ЖИЗНЬ
ЖИЗНЬ
1. Совокупность явлений, происходящих в организмах. С позиций материализма - особая форма существования и движения материи, самопроизвольно возникшая на определенной стадии ее развития. 2. Физиологическое существование живого организма. 3. Деятельность субъекта или общества в некоих проявлениях.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Жизнь
особая форма организации и движения материи, дискретно представленная индивидуальными, целостными системами (организмами), способными к обмену веществ, энергии и информации, к раздражимости, самоуправлению, саморегуляции, самосохранению и сохранению своих свойств с адаптацией к среде обитания, саморазвитию и самовоспроизведению.
Источник: Собриология. Глоссарий. 2009
Жизнь
Способ существования организмов в виде обмена веществ с окружающей средой, в ходе которого организм как открытая система получает вещества, служащие строительным материалом, обеспечивающим его рост и развитие, а также образование дочерних организмов в процессе размножения, и снабжающие его энергией (Философский словарь, 1987). С современных позиций следует отметить, что организм обменивается с окружающей средой не только веществом, но и энергией, и информацией (В.А. Энгельгардт).
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
ЖИЗНЬ
1. Полный набор тех свойств, которые отличают живое от неживого. На данный момент следует довольствоваться неудовлетворительной циркулярностью этого определения. Правильно говорят, что биологи начали делать успехи только тогда, когда оставили попытки дать определение этого термина. 2. Фактическое состояние пребывания живым, которое проявляется выполнением различных функций, связанных с жизнью, например, метаболизма, роста, репродукции и адаптации к среде. 3. Время между рождением и смертью. Фиксация этих двух полюсов здесь оказалась ненадежной. Вопрос о том, начинается ли жизнь (в смысле отдельного организма) при зачатии, при рождении или на некоторой промежуточной стадии беременности (например, с момента, когда плод способен к выживанию вне матки), беспокоил судей, теологов, философов и ученых без, пока еще, удовлетворительного разрешения. Подобные же проблемы возникают и при определении смерти.
Жизнь
форма существования целостных высокомолекулярных систем, отличающаяся обменом веществ и энергии, способностью к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, раздражимостью, приспособляемостью к среде и т.д. Однако данное определение не может считаться исчерпывающим. В биологии и медицине конкретное различение живого и неживого, особенно в пограничных случаях, встречает затруднения. В настоящее время критерием жизни человека считается функционирование его мозга. Ж. человека рассматривается в этике как естественное, т.е. неотъемлемое, присущее человеку от рождения право, как высшая ценность; в биоэтике — как главная цель врачевания. Выявление критерия и сущности Ж. является центральной биоэтической и профессионально-медицинской проблемой, в частности, для определения судьбы эмбриона, в реаниматологии, трансплантологии, терапевтическом клонировании и других манипуляциях с человеческой Ж..
Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011
Жизнь
вероятно, общеславянск. «живот» - жизнь, нажитое имущество) - 1. способ существования белковых тел (Ф.Энгельс); 2. в витализме - некая неуловимая, нематериальная субстанция, свойственная биологическим объектам и нередко ассоциируемая с душой; 3. полный набор признаков, отличающий живое от неживого. Так, организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде и т.п. Бесчисленные попытки определиться с набором признаков жизни ни к чему поучительному, как известно, не привели. Высказывается даже мнение, согласно которому биология стала развиваться лишь после того, как стало ясно, что поиск таких признаков обречен на вечную неудачу; 4. время между рождением и смертью организма; 5. время между зачатием и смертью организма; последняя трактовка термина принадлежит категорическим противникам абортов.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ЖИЗНЬ
1. Одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе развития последней. 2. Период времени между рождением и смертью человека. Объекты, обладающие Ж., называются организмами. Организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, развитию, эволюции, адаптируемостью к среде, регуляцией своего состава и функций и т. п. Организмы являются объектом изучения биологии. Конфликты являются одним из проявлений Ж. у организмов, обладающих психикой. Поэтому понимание конфликтов станет более полным и системным тогда, когда будут определены их место и функции в процессе Ж. В Ж. конкретного человека основным является вопрос о ее смысле. Многие люди не только не отвечают на этот вопрос, но и не ставят его. Это является косвенной, но существенной причиной ряда проблем, с которыми столкнулось сегодня человечество. Любые войны, убийства, самоубийства с т. зр. Ж. не только бессмысленны, но и крайне деструктивны. Социальные конфликты часто несут смерть – прекращение Ж.
З
З
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
ЖИЗНЬ
англ. life). Извлечение предмета научного исследования из жизненного контекста и возвращение в него результатов - задача, которая рано или поздно возникает перед наукой. Препятствием на пути к ее решению служит противоречие между богатством представлений о Ж., множественностью ее образов и скудостью односторонних абстракций, часто не имеющих отношения к Ж. во всем богатстве ее проявлений. В сов. науке бытовало (а в сов. Ж. практиковалось) столь же бесспорное, сколь и бессодержательное определение Ж. как способа существования белковых тел. Об этом страстно писал А. А. Ухтомский: "Наука - это принципиально связное миропонимание... или "жизнепонимание". Поэтому - проступок против основного принципа науки, когда хотят понимать Ж. с ее к.-н. одной стороны. Так грешит современная физиология, современная биология, так грешил и грешит материализм всех времен". Ухтомского не удовлетворяло, что подобные определения Ж. не имеют отношения к интересам непосредственного сознания, философии, добавим - и психологии.
Определение Ж. должно основываться на ценности ее. Ухтомский дал такое "определение" (1927): "Ж. - асимметрия с постоянным колебанием на острие меча, удерживающаяся более или менее в равновесии лишь при устремлении, при постоянном движении. Энергический химический элемент ставит живое вещество перед дилеммою: если задержаться на накоплении этого вещества, то - смерть, а если тотчас использовать его активно, то - вовлечение энергии в круговорот Ж., строительство, синтез, сама Ж. В конце концов один и тот же фактор служит последним поводом к смерти для умирающего и поводом к усугублению Ж. для того, кто будет жить". В этом определении не равновесие, а несоответствие, несимметричность есть норма. В Ж. преобладает дисгармония. Равновесие - лишь момент, условием которого являются постоянные устремление и движение. Заменив "химическое вещество" на опыт, знания, а "живое вещество" на живое существо, получим характеристику человеческой Ж. как асимметрию, с постоянным колебанием на острие меча между познанием и действием, сознанием и деятельностью, умом и сердцем, опытом и его использованием и т. д. Это более правдоподобное понимание Ж., в т. ч. и духовной, по сравнению с вожделенными многими поколениями физиологов и психологов равновесием, единством, гомеостазом, гармонией, покоем.
Включение в определение Ж. не только движения, энергии, но и устремления, т. е. казалось бы, субъективного обстоятельства для Ухтомского не случайно. Он неоднократно подчеркивал, что субъективное не менее объективно, чем т. Н объективное: "субъективное и объективное идут рука об руку и соотносительно, непосредственно переходя одно в др. ". "Постоянное устремление", входящее в определение Ж., это реальность, представляющая собой психику (а м. б. и душу?]), которую современник Ухтомского А. Н. Северцов признал фактором эволюции (см. Адаптация). (В. П. Зинченко.)
Определение Ж. должно основываться на ценности ее. Ухтомский дал такое "определение" (1927): "Ж. - асимметрия с постоянным колебанием на острие меча, удерживающаяся более или менее в равновесии лишь при устремлении, при постоянном движении. Энергический химический элемент ставит живое вещество перед дилеммою: если задержаться на накоплении этого вещества, то - смерть, а если тотчас использовать его активно, то - вовлечение энергии в круговорот Ж., строительство, синтез, сама Ж. В конце концов один и тот же фактор служит последним поводом к смерти для умирающего и поводом к усугублению Ж. для того, кто будет жить". В этом определении не равновесие, а несоответствие, несимметричность есть норма. В Ж. преобладает дисгармония. Равновесие - лишь момент, условием которого являются постоянные устремление и движение. Заменив "химическое вещество" на опыт, знания, а "живое вещество" на живое существо, получим характеристику человеческой Ж. как асимметрию, с постоянным колебанием на острие меча между познанием и действием, сознанием и деятельностью, умом и сердцем, опытом и его использованием и т. д. Это более правдоподобное понимание Ж., в т. ч. и духовной, по сравнению с вожделенными многими поколениями физиологов и психологов равновесием, единством, гомеостазом, гармонией, покоем.
Включение в определение Ж. не только движения, энергии, но и устремления, т. е. казалось бы, субъективного обстоятельства для Ухтомского не случайно. Он неоднократно подчеркивал, что субъективное не менее объективно, чем т. Н объективное: "субъективное и объективное идут рука об руку и соотносительно, непосредственно переходя одно в др. ". "Постоянное устремление", входящее в определение Ж., это реальность, представляющая собой психику (а м. б. и душу?]), которую современник Ухтомского А. Н. Северцов признал фактором эволюции (см. Адаптация). (В. П. Зинченко.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
ЖИЗНЬ
(лат. vita) — одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью; способностью к размножению, росту, развитию; активной регуляцией своего состава и функций, приспособляемостью к различным формам движения, к среде и т. п. Полагают, что жизнь возникла путем абиогенеза. Известно определение, сформулированное Ф. Энгельсом: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел». Неизбежная краткость любого определения жизни исключает возможность охватить все разнообразие ее проявлений; для исчерпывающего представления о ней следовало бы, по замечанию Ф. Энгельса, проследить все формы жизни: от низшей до наивысшей. Однако данное определение фиксирует свойство органической целостности, отличающее все формы жизни от неживой природы, и в то же время предполагает историкогенетическую связь живого с неживым. Эта связь означает, что жизнь могла возникнуть только химическим путем, а не порождается нематериальной «жизненной силой». Самое примитивное живое тело, «... будучи результатом обычных химических процессов, отличается от всех других тел тем, что оно есть сам себя осуществляющий перманентный химический процесс...», — писал Ф. Энгельс. Такой процесс есть предел химии и начало становления органической целостности с самыми элементарными физиологическими свойствами (обмен веществ, раздражимость, сокращаемость, способность к росту и производному от него примитивному делению). Впервые выдвинутая Ф. Энгельсом идея о химическом механизме происхождения жизни получила дальнейшее развитие в научных гипотезах возникновения жизни, начиная с трудов А. И. Опарина. Существует также множество других гипотез, основанных на концептуально иных допущениях и имеющих экспериментальное обоснование. В конце 80-х гг. XIX в. датский ботаник Й. Э. Варминг (1841–1924) ввел понятие «жизненная форма». В соответствии с авторским определением, она стала обозначать «форму, в которой вегетативное тело находится в гармонии с внешней средой в течение всей жизни, от колыбели до гроба…». Человек является неотъемлемой частью живой природы. С позиций биологической систематики вид Homo sapiens полностью соответствует всем критериям биологического вида. Процессы жизнедеятельности организма человека осуществляются по законам физиологии. Однако в своей антропофизиологической определенности они реализуются только во взаимодействии с внешней «социальной одеждой», которая «выкраивается», созидается и восстанавливается человеком для человека по мерке и потребностям функционирования и развития человеческого организма. Вечное условие человеческой жизни, т. е. процесс труда, внутренне противоречиво. С одной стороны, труд является потребностью здорового организма и первейшим условием сохранения и развития здоровья. С другой
стороны, чрезмерное напряжение человека, добровольное или вынужденное, влечет за собой ослабление, истощение и исчерпание жизненных сил, что, по меньшей мере, чревато различными заболеваниями или уже свидетельствует о наличии болезни. Известный немецкий химик, врач Г. Шталь, основоположник виталистического направления в физиологии, считал, что жизнь — это постоянная борьба организма против смерти. Причем эта борьба происходит в смягченном виде в здоровом организме. Медицина призвана способствовать нормативно-физиологическому взаимодействию человека и природы. Только на этом пути медицина станет действительно профилактической и социально ориентированной на оптимальное физиологическое обеспечение жизни человека.
стороны, чрезмерное напряжение человека, добровольное или вынужденное, влечет за собой ослабление, истощение и исчерпание жизненных сил, что, по меньшей мере, чревато различными заболеваниями или уже свидетельствует о наличии болезни. Известный немецкий химик, врач Г. Шталь, основоположник виталистического направления в физиологии, считал, что жизнь — это постоянная борьба организма против смерти. Причем эта борьба происходит в смягченном виде в здоровом организме. Медицина призвана способствовать нормативно-физиологическому взаимодействию человека и природы. Только на этом пути медицина станет действительно профилактической и социально ориентированной на оптимальное физиологическое обеспечение жизни человека.