ЖИВОПИСЬ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЖИВОПИСЬ
(Painting, Malerei). В анализе или самоанализе передача внутреннего представления в изобразительной форме. Образы могут возникать из сновидений, активного воображения, видений или какой-либо другой формы фантазии. В конце XIX в. в Центральной Европе возник интерес к картинам, написанным душевнобольными; несомненно, Юнг это знал. В начале своей карьеры он начал делать живописные и скульптурные автопортреты, продолжая это занятие в течение всей жизни. Он также побуждал к этому и своих пациентов и интерпретировал ряд картин в специальных статьях (см.: «Изучение процесса индивидуации», Собр. соч. Т. 9L; «Философское древо». Собр. соч. Т. 13). Архив картин анализированных пациентов хранится в Институте К. Г. Юнга в Цюрихе. В комментариях относительно психологической ценности такого рода Ж. Юнг особое внимание уделял как процессу, так и результату. Картина занимает промежуточное положение между пациентом и его проблемой. Создавая картину, человек достигает определенной дистанции относительно своего психического состояния. Для пациента с каким-либо расстройством, как невротического, так и психотического характера, непостижимый и неуправляемый хаос объективируется путем Ж. Часто дифференциацию между человеком и его Ж. можно считать началом психологической независимости. Изображая фантазию, человек продолжает представлять ее еще более полно и детально. В этом случае человек не изображает просто видение или сон, но рисует исходя из этого видения или сна. Следовательно, сознательная психика имеет счастливую возможность взаимодействовать с тем, что прорывается бессознательно (см. ТРАНСЦЕНДЕНТНАЯ ФУНКЦИЯ; БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ). Первоначально подход к Ж. противоположен подходу к активному воображению. Человек не стремится открыть или освободить бессознательные содержания, но помогает им достичь полноты и сознательного выражения. Чем менее оформлен начальный материал, предупреждает Юнг, тем сильнее опасность того, что вопросы будут считаться решенными слишком рано, а суждения будут сформулированы с позиций морали, интеллекта или в диагностических терминах. С большим вниманием следует относиться к картинам и к их интерпретации как со стороны художника, так и аналитика. Юнг работал исходя из того, что Ж. является собственностью пациента (как и сон) и исходное взаимоотношение, которое следует всячески поощрять, как раз и возникает между самим художником и возможностями его воображения в истолковании изображенного им. Последователи Юнга пользовались Ж. как средством содействия освобождению от подавленного аффекта наряду или с целью диагноза. В сериях работ часто можно наблюдать последовательное или повествовательное развитие, выражающее изменение психологического состояния. См. МАНДАЛА.

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

ЖИВОПИСЬ
Painting; Malerei) - в анализе или самоанализе передача внутренних образов и представлений в изобразительной форме.
Образы и представления могут возникать из сновидений, грез, активного воображения, видений или различных фантазий. С самого начала своей деятельности Юнг стал делать живописные и скульптурные работы, продолжая эти занятия на протяжении всей жизни. Он также побуждал к этому и своих многочисленных пациентов и интерпретировал ряд изобразительных работ в своих статьях (см., в частности, CW 9i; CW 13).
В комментариях относительно психологической ценности такого рода живописи Юнг особое внимание уделял как процессу, так и результату. Картина или скульптура занимает промежуточное положение между пациентом и его проблемой. Создавая тот или иной творческий продукт, человек достигает определенной дистанции относительно своего психического состояния. Для пациента с каким-либо расстройством - невротического или психотического характера - непостижимый и неуправляемый хаос объективируется живописным путем. Изображая свою фантазию, человек встает на путь психологического освобождения, он продолжает представлять или осязать образы своих фантазий, грез или сновидений еще более полно и детально. И здесь человек не просто изображает свое видение или сон, но создает исходя из этого видения или сна. Следовательно, сознательное психическое получает возможность - счастливую - взаимодействовать с тем, что прорывается из бессознательного.
ЗЛО (Evil; Bose) - нормативно-оценочная категория морального сознания (противоположная добру), обозначающая нравственно-отрицательное и предосудительное.
Юнг относился к злу прагматически, подходя к нему с позиций эмпиризма. Как психотерапевт он считал, что в первую очередь следует заниматься субъективным суждением человека о том, что есть зло (добро). То, что однажды может проявиться как зло, на более высоком уровне сознания может выступить в качестве источника добра.
"В конце концов, нет такого добра, которое не может принести зло, и такого зла, которое не сможет вызвать добро (CW 12, par. 36. К. Г. Юнг. Психология и алхимия. Киев. 1997; пар. 36. Далее ПА).
"Добро и зло суть принципы, и следует думать, что простираются они много выше и дальше нашего существования. Говоря о добре и зле, мы ведем конкретный разговор о сущности, глубочайшие качества которой нам на самом деле неизвестны. Если нечто переживается как злое и греховное, то переживание это зависит от субъективного суждения, равно как мера и тяжесть греха" (CW 10, par. 846)
"Мнить, будто нам [психотерапевтам] всегда доступно суждение о добре и зле для пациента, было бы заносчивостью. Что-то для него является злом, но все же он творит его и испытывает муки совести. Но для данного человека - глядя и терапевтически, и эмпирически, - это может обернуться и великим благом. Возможно, он должен пережить зло, претерпеть его власть над собой, ибо лишь так он окажется способен, наконец, преодолеть собственное фарисейство по отношению к другим людям. Быть может, ему надлежит получить щелчок по носу от судьбы, бессознательного. Бога - называйте это как хотите - надлежит свалиться в грязь, поскольку лишь такое сильное переживание может "подтолкнуть" его, хотя бы на один шаг вывести из инфантилизма, сделать более зрелым" (там же, par. 851).

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
272.49 кб

Живопись как предмет междисциплинарного исследования

Торонова Елена Михайловна
Данная статья посвящена междисциплинарным исследованиям живописи, позволяющим более полно раскрыть потенциал этой сферы художественного творчества и определить ее место в культуре.
Читать PDF
171.42 кб

Постмодернизм в традиционных видах художественной культуры: архитектура, литература, живопись

Тарасов А. Н.
в статье рассматриваются попытки постмодернистов преодолеть все устоявшиеся нормы и традиции, выразившейся в решительном разрыве со всей предшествующей традиционной культурой.
Читать PDF
388.71 кб

Современная живопись: есть ли место реализму? Презентация альбома С. Эпштейна

Фуртай Франциска
Читать PDF
175.95 кб

Модели производства современной культуры: бриколаж и деконструкция. Наскальная живопись мегаполисов

Строева Олеся Витальевна
Статья посвящена феномену бриколажа как одной из моделей производства современной культуры. Очевидно, что это явление связано с характеристиками неомифологического сознания, генерируемого медиасферой сегодня.
Читать PDF
289.14 кб

Графика и живопись Николая Курилова в интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла в С(К)ОШ

Иванова Н. Н.
Читать PDF
730.84 кб

«Евгений Дорохов. Живопись. Графика. Концептуальный проект»: альбом-монография. Автор-составитель А.

Левданская Наталья Андреевна
Цель данной рецензии привлечь внимание научной общественности Сибири и Дальнего Востока к альбому-монографии, посвященной талантливому омскому художнику Евгению Дорохову, подготовленной искусствоведом А. Н. Гуменюк.
Читать PDF
271.47 кб

Грибер Ю. А. Градостроительная живопись и Казимир Малевич. Монография

Книга посвящена культурфилософскому анализу принципов цветовой организации городской среды, предложенных в работах известного представителя русского авангарда Казимира Малевича.
Читать PDF
111.62 кб

Микседематозный кретинизм с карликовостью, или испанская живопись в коллекции врача и французский не

Мельниченко Г. А.
Долина королей, долина Луары – зачарованное место памятников истории и волшебных замков, удивительных садов и поразительных историй. В одном таком замке – Вилландри (http://www.chateauvillandry.
Читать PDF
58.65 кб

Акварельная живопись в профессиональной подготовке дизайнеров

Дербисова Мария Абдувакитовна
Профессиональные знания и умения в живописи как о науке это знания истории изобразительного искусства, связанные со становлением живописи как научного знания; знания о технологии живописи, о материалах живописи и их свойствах; зна
Читать PDF
380.00 кб

Живопись как экстралингвистический материал для обучения речевой деятельности китайских студентов на

Ян Чуньлэй
В статье рассматриваются теоретические вопросы обучения видам речевой деятельности китайских студентов на основе живописи как экстралингвистическом материале, приводится в качестве примера методическая разработка урока по картине
Читать PDF
362.91 кб

Историческая живопись - потенциальный источник знакомства китайских студентов с русской культурой и

Ян Чуньлэй
В статье рассмотрены проблемы использования исторической живописи на уроках русского языка в китайской аудитории с целью изучения китайскими студентами русской истории, культуры и обогащения словаря, развития устной и письменной р
Читать PDF
2.45 мб

Мстёрская лаковая миниатюрная живопись: роль профессионального образования в сохранении искусства

Борисова Валерия Юрьевна
Представлены результаты исследования особенностей кризиса в области художественного промысла Мстёры с точки зрения исторической ретроспективы.
Читать PDF
0.00 байт

Живопись пальцами как один из приемов работы мягкими графическими материалами в развитии раннего дет

Шевцова Наталья Валерьевна, Сенько Вячеслав Константинович
В статье уделяется внимание влиянию нетрадиционных техник рисования на детское творчество, раскрываются особенности развития творческого воображения дошкольников и детей начальных классов.
Читать PDF
40.48 мб

Курс "специальная живопись" в системе подготовки художника- монументалиста

Сухарев А.И., Маслов В.И.
Рассматриваются некоторые педагогические принципы организации курса «Спецживопись» по специальности «Монументально-декоративное искусство». Описывается специфика данного курса.
Читать PDF
0.00 байт

ИНТЕГРИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИН "АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК" И "АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ" В ПЕДАГОГИЧЕ

Васильева Е.И., Кравцов Д.В
Статья посвящена интегрированному содержанию обучения академическому рисунку и академической живописи будущих художников традиционного прикладного искусства.