ЗОНА РАЗВИТИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЗОНА РАЗВИТИЯ
ближайшего (зона развития потенциального) - 1. Возможности в развитии психическом, открываемые при минимальной помощи субъекту со стороны. 2. Расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (уровень актуальный развития) и под руководством взрослого. Понятие введено Л. С. Выготским, показавшим, что реальные отношения умственного развития к возможностям обучения могут быть выявлены с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны развития ближайшего; обучение, создавая последнюю, "ведет" за собой развитие; и действенно только то обучение, что "забегает вперед" развития. Положение о зоне развития ближайшего легло в основу разрабатываемой в отечественной психологии возрастной и психологии педагогической концепции о соотношении обучения и развития умственного ребенка.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ЗОНЫ РАЗВИТИЯ
англ. zones of development) - семейство понятий, разрабатываемых различными авторами на основе исходного понятия "зона ближайшего развития" Л. С. Выготского. Отражают различные возможности и ограничения развития в условиях разных социальных взаимодействий: зоны вариативного развития - образуются при взаимодействиях ребенка с детьми из разных возрастных групп и субкультур (А. Г. Ас-молов); зоны негативного (подавляющего и задерживающего) развития, где человек из-за социального противодействия не учится тому, чему мог бы научиться, и не развивает в себе то, что мог бы развить (Асмолов, А. Н. Поддьяков, Е. Diaz); зоны негативного развития в условиях неправильно оказываемой (напр., чрезмерной) помощи; зоны ближайшего развития при социальном противодействии - то, чему субъект может научиться и развить в себе в противостоянии с другим (Поддьяков). (А. Н. Поддьяков.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
156.03 кб

Игра - зона ближайшего развития ребенка

Веракса Николай Евгеньевич
Игра зона ближайшего развития ребенка
Читать PDF
126.87 кб

Зона ближайшего развития в профессиональном самообразовании

Калугин Ю.Е., Дубынина Т.В.
В статье рассматривается формирование слоёв зоны ближайшего развития (ЗБР) в состоянии профессионального самообразования.
Читать PDF
197.54 кб

Зона ближайшего развития: диапазон применения понятия в образовательном пространстве вуза

Гутман Валерия Владимировна
В статье предлагается переосмысление введённого Л.С. Выготским понятия «зоны ближайшего развития», его адаптация к студенческому возрасту.
Читать PDF
141.75 кб

Переходное питание зона повышенной ответственности перед развитием ребенка раннего возраста

Маталыгина О. А., Луппова Н. Е.
В статье анализируется возможность нарушения развития функции питания детей, в частности пищевой толерантности, в связи с неадекватной тактикой введения прикормов.
Читать PDF
156.95 кб

Зона ближайшего развития как диагностический и объяснительный принцип психологии воспитания

Косырев В. Н.
In article it is offered to distribute L.S. Vygotskogo's doctrine about a zone of the nearest development to psychology of education.
Читать PDF
581.80 кб

Особенности интегративного развития детей, проживающих в зонах экологического неблагополучия

Шибкова Дарья Захаровна, Семенова Мария Владимировна, Шибков Анатолий Алексеевич
В статье анализируется проблема влияния условий экологически неблагополучных регионов Российской Федерации на состояние здоровья и развитие детей школьного возраста.
Читать PDF
434.62 кб

Особенности интегративного развития детей, проживающих в зонах экологического неблагополучия

Шибкова Дарья Захаровна, Семенова Мария Владимировна, Шибков Анатолий Алексеевич
Интенсивное антропогенное загрязнение окружающей среды по-прежнему является острой проблемой многих промышленных центров в связи с ухудшением состояния здоровья населения, особенно детской популяции.
Читать PDF
328.50 кб

Физическое и половое развитие девочек, проживающих в различных экологических зонах Приамурья и Якути

Учакина Р. В., Филиппова В. В., Соловьева М. И., Козлов В. К.
Изучены показатели, отражающие темпы физического и полового развития у девочек 7-17 лет коренного (нанайцы, якуты) и пришлого (европейцы) населения Среднего Приамурья и республики Саха /Якутия/.
Читать PDF
59.35 кб

Малые аномалии развития почек у детей в различных биогеохимических зонах Чувашии по данным массового

Трефилов А. А., Родионов В. А., Иванова И. Е.
Читать PDF
167.36 кб

Частота и структура врожденных пороков развития у детей в экологически гетерогенных зонах Чуйской до

Алдашева Назира Мирсаидовна
Представлены результаты исследования частоты и структуры врожденных пороков развития (ВПР) в экологически гетерогенных регионах Чуйской долины Кыргызской Республики за семилетний период (2000-2006 гг.).
Читать PDF
152.09 кб

99. 03. 001. В. М. Соломатина. Тенденции развития внешней политики сша в конфликтных зонах тре- тьег

Читать PDF
942.47 кб

Особенности формирования и развития районов жилой застройки в пригородных зонах крупных городов Бела

Е. С. Щербач, Г. А. Потаев
Определены и систематизированы наиболее актуальные для дальнейшего изучения процессов, происходя-щих в районах жилой застройки, пригородные зоны крупных городов Беларуси.

Похожие термины:

  • ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ

    термин Л.С. Выготского, означает концептуальное пространство, которое ребенок уже готов освоить с чьей-то помощью.
  • Зона вариативного развития

    лат. varisге — менять, делать разнообразным] — спектр возможных направлений развития ребенка, определяемый его участием в жизни детского сообщества. Понятие 3. в. р. предложено в русле социальной пси
  • ЗОНА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

    ближайшая перспектива интеллектуального развития человека, открывающаяся при проведении его психодиагностики и при оказании ему минимальной психологической помощи в развитии интеллекта со сто
  • ЗОНА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО (БЛИЖАЙШЕГО) ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    реальные и ближайшие перспективы психологического развития ребенка – тот потенциальный уровень психологического развития, которого он может достичь при благоприят ных условиях обучения и восп