основы грамматики: основные времена, построение простых и сложных предложений.

Значительно сложнее дела обстоят с пониманием звучащей речи.

Что нужно для понимания речи на слух

Для понимания речи на слух пассивный, то есть на уровне понимания, словарный запас должен быть, если можно так выразиться, более активным, чем для чтения. Иначе говоря, вам нужно не просто понимать слова, но и узнавать их с легкостью, на лету, без раздумий, как слова родного языка. То же требование применительно и к грамматике.

Однако наибольшая трудность заключается в том, что для понимания звучащей речи должны быть сформированы соответствующие навыки. Если для понимания текста достаточно знать слова и конструкции, то для понимания того же текста на слух необходимо, чтобы слух (вернее, мозг) научился воспринимать и легко «переваривать» иностранную звучащую речь.

Этот навык невозможно выработать заучиванием слов, грамматическими упражнениями, переводами и анализом текстов. Единственный способ его развить – практика в аудировании (слушании). Только при достаточном, регулярном аудировании на протяжении довольно долгого времени можно научиться отчетливо понимать на слух текст, на 100% понятный при чтении.

Разные уровни сложности звучащей речи

Как и текст, звучащая речь может быть менее и более трудной для понимания. Мы сейчас рассматриваем не лексический состав, а именно особенности звучания. К примеру, даже начинающим легко дается понимание простейших видов звучащей речи:

  • Речь учителя на уроке,
  • Аудиозаписи, рассчитанные на начинающих.

Учителя и дикторы говорят нарочито отчетливо, правильно и медленно. Речь, которую мы слышим в жизни, совсем другая. Намного труднее учащимся дается понимание:

  • Речи дикторов теленовостей (четкая дикция, но быстрый темп),
  • Речи в кино, сериалах (разные акценты, не всегда четкая дикция, широкий спектр интонаций, быстрый темп).
  • Речи носителей языка в повседневной жизни.

Особенно трудно понимать речь носителей языка, потому что в ней встречаются все мыслимые трудности: акценты, нечеткая дикция, ошибки в произношении, быстрый темп, дефекты речи и другие.

Нередко встречается ситуация, когда учащийся владеет всеми видами речевой деятельности на высоком уровне, но плохо понимает некоторых носителей языка, к примеру, носителей непривычных для него акцентов. Заметим, что акценты английского могут настолько отличаться друг от друга, что их понимание может вызывать проблемы даже среди самих носителей языка.

Как развить навык понимания на слух?

Если не брать во внимание словарный запас и грамматику, то развитие навыка понимания на слух сводится к практике аудирования. Следует выделить некоторые нюансы:

  • Практика аудирования наиболее эффективна при регулярных, желательно ежедневных занятиях.
  • Материал должен быть интересен лично для вас – иначе занятия быстро наскучат.
  • Не стоит брать слишком сложный в плане лексики и грамматики материал. При аудировании ваша основная задача – развить навык понимания на слух, а не пополнить словарный запас.
  • Если материал достаточно прост, понятен, аудированием можно заниматься в пассивном режиме: слушая плеер в транспорте, включая радио «фоном» и т. д.
  • Аудированием также можно заниматься в активном режиме: прослушивая запись по нескольку раз, добиваясь понимания сложных отрывков. Это более трудоемкое занятие, но оно дает хороший результат.
  • По возможности следует практиковаться в общении с носителями языка. Их речь более естественна, чем речь профессиональных актеров и дикторов.

Заключение

Изучение языка часто ошибочно воспринимается как процесс накопления знаний – запоминание слов, правил. На самом же деле долгую и трудоемкую часть процесса составляет формирование навыков, в том числе навыка понимания на слух.

Трудность заключается в том, что короткого пути здесь нет: нужно регулярно слушать. Но если взглянуть с другой стороны, то эта трудность – не такая уж и трудность, ведь мы изучаем языки для того, чтобы ими пользоваться: читать, слушать, общаться.

Слушайте интересные для вас материалы, смотрите новости, фильмы, телесериалы, и аудирование будет восприниматься не как урок, занятие, а как развлечение, отдых.

10:54