ЖЕРТВА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЖЕРТВА (VICTIM)
в Драматическом треугольнике) человек, который считает себя ниже других; что его заслуженно принижают или что он не может обойтись без посторонней помощи.

Источник: Стюарт Я. Современный транзактный анализ. 1996

ЖЕРТВА
1. Пострадавшая в результате конфликта сторона. 2. Уступка, отказ от части своих притязаний или полное игнорирование своих интересов при урегулировании ситуации конфликта.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ЖЕРТВА
Sacrifice; Opfern, das Opfer) - в психологическом смысле - необходимость отказаться от мира детства; на это часто указывает регрессия энергии.
"Проблема пожертвования инфантильными стремлениями <...> является прежде всего проблемой индивидуальной; но, обратив внимание на форму ее, мы замечаем, что тут дело идет о чем-то, что должно составлять проблему всего человечества. Ибо все символы: змея, убивающая коня, и герой, добровольно жертвующий жизнью, - суть древнейшие образы выливающихся из бессознательного фантазий и религиозных мифов. Поскольку мир и все сущее есть и такой результат мышления, за которым мы вынуждены эмпирически признать "трансцендентную субстанциональность", постольку сотворение мира, мир вообще, выражаясь психологически, возникает из жертвы оглядывающегося вспять либидо. Весь мир, даже необъятное звездное небо, является для оглядывающегося склоненной над ним, охватывающей его со всех сторон матерью, и мировая картина возникает благодаря отрешению от нее и от тоски по этой картине. Из этой весьма простой основной мысли, которая, быть может, потому лишь представляется нам чуждой, что отвечает исключительно принципу наслаждения, а не принципу реальности - видно все значение космической жертвы" (К. Г. Юнг. Либидо, его метаморфозы и символы. С. 380-381. См. также СТ, пар. 645-646).
"Потому-то я и называю мудрым совет, данный <...бессознательным, - пожертвовать инфантильным героем. Первый слой толкований наших доказывает, что лучше всего принести эту жертву, вполне отдавшись в руки жизни, причем нужно целиком вывести наружу все бессознательно связанное семейными узами либидо, поставив его в общение с людьми; ибо для благополучия каждого в отдельности необходимо, чтобы всякий бывший в детстве лишь частичкой механизма сложной ротационной системы, выросши, стал бы самостоятельным центром новой однородной системы <...> Тут уместно вспомнить, что Христос своей проповедью беспощадно стремился разлучить человека с семьей его" (там же, с. 376. СТ, пар. 644).

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

ЖЕРТВА
(Sacrifice; Opfem, das Opfer). Говоря о Ж., Юнг вплотную подходит к раскрытию своей собственной теологии. В общепринятом употреблении слово «жертва» имеет два значения: первое — отказ, воздержание от чего-либо и второе — отречение, отвержение. Оба значения имеют отношение к Ж. в психологическом смысле, но ни одно не принимает во внимание первоначальный смысл этого слова как очищения, освящения. Акт отречения равносилен признанию принципа упорядочения, внеположного данному сознанию. Юнг допускает, что каждый из нас в определенный момент жизни будет призван к Ж, к отречению от взлелеянной психологической установки, невротической или какой-либо другой. Во всяком случае от человека требуется нечто большее, чем случайное приспособление. Человек сознательно отказывается от какой-то одной позиции эго в пользу другой, которая, как ему кажется, несет больший смысл и значение. Выбор и переход с одной точки зрения на другую трудны, и Юнг видел в этом устойчивую схему, примерный образец процесса, возникающего всякий раз, когда бессознательные содержания представляют самих себе и противоположности оказываются в конфликте (см. ТРАНСФОРМАЦИЯ; ИНИЦИАЦИЯ). Ж. есть та цена, которую мы платим за сознание. Жертвенный дар символизирует часть личности и самооценки жертвователя, однако человек может даже полностью не осознавать смысл своей Ж. в то время, когда она совершается. В традиционном мифологическом и религиозном понимании все, что отдаешь, надо отдавать так, как если бы оно было обречено на гибель. Поэтому невозможно рассматривать Ж., не подразумевая прямо или косвенно, что ее смысл связан также и с образом Бога. Юнг считает необходимость Ж. не пережитком архаических суеверий, но существенной частью той цены, которую мы платим за то, чтобы быть людьми. Сказать, что самость требует ее от меня, значит дать логический ответ, но человек может по-прежнему оставаться в неведении об отношении обмена, что здесь заключено. Аналитическое понимание такого обмена неизбежно влечет за собой осознание религиозной функции психического. Многие аналитики боятся этого, ошибочно приравнивая анализ религиозной функции к анализу религии. Но понимание смысла Ж. утверждает наличие смысла в утрате и часто изменяет на противоположный результат дезинтеграции.

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
2.33 мб

Компьютерное моделирование системы «Хищник жертва» с использованием клеточных автоматов

Арзамасцев А. А., Альбицкая Е. Н., Слетков Д. В.
Discrete stochastic distributed mathematical model describing interaction in the system «beast-victimenvironment » is developed. The mathematical model is object-oriented, i.e.
Читать PDF
997.27 кб

Феномен «Жертва» в научной литературе и житейских представлениях

Одинцова М. А.
Дается теоретическое обоснование разнообразных подходов к термину «жертва» как с точки зрения лингвистики, философии, социологии, криминологии, виктимологии, так и с точки зрения психологии.
Читать PDF
157.16 кб

Анализ подходов к понятию «Жертва» (в религии, философии, психологии)

Одинцова Мария Антоновна
Дан обобщающий анализ подходов к понятию «жертва» в религии, философии и психологии. Обозначена проблема определения понятия «жертва» в психологии и намечены пути дальнейших исследований в этой области.
Читать PDF
1.76 мб

Жертва и жертвоприношение в Евхаристии

Богдан Сойко
Читать PDF
441.55 кб

Горгона Медуза – жертва и убийца. Психодинамическая модель

Ларин Н. А.
В статье представлен психоаналитический разбор мифа о Медузе Горгоне, раскрыты психодинамические отношения главных персонажей мифа и обоснована психодинамическая модель поведения.
Читать PDF
186.51 кб

Женщина в истории психологии: тень или непринятая обществом жертва

Касьянова Д.В.
Данная статья выявляет особенности становления женщины в психологии, ссылаясь на исторические аспекты, которые помогают прояснить ситуацию, сложившуюся в отношении женщин-психологов.
Читать PDF
129.39 кб

Жертва (из авторского словаря «Космос русского самосознания»)

Исупов Константин Глебович
Статья «Жертва» из авторского словаря «Космос русского самосознания», описывающего фундаментальные концепты русской культуры
Читать PDF
431.08 кб

Жертва настоящего времени

Савчук Валерий Владимирович
Жертва условие культуры. Однако сего-дня, с одной стороны, нельзя игнорировать вопрос теоретиков: есть ли жертва в настоящем времени?
Читать PDF
497.80 кб

Преподаватель высшей школы как жертва необдуманных реформ в образовании

Тесленко Александр Николаевич
В статье представлена авторская точка зрения на проблемные аспекты, сопровождающие реформы высшего образования в Казахстане.
Читать PDF
354.85 кб

Первый премьер-министр России заложник и жертва противостояния самодержавной власти и общества

Гаврилов Кирилл Викторович
Статья посвящена одному из самых драматических периодов русской истории 1905-1906 гг. Этот период неразрывно связан с именем С. Ю. Витте первым премьер-министром Российской империи.
Читать PDF
221.59 кб

Треугольник Карпмана «Жертва - Преследователь - Спасатель»в освещении украинского кризиса общественн

Легошина Н.В.
На примере мифологизации образов России, Украины и США при освещении украинских событий 2014-2015 гг. общественно-политическими СМИ Н.В.
Читать PDF
781.16 кб

ЖЕРТВА И РЕНТА

Фишман Леонид Гершевич
Статья посвящена трансформации современного социального либерализма, происходящей под воздействием приобретающей все большее влияние в западных обществах «культуры жертвоприношения».
Читать PDF
0.00 байт

Словесная жертва и подлинное «я» человека: некоторые аспекты психологии и феноменологии мистической

Немыченков Владимир Иванович
Читать PDF
1.09 мб

Словесная жертва христиан на Божественной литургии по учению святителя Григория Богослова

Немыченков Владимир Иванович
Основное внимание уделяется рассмотрению жертвы верных, которая, совершается в виде «жертвы ума». Указывается, что важным элементом участия в евхаристическом жертвоприношении является причастие страданиям Спасителя.
Читать PDF
281.31 кб

Женщина - жертва насилия (социологический портрет)

Парыгина Наталья Александровна
Процесс раскрепощения женщин, в результате которого они получают равные с мужчинами права и теряют некоторые привилегии, вытекающие из традиционного отношения к ним как «слабому, прекрасному» полу, способствует осложнению внутрисе

Похожие термины:

  • Профессиональная жертва

    жертвой становиться такой пострадавший, который начинает получать психологические (а иногда и материальные) выгоды от того, что он пострадал. Роль жертвы это роль безответственности. Жертве выгод
  • Жертва агрессии

    лицо, которому в результате агрессии причиняется вред. Жертвы агрессии подразделяются на две большие группы: а) пассивные, т.е. не способствующие развитию ситуации насилия; б) активные, или способс
  • Жертвенность

    готовность принести себя в жертву, самопожертвование ради блага кого-то или для спасения чего-то. Высокое альтруистическое чувство. Типичная реакция – благоговейное восхищение. Это изображено в
  • ЖЕРТВОВАТЬ

    Лишать жизни экспериментальное животное с целью проведения посмертного исследования. Этот термин является эвфемизмом для любого числа других слов и выполняет очевидные паллиативные функции.
  • Убийство-жертвоприношение

    убийство кого-либо, кем индивид жертвует ради спасения других людей. Описано у пациентов с шизофренией.
  • ЖЕРТВЫ КОНФЛИКТА

    люди, погибшие в результате конфликта, получившие легкие или тяжкие телесные повреждения, понесшие крупный материальный ущерб (потерявшие жилье, вынужденно поменявшие место жительства и т. п.). Ж.
  • Обвинение жертвы

    biaming the victim) – в социальной психологии - механизм защиты собственной самооценки в виде тенденции обвинять людей за их страдания (то есть формировать «диспозиционную атрибуцию»), обычно мотивирован
  • Жертвы побоев

    battered people) В США высоко ценятся неприкосновенность семьи и право ее членов - родителей, в отдельности, и отца, в особенности, - решать семейные проблемы без вмешательства извне. Это стремление америк
  • невроз жертвы

    [neurosis, victim] Сохраняющаяся идентичность жертвы после психотравмирующего переживания вместо восстановления позитивной идентичности; наблюдается у воевавших ветеранов, жертв изнасилований, беженц
  • синдром жертвы пыток

    [torture syndrome] Недоверие, повышенная бдительность, обострение связанного со стрессом заболевания, избегание сотруд-ников медицинских и социальных служб, низкая самооценка и повреждение мозга у лиц, к