Здоровый образ жизни человека Здоровье душевное

ЗДОРОВЬЕ

Найдено 11 определений термина ЗДОРОВЬЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Здоровье

По определению ВОЗ, «состояние полного физического, психического и социального благополучия».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Неврология. Полный толковый словарь

ЗДОРОВЬЕ

полное физическое и психическое благополучие организма, отсутствие болезней или физических дефектов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по сексологии

ЗДОРОВЬЕ

состояние организма, при котором все органы и системы функционируют нормально, отсутствуют какие-л. болезненные изменения. Состояние, при котором имеющиеся изменения в З. существенно не отражаются на функциональном состоянии человека, принято обозначать термином «практически здоров»

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

ЗДОРОВЬЕ

health) Здоровье и нормальное состояние (см. НОРМА) часто путают, но, строго говоря, здоровье имеет отношение к состояниям целостности и ИНТЕГРАЦИИ, тогда как нормальным считается состояние, соответствующее любой норме, которую автор выберет в качестве стандарта для сравнения. Когда, однако, автор в качестве своей нормы выбирает идеал психического здоровья, оба термина становятся синонимами. В таких фразах, как "движение за психическое здоровье", "здоровье" означает свободу от диагностических ярлыков в сфере ПСИХИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ. Здоровье является одновременно и медицинским, и религиозным термином, см. "Молитвослов": "Мы не сделали того, что должны были сделать, и мы сделали то, чего делать не должны были, и вот - нет в нас здоровья".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Критический словарь психоанализа

ЗДОРОВЬЕ

Здоровье с позиций динамической психиатрии понимается не как статическое хорошее самочувствие, а как «динамически и в виде процесса развивающееся событие». Быть здоровым означает быть способным к развитию. Здоровье обозначает целостный процесс гомеостаза в смысле текущего равновесия тела, духа, души и окружающей среды. С точки зрения концепции Я-структуры личности это обозначает постоянный процесс интеграции первичных, центральных и вторичных гуманных функций со способностью принимать и отдавать (социальную энергию) в группах, в которых живет человек, и которые он так же формирует. Здоровье обозначает многомерность и идентичность, направленные на личные вышепоставленные цели жизни. Переходы между здоровыми и больными долями Я, между здоровьем и болезнью, надо понимать в смысле скользящего спектра (архаичные болезни Я, спектральная теория).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Терминологический глоссарий основных терминов динамической психиатрии

Здоровье

Состояние организма, дающее человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в условиях конкретного социокультурного бытия данного человека. З. является понятием динамическим, так как: изменения условий жизни человека в историческом плане привели к соответствующему смещению приоритетных требований к обеспечению здоровья человека, поэтому критерии здоровья современного человека отличаются от тех, которые определяли выживание людей на более ранних этапах становления человеческой цивилизации; для каждого возрастного этапа онтогенеза существуют свои критерии здоровья, определяемые свойственными этому возрасту его морфофункциональной организацией и социальной ролью. З. является важнейшим репрезентатором социальной, духовной, экономической норм развития общества и тесно связано с развитием общественного интеллекта, образования, науки, культуры, физического воспитания и спорта.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

ЗДОРОВЬЕ

англ. health) – в соответствии с определением ВОЗ (1948 г.), «это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Существует ряд др. определений: 1) естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций (Г. З. Демчинкова, Н. Л. Полонский, 1997); 2) гармоничная совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность; 3) гармоничное единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А. Д. Адо, 1999); 4) процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В. П. Казначеев, 2002). З. определяется возможностью организма адаптироваться к новым условиям с минимальными затратами ресурсов и времени. На поведение человека в конфликтах и на его конфликтность в целом оказывают влияние как общее состояние З., так и З. психическое. Сохранение и укрепление З. людей – косвенная, но важная мера профилактики любых конфликтов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь конфликтолога

Здоровье

это понятие не является специфическим для гештальт-терапии, хотя часто используется в гештальт-литературе. Тем не менее, критерии здоровья важны для практиков в области психотерапии и психологического консультирования. По сути дела, обобщенные определения здоровья уже давались через определение понятий контакта (см.), зрелости (см.) и творческого приспособления (см.), более частные его признаки указывались в статьях о сопротивлении (см. сопротивление, интроекция, проекция, ретрофлексия, слияние, дефлексия, эготизм). Попробуем дать суммарное определение здоровья, учитывая все базовые концепции гештальт-терапии: 1)         Здоровый организм способен оставаться в контакте с настоящим, что является необходимым условием сознавания реальности; 2)         он способен осознавать все значимые параметры поля (см. полеорганизм/среда), в котором он находится (свои ощущения, эмоции,потребности,   информацию   о   своем   прошлом   опыте,   условия окружающей   среды),   т.   е.   способен   сознавать   информацию,исходящую  из  Ид  (см.),  Персоны  (см.)  и  из  внешней среды,сознавать полярные части своей личности (см. полярности, часть личности) и связанные с ними потребности; 3)         он принимает на себя ответственность, т. е. делает сознательный выбор на основе осознанной информации,    реализуя свою Эго-функцию (см.); 4)         способен формировать и завершать гештальты, т.е.  полностью проходить цикл контакт - уход (см.); 5)         использует     такие     способы     регуляции     границ,     которые соответствуют    ситуации    контакта,    без   необходимости  не  въезжает» в чужие границы и не пускает в свои; 6)         как результат, он осуществляет органическую саморегуляцию (см.) и поддерживает гомеостатическое равновесие. Гештальт институты - организации, занимающиеся теоретическим и практическим развитием гештальт-терапии. Основные направления их деятельности: теоретические исследования в области гештальт-терапии, организация воркшопов, семинаров, конференций, образовательных программ, психотерапия и консультирование. Первый   институт гештальт-терапии был основан Ф.Перлзом   в Нью-Йорке в 1952 г. Литература:  [5, с. 121-122; 14, с. 215, 219, 220; 17, с. 17; 18, с. 7; 19, с. 88-89, 132-135, 150, 375-377; 34, с. 29] 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Гештальт-терапия от А до Я: Краткий словарь терминов по гештальт-терапии

Здоровье

состояние целеполагающей жизнедеятельности, воспроизводящей психофизиологическую потребность в добровольном напряжении. Проблема З. теснейшим образом связана с проблемой человека, что предполагает антропное (от греч. anthropos — человек) основание дифференциации состояний З. и болезни (отечественный патолог И. В. Давыдовский термины "патология" и "З" относил в разряд интроспективных субъективных представлений). Со З. связаны наиболее специфические или атрибутивные свойства, присущие человеческому роду — разум, доброта и красота. По мнению философа Э. В. Ильенкова, наряду с интеллектом и нравственностью само З. индивида входит в триаду "тех всеобщих ("универсальных") способностей, которые делают его Человеком (а не химиком или токарем)". В контексте "универсальных" способностей человека медицинский критерий З. — "способность к делу", введенный русским врачом Г. А. Захарьиным, как бы "резюмирует" все многообразие морфофизиологических, психоэмоциональных и духовно-волевых "измерений" индивида, характеризующих его готовность к предстоящему напряжению и открытость детерминации будущим. В состоянии З. целеполагающая жизнедеятельность не лимитируется непосредственно наличными обстоятельствами и тем самым обретается актуальная свобода "от" них, а вместе с нею — и свобода "к" саморазвитию, к осуществлению определенной цели. В состоянии З. каждый человеческий индивид способен к освоению и дальнейшему развитию различных форм родовой деятельности. При этом вполне достижима, по замечанию Б. Г. Юдина, растущая независимость человека от ограничений, задаваемых его собственной телесностью, что и позволяет далее утверждать: "Я тем более здоров, чем шире диапазон доступных мне произвольных действий". Возрастание независимости человека от ограничений собственной телесности осуществляется на путях формирования эпиморфных виртуальных функций (А. А. Ухтомский), функциональных органов (А. Н. Леонтьев), функциональных систем (П. К. Анохин) и моделей потребного будущего (Н. А. Бернштейн). Все эти виртуальные органы и функциональные системы формируются не в имитациях бурной деятельности, а при работе, по выражению А. А. Ухтомского, "во всю силу". По данным современной физиологии труда, только выраженные функциональные траты, приводящие к утомлению, являются стимуляторами восстановительных процессов. Причем, специфическая особенность самой морфофизиологии человека такова, что человеческий организм заново себя восстанавливает не возвращением к исходному состоянию, а избыточным самоообогащением в структурном и энергетическом выражении (И. А. Аршавский, 1982). Наилучший способ охраны З. — это его развитие через совершенствование "способности к делу" в нечрезмерной, но и в нешуточной работе.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Клиническая психология. Словарь.

ЗДОРОВЬЕ

англ. health) - в соответствии с определением ВОЗ (1948), "3. - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов". Существует ряд др. определений: 1) индивидуальное 3. - естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций (Г. 3. Демчинкова, Н. Л. Полонский); 2) 3. представляет собой гармоничную совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность; 3) индивидуальное 3. - это гармоничное единство всевозможных обменных процессов в органишйу.что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А. Д. Адо); 4) 3. - это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В. П. Казначеев). В широком смысле, 3. определяется возможностью организма адаптироваться к новым условиям с минимальными затратами ресурсов и времени.

Неотъемлемой составляющей общего 3. является психическое 3. (mental health). Выделяются след. составляющие психического 3. (по ВОЗ): 1) осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического "Я"; 2) чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях; 3) критичность к себе и своей собственной психической деятельности и ее результатам; 4) адекватность психических реакций силе и частоте сре-довых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям; 5) способность управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами (правилами, законами); 6) способность планировать собственную жизнедеятельность и реали-зовывать ее; 7) способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Один из основателей антипсихиатрии, Мишель Фуко отстаивает позицию, в соответствии с которой психическая болезнь - выдумка (фикция) общества.

Б. С. Братусь выделяет 3 уровня психического 3.: 1) уровень психофизиологического 3. определяется особенностями нейрофизиологической организации психических процессов; 2) уровень индивидуально-психологического 3. характеризуется способностью человека использовать адекватные способы реализации смысловых устремлений; и наивысший 3) уровень личностного 3. определяется качеством смысловых отношений человека.

Вектор здоровье-болезнь, в отличие от вектора HOjawa-патология, носит ступенеобразный характер: здоровье -" предболезнь -> психическое заболевание непсихотического уровня -" психоз, т. е. болезнь имеет механизм возникновения и развития, характеризуется прогредиентностью. К болезни (нозос) относят шизофрению, маниакально-депрессивный психоз (биполярное аффективное расстройство) и др. (Ю. В. Гущин.)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой психологический словарь

ЗДОРОВЬЕ

физическое и психическое состояние целостности, интеграции, стабильного функционирования всех органов и развития внутренних процессов, способствующих жизнедеятельности человека.

   В психоанализе речь идет прежде всего о психическом, душевном здоровье человека в противоположность его невротическим расстройствам.

   З. Фрейд рассматривал здоровье человека с точки зрения согласованного, гармоничного функционирования его психического аппарата. В работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937) он подчеркивал, что «здоровье нельзя описывать иначе, как метапсихологически, как соотношение сил между познанными нами, если хотите, раскрытыми, предполагаемыми инстанциями душевного аппарата».

   Цель психоаналитической терапии заключается в том, чтобы облегчить страдания обратившегося за помощью к аналитику больного и сделать его здоровым, способным к сознательному и ответственному решению внутрипсихических конфликтов. Но это не означает, что аналитик должен всеми средствами добиваться того, чтобы пациент стал непременно здоровым человеком. Бывают случаи, когда аналитик вынужден признать, что психическое заболевание пациента, разрешение конфликта в форме невроза является безобидным и социально допустимым решением. Как замечал З. Фрейд в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17), аналитику не пристало играть роль «фанатика здоровья» вопреки всем жизненным ситуациям. Врач обязан считаться с тем, что необходимость может потребовать от человека «пожертвовать своим здоровьем» и что такой жертвой одного человека «часто сдерживается бесконечное несчастье многих других».

   З. Фрейд одним из первых высказал мысль о том, что граница между здоровьем и болезнью, нормой и патологией относительна. В строгом смысле этого слова только первобытного человека можно назвать душевно здоровым, поскольку, не стесненный требованиями культуры, с которыми приходится считаться современному человеку, он имеет возможность удовлетворять свои естественные влечения и желания. Для большинства людей существует граница, за пределами которой их конституция не может следовать требованиям культуры, рассчитанной на среднестатистического человека. Обращая внимание на это обстоятельство, в статье «»Культурная» сексуальная мораль и современная нервозность» (1908) основатель психоанализа замечал: «Все те, которые хотят быть лучше, чем позволяет им конституция, подвергаются неврозам; они были бы здоровее, если бы им было возможно быть хуже». Именно под воздействием культуры, подавляющей сексуальные влечения человека, большинство людей становятся неврастениками или, по словам З. Фрейда, вообще расплачиваются своим здоровьем.

   Представления З. Фрейда о здоровье получили свое дальнейшее осмысление в психоаналитической литературе. Одни психоаналитики сосредоточили внимание на возможности естественного удовлетворения сексуальных влечений человека как основном критерии психического здоровья. Так, В. Райх (1897–1957) считал, что полная разрядка сексуальной энергии, способность человека к получению оргазма свидетельствуют о его психическом здоровье. Другие принимали во внимание социокультурные условия жизни, предопределяющие здоровое и болезненное развитие человека. В частности, К. Хорни (1885–1952) исходила из того, что понятия здоровья и болезни видоизменяются не только в различных культурах, но также с течением времени, в пределах одной и той же культуры.

   Э. Фромм (1900–1980) поставил вопрос о необходимости пересмотра традиционной концепции душевного здоровья, согласно которой здоровым считается человек, приспосабливающийся к требованиям общества (понятие здоровья с точки зрения общества). В противоположность данной концепции он ратовал за возвращение к древней гуманистической традиции, в соответствии с которой здоровье человека определялось не с позиций общества, а в плане развития жизненных сил индивида (понятие здоровья с точки зрения самого человека). В работе «Здоровое общество» (1955) Э. Фромм подчеркивал, что в гуманистическом понимании душевное здоровье характеризуется способностью любить и творить, чувством тождественности, основанным на ощущении себя субъектом и носителем собственных сил и способностей. «Душевно здоровый человек – это тот, кто живет по любви, разуму и вере, кто уважает жизнь – как собственную, так и своего ближнего».

   Цель психоанализа предопределяется тем, какой концепции здоровья придерживается аналитик. Согласно одной концепции, целью психоаналитической терапии является приспособление, под которым понимается способность человека в своем мышлении и поведении быть таким же, как остальные члены данного общества. В этом случае лечение ориентируется на социальное приспособление, уменьшающее чрезмерные страдания невротика до среднего уровня страдания. Согласно другой концепции, цель психоаналитической терапии состоит не столько в приспособлении, сколько в оптимальном развитии способностей человека и реализации его творческого потенциала, индивидуальности. В последнем случае аналитик является «целителем души». По словам Э. Фромма, психоанализ основывается на том принципе, что психическое здоровье не может быть достигнуто до тех пор, «пока мы не подвергнем тщательному анализу наше мышление и чувства, чтобы определить, производим ли мы рационализацию или наши убеждения коренятся в наших чувствах».   

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-справочник по психоанализу

Найдено схем по теме ЗДОРОВЬЕ — 0

Найдено научныех статей по теме ЗДОРОВЬЕ — 0

Найдено книг по теме ЗДОРОВЬЕ — 0

Найдено презентаций по теме ЗДОРОВЬЕ — 0

Найдено рефератов по теме ЗДОРОВЬЕ — 0

Вы можете заказать написание реферата: