ЗНАЧЕНИЕ

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Значение
осознание вами мыслей и чувств.

Источник: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 2003

ЗНАЧЕНИЕ
В математике – количество или величина, выраженные числом.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Значение
единица измерения зависимой переменной, конечный результат обработки полученных данных.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

ЗНАЧЕНИЕ
Важность, смысл, обладание значимостью и смыслом. Например, см. статистическая значимость.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ЗНАЧЕНИЕ
слова, понятия) - то содержание, которое вкладывают в данное слово или понятие все употребляющие его люди.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

значение

принятое индивидами, носителями данной культуры, смысловое содержание того или иного знака.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Значение
общеславянск., от слова «знак») - 1. количество или величина, выраженные числом; 2. информация о чем-то объективно существующем, о его роли в происходящем (термин смысл передает скорее личную ценность объекта или такой информации для индивида).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЗНАЧЕНИЕ
meaning ) —единица измерения   зависимой переменной, конечный результат обработки полученных данных. Каждому из условий, или уровней, независимой переменной соответствует определенное 3. Совокупность 3, представлена обычно на таблицах или графиках.

Источник: Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента

Значение
Категория. Обобщенная форма отражения индивидом общественно-исторического опыта.
Специфика. Запечатлено в схемах действий, понятиях, социальных ролях, нормах и ценностях. Система значений индивида обусловливает управление процессами его деятельности.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЗНАЧЕНИЕ
обобщенная форма отражения индивидом опыта, запечатленного в схемах действий, понятиях, социальных ролях, нормах и ценностях. Система значений индивида обусловливает управление процессами его деятельности. В качестве знаков могут выступать структуры естественного языка, схемы, карты, формулы и чертежи, символические образы.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

Значение
основной элемент механизма функционирования сознания, который представляет собой обобщенное отражение определенного аспекта действительности, выработанного в ходе общественно–исторического опыта в форме действий, умений, понятий, знаний, социальных ролей, норм и ценностей. Будучи присвоенными индивидом, значения — наряду с личностными смыслами и чувственной тканью — образуют содержание его сознания.

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

ЗНАЧЕНИЕ
объективная функция, выполняемая объектом для человека или группы людей; свойство объекта (в том числе другого человека) выполнять эту функцию. Одинаковое З. как отражаемое у разных людей может становиться различным отраженным, называемым значимостью, или смыслом. З. бытового слова означает З. объекта, близкого по смыслу для большинства практически им пользующихся (смысл стула почти для всех одинаков). З. термина зависит от принятого субъектом его определения. З.— понятие объективной диалектики; верхний угол треугольника Фреге.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ЗНАЧЕНИЕ
Номер или другое количественное обозначение, используемое для следующих выражений: 1. Индивидуальной реакции, где под термином реакция подразумевается любое измеряемое действие субъекта. 2. Суммарного или общего числа, основанного на ряде отдельных значений (в смысле 1). Это значение обычно встречается при описании тестирования, когда окончательное значение составляется из нескольких значений, полученных по суо-тестам. Этот термин, как правило, встречается с определяющими словами, которые обозначают вид рассматриваемого значения; наиболее распространенные из них приводятся ниже.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ЗНАЧЕНИЕ
1. Знание, которое открывается для человека в каком либо знаке, слове, предмете или событии. 2. Общее содержание, вкладываемое людьми в соответствующий знак, слово, предмет, событие. 3. Понимание, интерпретация человеком тех или иных слов и выражений. 4. Разнообразные идеи, представления, связанные с тем или иным предметом или явлением, не содержащиеся в нем самом и приписываемые ему человеком. 5. Совокупность мыслей, чувств, образов, связываемых с тем или иным словом у носителей языка – людей, для которых соответствующий язык выступает как родной. См. знак, значение ассоциативное, значение аффективное, значение денотативное, значение коннотативное, значение референциальное, смысл.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЗНАЧЕНИЕ
обобщенная форма отражения субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения, и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях. В З. представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой (А. Н. Леонтьев). Индивидуальная система З. развивается в ходе онтогенеза. Выделены генетически более ранние формы З., предшествующие наиболее развитой его форме – понятию (Л.С. Выготский). Обобщения, используемые в формах З. у ребенка, могут не совпадать с общепринятыми. Однако для социального взаимодействия, общения и взаимопонимания необходимо совпадение в предметном отношении формирующихся индивидуальных З. с социально-принятыми формами.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Значение
важность, значительность, роль предмета, явления, действия в человеческой деятельности. Каждое сказанное слово дает возможность судить о том,, что имеет в виду говорящий, т.е. что означает данное слово. Учением о значении является семантика (К.ф.э.-С.166). В диагностической работе мы применяем термин «значение» как явление, распространенное в обществе в виде общего для всех понимания, которое выполняет функцию референта, т.е. того, с чем все граждане социума должны соотноситься. Наделение какого-либо явления конкретным значением рассматривается всеми как то, что ассоциируется с одинаковыми у всех представлениями (см. Представление). В то же время значение всегда связано в последовательности с «назначением», т.е. с тем, какая роль, миссия отводится в обществе конкретному явлению. Значение, таким образом, обобщает индивидуальное мнение, суждение, позиции, которые в конечном счете помимо своей основной миссии - вызова системы соотнесений - являются также реперной точкой, т.е. точкой, относительно которой каждый индивид может строить свои смыслы, имеющие индивидуальное значение. Как показали эксперименты, проведенные нашей группой (Н.В. Знаменская и др.), значение выделяется как интеграл от вариантов индивидуальных пониманий. Доказано, что индивидуальные варианты при сопоставлении друг с другом создают основной и наиболее общий для всех конфигурант, который оказывается понятным всем. Он отличается от закономерностей, которые приписывают в философии явлению общего разума («коммон сенс»).
Отличие состоит в том, что значение формулируется в зависимости от ранее сложившихся позиций индивида к данному явлению. Тем не менее значение какого-либо объекта, рассматриваемого как социальная сущность, не только всегда знакомо каждому индивиду, но всегда знакомы и возможные варианты различных типов отношений других людей. Значение, таким образом, рассматривается в диагностике как то, что может быть принято за «точку отсчета» при выделении индивидуальных, уникальных и креативных дополнений или исключений.

Источник: Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. 2006 г.

Значение
Одно и то же событие, падая на различные возраста ребенка, отражаясь в его сознании совершенно по-разному, имеет для ребенка совершенно различное значение. (7.1, 83) Значение слова неконстантно. Оно изменяется в ходе развития ребенка. Оно изменяется и при различных способах функционирования мысли. (1.2.1, 304) «Значение есть путь от мысли к слову». (Значение не есть сумма всех тех психологических операций, которые стоят за словом. Значение есть нечто более определенное – это внутренняя структура знаковой операции. Это то, что лежит между мыслью и словом. Значение не равно слову, не равно мысли. Это неравенство раскрывается в несовпадении линий развития.) (1.1.9, 160) Нет вообще знака без значения. Смыслообразование есть главная функция знака. Значение есть всюду, где есть знак. Это есть внутренняя сторона знака (1.1.9, 162) Значение слова не равно простой раз навсегда данной вещи. Значение слова есть всегда обобщение; за словом всегда есть процесс обобщения – значение возникает там, где обобщение. Развитие значения = развитие обобщения! Процесс осуществления мысли в значении – сложное явление, уходящее внутрь «от мотивов к говорению» (?) «В значении всегда дана обобщенная действительность» «Постоянство и категориальная предметность предмета есть значение предмета» (Это значение, эта предметность даны уже в восприятии.) «Всякое наше восприятие имеет значение». Любое бессмысленное мы воспринимаем (как осмысленное), приписывая ему значение. Значение предмета не есть значение слова. «Предмет имеет значение» – это значит, что он входит в общение. Знать значение – знать единичное как всеобщее. «Процессы сознания человека благодаря тому, что они названы, т.е. обобщены, имеют свое значение». (Это не в том смысле, как по отношению слова. – Л.С.) Значение присуще знаку. (1.1.9, 164 – 165) Значение слова обеспечивает такое исследование речевого мышления, в котором речь и мышление представлены в их единстве. всякое значение слова есть, с одной стороны, речь, с другой стороны, всякое значение представляет собой обобщение. Нет такого значения, за которым не скрывался бы процесс обобщения. Значит, всякое значение слова возникает как продукт и процесс мысли. Это – речевое мышление или единство речи и мышления, т.е. то реальное единство, которое сохраняет в себе все свойства, которые принадлежат речи и мышлению как известному единому процессу. (3.4, 413) См. Знак, Мысль, Мышление, Обобщение, Общение, Речь, Слово, Сознание

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

ЗНАЧЕНИЕ
англ. meaning) - обобщенная форма отражения субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях. Посредством системы 3. сознанию субъекта предстает образ мира, др. людей, самого себя. Индивидуальная система 3., выступая в виде интериоризованных эталонов, обусловливает познавательные процессы {восприятие, мышление, память и т. д.) и акты социального поведения. Посредством системы 3. осуществляется управление процессами индивидуальной деятельности субъекта в рамках социально-распределенной совокупной, или совместной, деятельности.
Носителями 3. наряду со структурами естественного языка выступают такие знаковые системы, как схемы, карты, формулы и чертежи, системы символических образов, "язык" искусства (живописи и архитектуры, танца и пантомимы и т. д.). 3. раскрывается как содержание знаков, образов, действий в их устойчивом для индивидов данной культуры социально-нормированном смысле. Представление знания в социально-нормированной форме ведет к его осознанию. Выражая с целью общения индивидуальный опыт (восприятия; мышления, эмоционального переживания и т. п.) в 3., субъект тем самым осознает его. 3. в единстве с личностным смыслом и чувственной тканью образует структуру индивидуального сознания (А Н. Леонтьев).
Индивидуальная система 3. развивается в ходе онтогенеза. Выделены генетически более ранние формы 3., предшествующие наиболее развитой его форме - понятию (Л. С. Выготский). В них обобщение осуществляется, напр., на основе сходства эмоционального тона объектов; к ним относятся также "житейские понятия", являющиеся обобщением индивидуального опыта и не входящие в системные связи с др. понятиями. Обобщения, используемые в формах 3. у ребенка, могут не совпадать с общепринятыми. Однако для социального взаимодействия, общения и взаимопонимания необходимо совпадение в предметном отношении формирующихся индивидуальных 3. с социально-принятыми формами. В функциональном плане 3. слова выступает как единство обобщения и общения, интеллектуальной и коммуникативной функций субъекта. 3. - сложное, иерархически организованное образование, состоящее из более дробных компонентов (иногда называемых "семами", "семантическими признаками", "атомами смысла" и др.). Их выделение и выяснение отношений между ними, т. е. смысловой, семантический анализ 3., - задача психосемантики. См. Идеальное, Субъективное семантическое пространство. (В. Ф. Петренко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЗНАЧЕНИЕ
Коммуникация, как известно, состоит из трех компонентов: передатчика, передающего устройства и приемника. Следовательно, значение передаваемого сообщения или любой его части (например, слово, фразы жеста и т.д.) может быть определено исходя из любого из трех направлений: 1. То, что говорящий или пишущий предполагал сообщить. Как сказал Льюис Кэррол устами Шалтай-Болтая: "Когда я употребляю слово, оно означает только то, что я выбираю, что оно означает – ни больше, ни меньше". 2. Представление, связанное с используемым физическим символом, то, что он обозначает; X обозначает пометку женский пол. 3. Предвосхищающие представления слушателя или читателя, значение воспринимаемого сообщения.
Здесь необходимо сделать несколько предостерегающих примечаний, (а) Спецификация значений 1 и 3 – не простая задача. Одни философы и лингвисты могут сказать, что это единственная наиболее трудная задача, с которой они сталкивались; другие скажут, что это безнадежная задача. Независимо от того, каких точек зрения придерживались ученые, попытки прийти к пониманию этой проблемы породили большое количество специализированных значений; ниже приводятся те из них, которые важны для психологии: (б) Значение 2 само по себе кажется абсурдным. Дело в том, что ни один символ не "несет" или не "имеет" значения; значение находится в умах говорящих/слушающих. Символ выполняет функции устройства для достижения единства денотативного и коннотативного значений, (в) Хотя о значении (в широком смысле) часто говорят так, как будто бы его возможно кодифицировать, представить и, по крайней мере в принципе объяснить, оно, почти наверняка, является понятием, которое может приобрести смысл только тогда, когда помещается в контекстные рамки. Например, стандартное значение словахолостяк – неженатый мужчина, но в некоторых предложениях, таких как "Оскар Уальд был холостяком", или "Римский папа – холостяк", или "Мой десятилетний сын – холостяк", задаются такие контекстные рамки, которые искажают стандартное словарное значение. С другой стороны, значение находится в уме очевидца. Смехотворная импликация этой точки зрения заключается в том, что составление словарей является плохой шуткой, так как слова имеют значение (в смыслах 1 и 3, конечно) только в специфических контекстах, поэтому давать им явные определения – тщетные упражнения. Осознавая эту проблему, я попытался представлять термины в этом словаре как выражение способа их употребления; подробнее об этой проблеме см. определение, (г) Многое в передаче значения зависит от степени согласованности между намерениями говорящего/пишущего и предположениями слушающего/читающего относительно этих намерений. Например, "У нее прекрасный голос" – может быть высказано как комплимент певице или как саркастическое замечание относительно ужасного драматического представления, и, если значение 1 будет согласовано со значением 3, то намерения и предположения будут эквивалентны.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ЗНАЧЕНИЕ
имплицитно-обобщенная форма отражения-отзеркаливания индивидом культурно-социоисторического опыта, кот. был приобретен в процессах совместной деятельности, коммуникации-контактах им с другими индивидами, со средой, в различных обществах и кот. существует в форме дефиниций, понятий уже объект-опредмеченных в моделях действия, деятельности, в социоролях, соционормах, социоориентациях, социоиндексах; именно посредством моделей-систем 3. структурам сознания и подсознания субъекта и предстает модель-панорама-образ мира-онтоса, кот. включает в свою структуру, макромодель, макрокартину, систему образов других индивидов, и образ собственного Эго-Я; модельно-индивидуальная структура 3. выступает в виде интроэталонов-интропарадигм и детерминирует актопознавательные процессы-функции, такие как восприятие, память, воображение, мышление, внимание и т.д., а также актомодели-актосхемы, связанные с социоповеденческими реакциями субъекта; заметим, что посредством системы 3. и продуцируется-осуществляется киберноизация функций индивидуальной деятельности-активности индивида; помимо вербального аппарата и знако-языковых систем носителями 3. являются такие знакомодели, как карты, формулы, рисунки, чертежи, голограммы, схемы, абрисы, эскизы, символообразы, символоязык, макрознаки, микрознаки различной денотации-характеристики, а сами функции 3., по своей полигерменевтизации, раскрывают уже само специфическое содержание образов, действий, акций, поведенческих реакций, знаков, символов, объектов-микро объектов в их индивидуально-устойчивом соотношении-корреляте-изоморфности к данным культуросоциологическим-историческим аспектам; субъект действуя в той или иной обстановке, отражает-выражает-демонстрирует-транслирует свой индивидуальный опыт, приобретенный посредством механизмов мышления, восприятия, дифференциальных чувственно-эмотивных актов и тем самым сам субъект осознает 3. своих действий-актов поступков в единстве-когеренции с этико-личностным смыслом, с продуцирующимися актами сознательно-подсознательной активации-инициативности-поисковости-эгокреативности; субстантивно-индивидуальная система 3. развивается в ходе самого онтогенеза; дефиницированы генетически ранее формы 3., кои предшествуют наиболее его эволюционно-динамичной форме—понятию (Выготский, Ярошевский, Леонтьев, Рассел); эти выд. ученые считают, что обобщение кот. происходит в понятии осуществляется на основе сходства эмоционально-мотивированного тонатонизации объектов, и к ним можно также соотнести онтологическо-житейский понятия явл. понятийным обобщением индивидуального опыта субъекта и уже не входящие в системо-связи с другими понятиями-дефинициями; укажем, что в экспликационно-функциональном абрисе 3. слова-слов, проступают как симультанно-пулические обобщения-общения, как интеллектуально-коммуникативная единица функций самого субъекта; 3. можно рассматривать как иерархическую конститутив-модель, состоящую из ньюансивных ингредиентов-компонентов-элементов-частиц-единиц, в зависимости от задач семантико-экспериментально-психологической интерпретации, что и используют ученые-представители экспериментальной психосемантики.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
230.41 кб

Значение высшего образования в становлении педагогического профессионализма

Андриенко Е. В.
Читать PDF
158.02 кб

Значение медико-биологических знаний для изучения проблем клинической психологии

Галяутдинова С. И., Куксо П. А.
В статье приводится обзор основных биологических и медико-биологических знаний, необходимых для преподавания клинической психологии, исходя из традиций отечественных направлений и с учетом их использования в имеющемся опыте работы
Читать PDF
381.29 кб

Проблема психологической подготовки учителя и значение психотехнического подхода в педагогической пр

Пахомов В. П., Постоева В. А., Шелехов И. Л.
Авторы рассматривают психотехнический подход в педагогической практике как основу для формирования психологической компетентности учителя.
Читать PDF
144.76 кб

Роль категорий «Значение» и «Смысл» в организации обучения

Сторчак Олег Григорьевич, Мирошниченко Т. О.
Читать PDF
268.55 кб

Жизнестойкость как психологический феномен. Его значение в современных условиях службы в армии

Сотниченко Дмитрий Михайлович
Статья посвящена исследованиям такого феномена, как «жизнестойкость» у солдат и служащих по контракту.
Читать PDF
243.90 кб

Основные принципы синергетики и их методологическое значение

Тельнова Надежда Алексеевна
Читать PDF
677.30 кб

Уровневое развитие модели психического и ее значение для понимания внутреннего мира ребенка

Сергиенко Елена Алексеевна
Читать PDF
216.94 кб

Гипотеза эволюционно детерминированного саморазрушения и ее значение для понимания мотивации кримина

Атаев Ренат Валишевич
Предлагается гипотеза, согласно которой в основе саморазрушительного, рискованного и криминального поведения лежит единый эволюционно-биологический механизм (эволюционно стабильная стратегия поведения).
Читать PDF
133.10 кб

Значение психологических исследований для выявления показателей компетентности при подготовке специа

Яковлев В. А., Елшанский С. П.
В статье рассматриваются вопросы компетентностного подхода к образованию студентов. Отмечается важность организации лаборатории психофизиологических исследований и психодиагностики.
Читать PDF
174.04 кб

Значение сексуальной культуры и причины ее недооценки

Атемасов А. В.
Приводятся конкретные примеры недооценки сексологических исследований в разных странах, причины этого и возможные негативные последствия.
Читать PDF
165.92 кб

Значение супервизии в психотерапевтическом образовании (на примере обучения методу понимающей психот

Щукина Юлия Владимировна
Читать PDF
143.32 кб

Значение адаптационно-компенсаторных механизмов в синдромогенезе шизофрении

Коцюбинский А. П., Скорик А. И., Пенчул Н. А.
Читать PDF
309.15 кб

Значение индивидуально-психологических особенностей работников горной промышленности в обеспечении б

Юшкова О. И., Калинина С. А.
Читать PDF
120.96 кб

Значение опыта в формировании личности как субъекта

Косолапова Н. Г.
В статье освещается роль опыта в становлении личности как субъекта деятельности. Опыт личности рассматривается на разных стадиях развития субъектности в онтогенезе
Читать PDF
326.91 кб

Значение статуса семьи для психического здоровья и индивидуальных особенностей ребенка

Сафронова Маргарита Викторовна, Гаврилова Елена Владимировна
Состояние психического здоровья подрастающего поколения связано с воспитательными ресурсами и статусом семьи.

Похожие термины: