средство осуществления жизненных целей, устанавливающих порядок действий, необходимых для их реализации.
ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ
ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ
система образов воображения, представляющих собой мысленную картину (проект) предстоящего жизненного пути. Они могут быть четкими или смутными, детальными или контурными, далекими или близкими, реалистическими или фантастическими (в этом случае они вырождаются в так называемые грезы), обоснованными или необоснованными с моральной и логической (рассудочной) сторон, самостоятельно построенными или внушенными извне (кем-то «вбитыми в голову» человеку). Примерно в том же значении употребляются выражения «жизненные перспективы», «проекты самоопределения».
ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ
ЖЫЦЦЕВЫЯ ПЛАНЫ / LIFE PLANS– система представлений, намерение прожить жизнь определенным образом, мысленная картина (проект) предстоящего жизненного пути. В отличие от жизненных целей, Ж. п. более общие и менее конкретные. Они могут быть четкими или смутными, детальными или контурными, далекими или близкими, реалистическими или фантастическими (в этом случае они перерождаются в так называемые грезы), обоснованными или необоснованными с моральной и логической (рассудочной) сторон, самостоятельно построенными или внушенными извне. Человек может переводить Ж. п. в планирование жизни, т. е. построение конкретного плана собственных действий и их стратегий на год, 3 года, 5 и 10 лет и далее, где ставятся высокие и воодушевляющие человека цели. Ж. п. рассматриваются как проявление жизненной активности и как механизмы психологической регуляции личностью своей жизнедеятельности. Примерно в том же значении употребляются выражения «жизненные перспективы», «проекты самоопределения». Наличие Ж. п. и их содержание являются диагностическим признаком психологического благополучия личности, темпов ее развития и успешности социальной адаптации. Именно поэтому исследование Ж. п. различных возрастных и социальных категорий людей весьма актуально. Психодиагностика Ж. п. может осуществляться с помощью методики изучения образа возможного будущего В. Н. Петровой, которая относится к разряду проективных и представляет вариант теста незаконченных предложений, а также опросника «Типология личностного выбора» (ТЛВ) В. Г. Грязевой-Добшинской и А. С. Мальцевой для определения установок на различные типы выбора жизненного пути личности: творческий, реалистический, ценностный, гедонистический. С. Л. Кандыбович