Здоровьесберегающая педагогическая технология

Найдено 1 определение
Здоровьесберегающая педагогическая технология
систематический метод планирования, применения и оценки всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования с повышением резервов здоровья участников пед. взаимодействия. Пед. технологии можно считать здоровьесберегающими, если в процессе их применения не наблюдается снижение показателей, характеристик, функц. резервов здоровья (соматического, физич., нравственного, социального, психич., психол.). Под соматическим (телесным) здоровьем подразумевается отсутствие болезней, норм. текущее состояние органов и систем человека. Показателями физич. здоровья являются уровни роста и развития органов, систем организма, его морфологические и функц. резервы. Основу нравственного компонента здоровья человека составляет система ценностей, установок и мотивов его поведения в социальной среде. Данный компонент связан с общечеловеческими понятиями добра, любви, красоты и определяет в значительной мере духовность человека. Психическое здоровье, как медицинское, а не психол. понятие, нормирует критерии сознания, познавательной, эмоциональной, двигательно-волевой сфер психич. деятельности человека, констатирует отсутствие психич. заболеваний. Психологическое здоровье личности как динамическое психич. образование представляет собой интегрированную систему интра- и интерперсональных характеристик, обеспечивающих единство и целостность взаимосвязи внутр. и внеш. мира, установок самопознания, самоактуализации и самореализации личности, ее духовно-нравственного потенциала. Осн. функции психол. здоровья личности: рефлексивно-гармонизирующая (обеспечение гармонии собственного мира индивидуума - субъективного мира самосознания, уравновешенности и духовной автономии); коммуникативно-гармонизирующая (обеспечение гармонии мира О. - социального мира, гуманизация межличностных отношений, социализация личности); психофизиол. (обеспечение гармонии с миром природы); актуализирующая (самопознание, самоактуализация, самореализация творческого, духовно-нравственного потенциала, смысла жизни); психокорректирующая (управление психич. деятельностью в условиях стресса); психосинтезирующая (создание личностной целостности на базе формирования более широкой структуры отношений в психике человека, сохранение чувства индивидуальности на уровне всеобщности, где личные планы и интересы перекрываются более широким взглядом на целое; реализация трансперсонального Я). З. п. т. формируют и развивают интер- и интраперсональные характеристики психол. здоровья личности. Интерперсональные показатели психол. здоровья: адекватная социализация (как процесс), функционирование субъекта как полноценного члена общества; интраперсональные показатели: принятие Я (как процесс), индивидуализация. З. п. т. обеспечивают самоактуализированное вхождение человека в мир бытия, создание гармонии с окружающим миром (миром природы), миром О. (социальным миром, миром отношений индивидуума с др. людьми), собственным миром индивидуума (субъективным миром самосознания), поиск индивидуального смысла жизни. Лит.: Психология здоровья: учеб.-метод. пособие / Под ред. Я. Л. Коломинского. Барановичи, 2006; Психология здоровья: учеб.-метод. пособие для организации управляемой самостоятельной работы / Под ред. Я. Л. Коломинского. Барановичи, 2007; Селезнев А. А. Критерии психологического здоровья учащейся молодежи // Психотерапия и клиническая психология. 2006. № 2-3; Он же. Психологическое здоровье и его взаимосвязь с психологической культурой личности // Адукацыя і выхаванне. 2005, № 11. А. А. Селезнев

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
428.21 кб

Здоровьесберегающие возможности педагогических технологий

Степанова М. И., Сазанюк З. И., Поленова М. А., Уланова С. А., Лашнева И. П., Березина Н. О., Седова А. С., Лапонова Е. Д.
Гигиеническая оценка педагогической технологии обучения в условиях активной сенсорно-развивающей среды и технологии «ИнтеллекТ» показала, что их реализация сопровождается снижением утомительного влияния образовательной нагрузки за
Читать PDF
432.33 кб

Здоровьесберегающие технологии в контексте педагогических исследований

Ефимова Валентина Михайловна
Анализ представлений о понятии „здоровьесберегающие технологии" в системе образования свидетельствует о необходимости вычленения здоровьесберегающих образовательных технологий из гигиенического, медицинского и реабилитационного ко
Читать PDF
247.50 кб

От здоровьезатратных педагогических технологий — к здоровьесберегающим

Яшина Галина Алексеевна, Сиденко Алла Степановна
Авторы выделяют школьные факторы риска по убыванию силы влияния на здоровье учащихся, делают вывод о том, что система школьного образования имеет здоровьезатратный характер, так как создает постоянные стрессовые перегрузки.
Читать PDF
147.62 кб

Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса в современной школе

Намаканов Борис Александрович, Старшинина Елена Николаевна
Статья посвящена современным аспектам педагогики, обусловленным переменам образовательного процесса, не всегда соответствующим возможностям человека.
Читать PDF
372.07 кб

Педагогическая технология формирования навыков здоровьесберегающего поведения

Аслаханов Саид-Али Махмудович
Проблема формирования здоровьесберегающего поведения у этнофоров справедливо считается парадигмой современного общественного развития.
Читать PDF
499.58 кб

Педагогические здоровьесберегающие технологии в балете на примере дыхательных гимнастик

Ли Жуй, Дрынкина Т.И., Русинова С.А.
Читать PDF
581.37 кб

Здоровьесберегающие (коррекционные) педагогические технологии в работе с особыми детьми

Архипова Елена Филипповна
В статье рассматриваются вопросы содержания работы педагогов дошкольной образовательной организации (ДОО) с детьми с особыми образовательными потребностями (ООП).
Читать PDF
302.58 кб

Педагогическая направленность моделирования здоровьесберегающих технологий в образовании

Хайруллов Ж. Р.
В данной статье понятие образования рассматривается с позиций здоровьесберегающих технологий. Показывается роль педагогических ситуаций в формировании у обучаемых стремления к здоровому образу жизни.
Читать PDF
107.11 кб

Педагогическая технология формирования здоровьесберегающих компетенций будущих учителей химии

Чуркина Марина Юрьевна
В статье рассматривается вопросы формирования здоровьесберегающих компетенций будущего учителя химии при изучении различных химических дисциплин.
Читать PDF
264.66 кб

Педагогическая технология формирования навыков здоровьесберегающего поведения у студентов вузов

Калакуцкий Руслан Николаевич
В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке педагогической технологии формирования навыков здоровьесберегающего поведения у студентов вузов.
Читать PDF
257.89 кб

Педагогическая технология формирования навыков здоровьесберегающего поведения у студентов вузов

Сущенко В. П., Болотин А. Э.
Читать PDF
160.42 кб

Здоровьесберегающие педагогические Технологии в общеобразовательных учреждениях Кукковского полисист

Медведева Т. И., Васильева Г. В., Станкевич О. В., Стафеев В. Ф.
Читать PDF
188.98 кб

Влияние комплексного использования здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольном образо

Сивцова А. М.
В статье дан анализ понятия «педагогическая технология», предложена авторская классификация системы здоровьесберегающих педагогических технологий, используемых в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).
Читать PDF
135.11 кб

Формирование готовности студентов педагогического вуза к осуществлению здоровьесберегающих технологи

Кочарян Гнуни Арменакович
Система подготовки студентов вуза к осуществлению здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной школе включает целевой, организационный, содержательный и диагностический компоненты.
Читать PDF
71.54 кб

Психолого-педагогические основы внедрения здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовател

Ганьшина Г. В.
В статье раскрывается содержание деятельности преподавателей кафедры психологии по успешному внедрению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс вуза.