ЗАВИСТЬ

Найдено 22 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Зависть
негативное восприятие субъектом чьего-то превосходства, неприязнь и желание причинить вред объекту зависти.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

ЗАВИСТЬ

негативное восприятие субъектом чьих-либо приобретений благ, влияет на психику завидующего, побуждая его к агрессивным действиям.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

ЗАВИСТЬ
чувство, структура которого включает соревнование, страдание от мысли, что у другого есть то желанное, чего у себя нет, и вызванную этим ненависть к нему.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ЗАВИСТЬ
Обычно определяется как особая форма тревоги, зависть основывается, как предположил Макдугалл, на "недобром созерцании более счастливых людей". Обычно различается с ревностью, при которой имеется третье лицо, как правило, любимый человек.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Зависть

Качество личности, основанное на неприязненно-враждебном чувстве, возникающем, когда индивид не имеет того, чем обладает другой человек, и страстно желает иметь этот предмет (это качество, это достижение, этот успех), либо желает непременно лишить предмета зависти другого человека.

Источник: Психологический глоссарий: психическое здоровье и защитные механизмы личности

Зависть
рус.. от «вид» - то, что видно) – «недоброе созерцание более счастливых людей (Макдугалл), враждебное отношение к людям более успешным, удачливым, привлекательным, чем индивид считает себя сам. Характеризует паранойяльную особенность характера, обычно влечет скрытую, косвенную или даже прямую агрессию, направленную на объект завистливого отношения.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

зависть

психическое переживание возникающее при активизации потребности, мотивации достижения, когда чьи-либо реальные или воображаемые преимущества воспринимаются как угроза ценности "Я", и сопровождающееся негативными эмоциями. Устранению зависти способствует развитие эмпатии, совместная деятельность, идентификация, общение со значимыми другими.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ЗАВИСТЬ
англ. envy) - чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого; в крайнем выражении 3. доходит до ненависти (злобы) по отношению к удаче др. и жажды его падения. Б. Спиноза определял 3. след. образом: "3. есть ненависть, поскольку она действует на человека т. о., что он чувствует неудовольствие при виде чужого счастья, и наоборот - находит удовольствие в чужом несчастье". (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Зависть
переживание ситуации, в которой я вижу, как кто-то обладает чем-то, чего у меня нет, но чего бы мне хотелось или, как я считаю, у меня должно быть. Может быть «белой» завистью, когда человек испытывает радость за другого и легкую грусть о том, что у него «не так», или «черной», когда возможны сильные переживания стыда, вожделения, бессилия, злости и ярости от того, что желаемое находится в поле зрения, но недоступно.

Источник: Словарь чувств и эмоций. 2015

Зависть
враждебное отношение к людям более успешным, удачливым, счастливым, чем самолюбивый индивид считает себя сам. Зависть предполагает различные формы отреагирования: от проявления мотивации достижения до более свойственного ей агрессивного поведения по отношению к объекту зависти. Агрессия в данном случае является средством его нейтрализации, дискредитации, а в крайних случаях и уничтожения. Уничтожение может происходить в различных формах, например, символической (ритуальное), психологической (унижение достоинства соперника, оскорбление, клевета), физической (разорение и иные сходные действия) и фатально-биологической (убийство) (Абраменкова, Карпенко, 2005).

Источник: Словарь терминов агрессии и насилия

ЗАВИСТЬ
социально-психологическая черта личности, проявляющаяся в недовольстве, недоброжелательности по отношению к людям, достигшим благополучия, которым сопутствует успех, удача. Б. Спиноза определил З. следующим образом: «З. есть ненависть, поскольку она действует на человека таким образом, что он чувствует неудовольствие при виде чужого счастья, и наоборот, – находит удовлетворение в чужом несчастье». 3. может активизировать человека на полезную деятельность, но в целом – это порок, признак ограниченности ума и мелочности характера. 3., вызывая отрицательное эмоциональное состояние, ослабляет внутренние силы человека, подрывает его здоровье. 3. предупреждается соблюдением законности, социальной справедливостью, расширением возможностей для самореализации и самоутверждения человека, нравственным воспитанием.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ЗАВИСТЬ
ENVY)
Недовольство по поводу того, что другой обладает чем-то, чем индивид хотел бы обладать сам. Характеризуется чувством недовольства по поводу удачливости другого лица, враждебностью по отношению к нему;
досадой и подавленностью из-за собственной предполагаемой неполноценности, жаждой обладать недостающим свойством. Поскольку объект зачастую недостижим, зависть обычно разрешается посредством отказа от желаний и принятия реальности. Психоаналитический прототип зависти - зависть к пенису, но зависть может быть направлена на самые разные атрибуты. Так, мальчики, в доэдипов период идентифицирующиеся с матерью, могут желать инкорпорации в образ собственного тела определенных любимых женских атрибутов; они испытывают зависть к груди. Старшие дети могут завидовать недоступным талантам или физическим данным братьев и сестер или других лиц, например росту, цвету волос или глаз, физической силе.
Хотя зависть часто сочетается с соперничеством и ревностью, эти три феномена следует различать.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

ЗАВИСТЬ
envy) "Недоброжелательное отношение к более удачливым людям" (С.О.Д.). Согласно McDougall (1931), это двойственное соединение отрицательного самоощущения и гнева". Согласно Фрейду, зависть к пенису занимает центральное место в психологии женщин (см. ЗАВИСТЬ К ПЕНИСУ) тогда как Мелани Клейн считает, что врожденная ЗАВИСТЬ к ГРУДИ МАТЕРИ и ее КРЕАТИВНОСТИ является первопричиной всех психических заболеваний (см. КЛЕЙНИАНСКИЙ). Оба предположения больше создают проблем, нежели решают. Первое предположение ставит вопрос о том, как в неповрежденном теле может возникнуть чувство телесного несовершенства, т.е. поднимает проблему ОБРАЗА ТЕЛА у девочек, тогда как второе ставит вопрос о том, как ЭМОЦИЯ, причем достаточно сложная, может быть врожденной и присутствовать с момента появления на свет. Взгляды Фрейда на зависть к пенису являются примером его ФАЛЛОЦЕНТРИЧЕСКИХ представлений о женщинах и связаны с убеждением, что вагинальные ощущения (см. ВАГИНА) не знакомы женщинам до наступления половой зрелости. См. КАСТРАЦИЯ.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

ЗАВИСТЬ
мотивационно эмотивное переживание индивидом — в негативно-эмоционально-чувственном порядке — чужих успехов, реноме, удач, высокого социостатуса, рейтинга или тех материальных благ, коими обладает, в отличие от него самого, другой социоиндивид, знакомый, друг, приятель; что и сопровождается, в свою очередь, негативно-аффективными переживаниями, поступками, действиями; как правило, завистник бытийствует-живет, как многие другие индивиды, без всяких психоаберраций, но латентно-скрытно или же напрямую завидует всем тем материально-цченностиым благам, кои приобретены другими индивидами(ом); его сознание-менталитет не воспринимают чужой успех, удачу дискредитируют их, а ответными реакциями завистника обычно является косвенная или прямая эскалация, вербальные инвективы-остракизмы, злорадство-злоба по поводу чужого благополучия, радости, чужой удовлетворенности бытием, своими успехами; существует —несколько народно-онтологическая дефиниция 3. — и ее две формы; форма А —белая 3. —это сублимативная мотивация достижения личности, когда, например, признание чужой удачи оказывается т.о. для другого субъекта повышенным стимулом его креативно-деятельной активности; сам субъект, подверженный феноменам белой 3., стремиться к активности-соревновательности-здоровой конкуренции с тем индивидом, кот. его на данное время в чем-то превосходит, опережает; форма Б — черная 3. — это целый комплекс негативных чувственно-эмотивных факторов, продуцируемых психикой самого завистника, кот. побуждают его самого совершать в отношении другого субъекта вероломно-злонамеренные поступки-действия-акции, часто скрытой-закамуфлированной модификации, с целью деструктировать-разрушить-устранить чужую удачу-успех -радость-достаток-благополучие-удовлетворенность.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ЗАВИСТЬ
от праславянского viděti – «видеть» – негативное состояние психики, которое человек переживает вследствие удачи, благополучия или успехов другого. Завистливый человек воспринимает чей-то успех как угрозу ему самому, как несправедливость, как обесценивание его собственных достижений и возможностей. З. порождается и порождаема целым спектром качеств, свойств субъекта, таких как – безучастность, чёрствость, подозрительность, эгоцентризм, ригидность, неудовлетворённость, критичность, досадность. З. выступает в двух формах: осознаваемой и неосознаваемой. Осознаваемая З. вызывает у человека желание избавиться от неё, т.к. её проявления сопровождаются мучительными переживаниями. При позитивном варианте избавления нравственный субъект побеждает свои негативные чувства, опираясь на общечеловеческие нравственные понятия, причём может использовать возникшие отрицательные последствия проявившейся З. как условие или причину для собственной активизации, работы над собой и мобилизации себя для более масштабных достижений. При негативном варианте избавления от З. может проявляться либо в самоагрессивных состояниях (переживания, самоедство, обесценивание своего «я», тревога и раздумья о своей карьере и пр.); либо в разных формах агрессии, направленных на источник зависти, выражающихся порой в усилении злобы, ненависти, а в крайних случаях в стремлении к физическому уничтожению. Неосознаваемая зависть не воспринимается человеком как порок, а ощущается как недовольство своими успехами, оценкой другими своей деятельности, низким качеством жизни. Эти «завуалированные» по отношению к первоисточнику (т.е. зависти) состояния и процессы проявляются усилением тревоги, частой потери настроения, повышенной раздражительностью и даже депрессией, которые, в свою очередь, служат причиной возникновения неврозов и других нарушений психики.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ЗАВИСТЬ
проявление мотивации достижения, при которой чьи-л. реальные или воображаемые преимущества воспринимаются субъектном как угроза ценности «Я» и сопровождаются аффективными переживаниями. Подобно др. психическим состояниям, З. м. б. осознаваемой и неосознаваемой. Неосознаваемая (или вытесняемая) З., маскируясь под «плохое настроение», недовольство жизнью, раздражительность, депрессию и др. симптомы, лежит в основе многих неврозов, личных и семейных драм, «немотивированных» поступков и действий людей. В любом обществе З. социально осуждаема, поэтому осознаваемая З. сопровождается для человека чрезвычайно неприятными и мучительными переживаниями, вызывая стремление избавиться от них. Преодоление З. идет по двум сценариям: 1) позитивному (конструктивному), при котором нравственный человек способен справиться со своими негативными чувствами, более того – признание чужих успехов может послужить толчком для его собственных творческих достижений («белая» зависть); 2) негативному («черная» зависть), при котором человек, слабый духом, стремясь любым способом избавиться от мучительного состояния, прибегает к попытке уничтожить источник своей З. Это м. б. либо аутоагрессия («самоедство», агрессия, направленная на себя, поскольку моральные запреты не позволяют человеку выплеснуть раздраженность ситуацией на др.), либо вовне направленная агрессия в виде конфликта с целью устранить чужой успех, благополучие, желание уничтожить источник мучительных переживаний. Уничтожение м. б. символическим (ритуальным), психологическим (через унижение или принижение соперника), физическим («устранение с дороги», разорение и т. п. действия) и фатально-биологическим (устранение через убийство). Любое из этих деяний ведет к разрушению и деградации личности, поскольку у такого индивида нет духовной самозащиты из-за несформированного нравственного чувства и отношений гуманности.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ЗАВИСТЬ
проявление мотивации достижения, при коей чьи-то реальные или воображаемые преимущества в приобретении социальных благ - материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств и прочего - воспринимаются субъектом как угроза ценности Я и сопровождаются аффективными переживаниями (-> аффект) и действиями. Согласно К. Марксу, социально-исторические истоки зависти обнаруживаются в общественно-экономических системах, основанных на принципе потребления, отчего в обществе происходит отчуждение личности человека как таковой. Психологическая основа зависти - несформированное у индивида нравственное чувство гуманности (отношения к другому, как к себе самому) и отсутствие сорадования его успехам. Феноменология зависти представлена спектром хорошо известных проявлений. Это так называемая "белая зависть" - мотивация достижения личности, когда признание чужого успеха оказывается стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. Крайняя форма выражения зависти - "черная зависть" - негативная эмоция, побуждающая совершать злонамеренные действия по устранению чужого успеха, благополучия, радости. Возникающие при этом у субъекта мотивы блокировки чужого успеха или его дискредитация, а порой и прямая агрессия в адрес объекта зависти ("синдром Сальери") оказывают деструктивное влияние на самого завидующего, приводят к развитию невротической симптоматики. В онтогенезе зависть как ситуативная реакция появляется достаточно поздно в результате морального эгоцентризма ребенка, конкурентного характера игр, депривации потребности в признании. Устранению зависти в детстве способствуют повышение уровня идентификации со значимыми другими, наличие позитивно окрашенных переживаний детей в ходе деятельности совместной и общения.
Задание вербальное, задание, требующее участия словесных операций или знаний, ранее приобретенных человеком. Содержит упражнения на оперирование со словами и предлагают, например: определение понятий; сравнение объема и содержания различных понятий умозаключения; логическое оперирование с понятиями, и пр.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ЗАВИСТЬ (Envy)

Одна из наиболее примитивных и фундаментальных эмоций, проявляющаяся в виде деструктивных импульсов ребенка, действующих с первых дней его жизни. Кляйн полагало, что зависть имеет конституциональную основу в качестве проявления в психике влечения к смерти. Впервые она возникает по отношению к хорошей груди - источнику пищи, теплому и комфортному, в отличие от младенца, переживающего стресс из-за болезненных чувств беспомощности и зависимости и желающему самому быть тем, кто обеспечивает благополучие. Поэтому он испытывает деструктивное стремление устранить источник зависти с помощью фантазий об оральных или анально-садистских нападениях на объект, чтобы 'испортить' или 'похитить' его лучшие качества. Завистливые 'атаки' ребенка на грудь трансформируют ее в опороченный и обесцененный объект, который сам уже нуждается в удовлетворении и зависимости.
Выраженное чувство зависти препятствует появлению внутренних репрезентантов хороших объектов, поскольку они обесценены; подобная зависть может помешать попыткам преодоления паранояйльно-шизоидной позиции. В таких случаях образ груди, трансформируясь под влиянием процессов расщепления и проективной идентификации в карательный внутренний объект, может сформировать ядро 'завистливого Сверх-Я', нарушающего или устраняющего любые попытки репарации и созидания. Другим способом защиты от зависти являются фантазии об обладании всеми ценными качествами объекта. Поскольку такая защита предполагает идентификацию с идеализированным объектом, она может вести к нарциссической переоценке себя.
Зависть следует отличать от жадности, нацеленной но обладание всеми ценными свойствами объекта. Жадность по своей природе является более либидинозной, чем зависть, окрашенная влечением к смерти.
Чувство ревности, предполагающее наличие отношений по типу 'треугольника', появляется лишь после формирования образов целостных объектов. Это чувство, в отличие от предыдущих, нацелено на обла-
221дание любимым объектом и устранение соперника. Для сравнения, зависть предполагает двусторонние отношения, связанные с желанием обладать отдельными качествами объекта.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

ЗАВИСТЬ
чувство недовольства, вызванное желанием обладания личными качествами, социальным статусом, продуктами материальной и духовной деятельности, имеющимися в распоряжении других людей, но отсутствующими у человека.
   Зависть может быть нормальной и патологической. В первом случае она служит стимулом для достижения желаемого, во втором – порождает недоброжелательное отношение к людям, обладающим тем, чего нет у человека или чего ему недостает. Можно завидовать тому, что кто-то из знакомых приобрел дорогостоящую престижную машину, но нормальное проявление зависти будет сопровождаться желанием сделать такую же покупку благодаря более интенсивной деятельности, связанной с необходимостью заработать определенную сумму денег, в то время как при проявлении патологической зависти у человека будут доминировать фантазии и желания, в которых его знакомый попадает в аварию и его машина превращается в груду металла.
   При патологическом проявлении зависти человек одержим постоянной оценкой чужих успехов, его размышления о том, что о нем думают другие, и о том, чего кто-то добился, сопровождается собственной заниженной самооценкой и постоянной неудовлетворенностью жизнью. Разнообразными проявлениями такой зависти являются симптомы неудовлетворенного тщеславия и желания иметь больше, чем есть у других людей. При этом зависть может выражаться в самых отвратительных формах, часто сопровождающих ненависть, насилие, агрессивность.
   С точки зрения А. Адлера, выраженной им в работе «Понимание природы человека» (1927), зависть следует рассматривать «как фактор современного состояния человеческой психики». Иногда она накладывает отпечаток даже на внешний вид человека: не случайно, используя аллегорию, говорят, что кто-то «позеленел от зависти». Ее невозможно уничтожить полностью, но можно найти ей полезное применение, не нарушающее душевного равновесия человека.
   В психоанализе проблема зависти чаще всего рассматривается в плане высказанной З. Фрейдом идеи о «зависти к пенису» как основе формирования женской сексуальности. Объектом анализа становятся также представления М. Кляйн о «зависти к груди», как мужском эквиваленте зависти к пенису, и размышления К. Хорни о зависти мужчин к беременности, деторождению и материнству, что является одной из движущих сил, побуждающих их к творчеству, созданию культурных ценностей. Что касается зависти женщин к пенису, то, по мнению многих аналитиков, при благоприятных условиях она перерастает в стремление иметь мужа и ребенка.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Зависть
досада, вызванная успехом или благополучием другого. Зависть может сочетаться с комплексом неполноценности (желание жить материально не хуже знакомых, соседей; испытывание неприязни к сотрудникам, имеющим более высокий статус образования, с одновременным стыдом, что не смог получить такого образования и т. п.), с недоброжелательством, возмущением, реже – с восхищением, с радостью за другого («белая зависть» – когда досада как отрицательное чувство не вызывает отрицательных эмоций по отношению к объекту зависти, а лишь стимулирует желание иметь такой же успех). Зависть часто не осознается субъектом и отрицается им: он воспринимает свою зависть как чувство справедливости-несправедливости. Классический образец завистника – образ композитора Сальери в маленькой трагедии А. Пушкина «Моцарт и Сальери». Типичная реакция – отрицательная (осуждение); со стороны объекта зависти может быть опасение, осторожность, беспечное непонимание, тщеславие («Пусть мне завидуют»), удовлетворение, удовольствие.
Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведения, носившие печать таланта. Он скрежетал зубами и пожирал его взором василиска (Н. Гоголь, Портрет).
Кто скажет, чтоб Сальери гордый был
Когда-нибудь завистником презренным,
Змеей, людьми растоптанною, вживе
Песок и пыль грызущею бессильно?
Никто!.. А ныне – сам скажу – я ныне
Завистник. Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую.
(А. Пушкин, Моцарт и Сальери)
Ненависть – активное чувство недовольства. Зависть – пассивное. Нечего удивляться тому, что зависть быстро переходит в ненависть (В. Гете).
Зависть непримиримее ненависти (Ларошфуко).
Наша зависть всегда длится дольше, чем счастье тех, кому мы завидуем (Ларошфуко).
Не то обида, что вино дорого, а то обида, что целовальник богатеет (пословица).
Сосед спать не дает: хорошо живет (пословица).
Где счастье, там и зависть (пословица).
Слава соперника не перестает раздражать тебя: отомсти – превзойди ее (Вольтер).
Однажды Монтень сказал относительно величия: «Поскольку мы не можем его достигнуть, отомстим злословием» (С. Шамфор, Максимы и мысли, характеры и анекдоты).
Ср.:
Красота и гений не могут жить в обществе, где каждый, с неудовольствием сознавая свою посредственность, старается унизить всякое высшее дарование и свести его к самому пошлому уровню (Г. Гейне).
Античную богиню зависти изображали как старое женское привидение с венком из ужей на голове, с косыми и глубокими глазами, ужасающе худой, со змеями в руках, и еще одна грызла ей грудь. Понятие «зависть» в Древней Греции было связано с понятием «дурной глаз».

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

Зависть
сложное отрицательное эмоциональное переживание, которое может доходить до интенсивного страдания, вызванного мыслью о реальных или воображаемых материальных (деньги, машина и пр.) либо социально-духовных (популярность, общественный статус, моральное превосходство и др.) преимуществах кого-либо. 3. может иметь ситуативный характер и в этом случае рассматривается в качестве негативной эмоции или проявляться устойчиво, преобразовываясь порой в такое свойство личности, как завистливость.
Некоторые специалисты считают, что психологическая природа 3. связана с проявлением мотивации достижения, при которой чужие достижения и преимущества воспринимаются в качестве угрозы собственной Я-концепции, поскольку возникают сомнения в своей полноценности относительно способности достичь того, к чему субъект 3. проявляет пристальный интерес и в чем он чувствует потребность.
Выделяют следующие компоненты 3., проявляющиеся последовательно:
социальное сравнение;
восприятие субъектом чьего-либо превосходства;
переживание досады, огорчения, унижения по этому поводу;
неприязненное отношение или даже ненависть к тому, кто превосходит;
желание или причинение ему вреда;
желание или реальное лишение его
предмета превосходства.
Наиболее отмечаемые из внешне наблюдаемых характеристик 3.: недовольство, неприязненность, враждебность, агрессивность в отношении к благополучным и успешным людям, иногда излишняя ирония, доходящая до цинизма; удовольствие, если объект 3. подвергается негативным воздействиям или испытывает «удары судьбы».
В бытовом понимании обычно выделяют «белую» 3., которая не содержит в себе враждебности, может побудить субъекта к соревнованию, творчески активной, полезной как для него самого, так и для общества деятельности. «Черная» 3. вызывает негативные эмоциональные процессы, что ослабляет духовные и нравственные силы субъекта, его физическое и психологическое здоровье (поскольку способствует развитию хронических неврозов) — вплоть до деформации личности (появляются скрытность, повышенная тревожность, жалость к себе и др.); побуждает при этом к совершению действий, наносящих ущерб успешности и благополучию объекта 3. В этом случае она может преобразоваться в ненависть («синдром Сальери»).
Средства профилактики и преодоления 3.: в индивидуальном развитии ребенка очень важно наличие положительных эмоциональных переживаний, испытываемых в процессе совместной деятельности, общения, удовлетворение потребности в признании среди сверстников, формирование чувства собственного достоинства и уверенности в себе. С возрастом особое значение приобретает обеспечение широких возможностей для самореализации, самоутверждения личности, соблюдение норм нравственности и социальной справедливости в обществе.
Литература
Муздыбаев К. Психология зависти // Психологический журнал. 1997. № 6.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ЗАВИСТЬ
ЗАЙЗДРАСЦЬ / ENVY– отношение к достижениям (успеху) другого, включающее в себя отношения к объекту, предмету превосходства и к самому себе и сопровождающееся комплексом преимущественно негативных эмоций, осознанием своего более низкого положения и желанием прямо или косвенно нивелировать превосходство и восстановить субъективное равенство. В основе З. всегда лежит отношение к превосходящему другому; отношение к себе как к субъекту З.; отношение к предмету З. Психологические аспекты изучения З. предполагают ее рассмотрение во взаимосвязи с гендерными и возрастными особенностями, характерологическими особенностями, ценностными ориентациями, коммуникативной интолерантностью, защитными механизмами, цинизмом, субъективным благополучием, перфекционизмом, удовлетворенностью жизнью, нарциссическими проявлениями личности, психологическим здоровьем, локусом контроля. З. рассматривается как моральное чувство при ее ситуативном проявлении и как эмоциональная установка, т. е. собственно чувство, при ее устойчивом проявлении по отношению к определенным объектам. З. проявляется на разных уровнях: на уровне сознания– как осознание более низкого своего положения; на уровне эмоционального переживания– как чувство досады, раздражения или злобы из-за такого положения; на уровне реального поведения– как разного рода деструктивные акты, направленные на разрушение, устранение предмета зависти. Подходы авторов к выделению критериев классификации З. и ее видов отличаются разнообразием, однако наиболее часто выделяют З. конструктивную и деструктивную. З. выполняет следующие функции: 1) стимулирующую, связанную с побуждением к активности (созидательной или разрушительной) человека (мотивационный, аффективный компоненты); 2) утверждающую (констатирующую)– обеспечивает утверждение, признание ценности, значимости предмета З. (когнитивный, рефлексивный компоненты); 3) защитную, посредством которой происходит защита самооценки и социальной репутации субъекта (рефлексивный, поведенческий компоненты); 4) регулятивную, заключающуюся в регуляции асимметричного положения между индивидами и группами посредством эгалитарных требований (нравственный компонент); 5) контролирующую, посредством которой в обществе осуществляется социальный контроль (нравственный компонент). Существуют внутренние (индивидуально-личностные особенности личности) и внешние (социальное неравенство, социальное сравнение, статусная близость завистника к объекту З.) условия возникновения З. К главным индивидуально-психологическим свойствам личности субъекта З. относят эмоциональную неустойчивость (лабильность), раздражительность, импульсивность, невротичность, неуравновешенность (возбудимость) и низкий уровень эмоциональной чувствительности (сенситивности). Для диагностики З. используют методику исследования завистливости личности (МИЗЛ) Т. В. Бесковой. Для изучения показателей З. в служебных отношениях разработана методика «Совладание с завистью в служебных отношениях», адаптированная И. А. Фурмановым и Е. Б. Микелевич. С. М. Ширко

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.35 мб

Бедность и зависть: негативный фон переходного общества

Гудков Л. Д., Пчелина М. В.
Читать PDF
382.59 кб

Зависть как нравственно-этическое качество студента

Горшенина Надежда Викторовна
Статья посвящена практическим исследованиям зависти. Автор раскрывает универсальную природу зависти.
Читать PDF
436.70 кб

Психологическое консультирование: зависть и психическое здоровье

Бондаренко О. Р., Лукан У.
Зависть чаще всего рассматривается и оценивается c моральных и социальных позиций.
Читать PDF
469.41 кб

Триада «Справедливость зависть месть» как результат естественной и социальной эволюции

Субботина Надежда Дмитриевна
В статье рассматриваются общественные феномены: справедливость, зависть и месть как совместный результат естественной и социальной эволюции.
Читать PDF
258.84 кб

Отчуждение от себя: тщеславие и гордость, порождающие зависть и ненависть к ближнему

Мухина Валерия Сергеевна, Хвостов Андрей Анатольевич
Анализируется тщеславие и гордость, порождающие многочисленные негативные личностные образования. Показано, что тщеславие имеет множество обличий, ибо человеку свойственно тщеславиться любыми своими качествами.
Читать PDF
330.89 кб

Зависть в системе социально-экономических установок и активность личности

Шамионов Р.М.
Проведены эмпирические исследования завистливости в системе социально-экономических установок в соотнесении с направлениями активности личности.
Читать PDF
319.73 кб

Зависть как эффект социализации личности в условиях недостаточного владения социальными навыками

Шамионов Р.М.
Представлены результаты теоретического анализа проблемы становления завистливого отношения как ненормативного эффекта социализации личности в условиях недостаточного владения социальными навыками.
Читать PDF
478.93 кб

Зависть как категория социально-политической мысли св. Иоанна Златоуста

Логиновский Сергей Сергеевич
В статье рассматривается учение Иоанна Златоуста о зависти весьма распространенной в эмпирически наблюдаемом обществе явлении.
Читать PDF
297.36 кб

Зависть один из факторов несовершенства мира

Исаченко Надежда Николаевна
Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования зависти. В процессе исследования выявлено несколько концепций, исследующих природу и генезис зависти, определены механизмы её возникновения.
Читать PDF
185.41 кб

Взаимосвязь «Субъектных» свойств личности и склонности к зависти

Шамионов Раиль Мунирович
В статье излагаются результаты исследования взаимосвязи субъектных свойств личности и склонности к зависти.
Читать PDF
226.92 кб

Функции зависти

Бескова Татьяна Викторовна
В статье проводится критический анализ социально-психологических работ по проблеме зависти с целью систематизации и обобщения знаний о ее функциях и назначении в социальной жизни субъекта; выделяются стимулирующая, утверждающая, з
Читать PDF
371.39 кб

Особенности «Предметного поля» зависти

Бескова Татьяна Викторовна
Приводятся результаты эмпирического исследования по выявлению различий в прямых и косвенных способах оценки зависти респондентами; выделяются основные предметы зависти к другим, а также представления о предметах предполагаемой зав
Читать PDF
292.91 кб

Особенности проявления зависти в межличностном взаимодействии субъектов

Бескова Т. В.
В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования по выявлению особенностей проявления зависти в межличностном взаимодействии субъектов.
Читать PDF
423.31 кб

Особенная книга Александра Донцова «Феномен зависти: Homo invidens?»

Мухина Валерия Сергеевна
Читать PDF
242.84 кб

Феномен зависти: homo invidens?

Донцов Александр

Похожие термины:

  • ЗАВИСТЬ К ГРУДИ

    Неудовлетворенность собственным телом и жажда либо обладать женской грудью, либо присвоить ее размеры, либо овладеть содержимым (молоком). Зависть к груди переживают и мальчики, и девочки, но у мал
  • Зависть к матке

    Womb envy). Зависть мужчин к беременности, деторождению и материнству, которая приводит к бессознательному обесцениванию женщин. Импульс мужчин к творческой работе может быть сверхкомпенсацией за их
  • ЗАВИСТЬ К ПЕНИСУ

    Penis envy). В теории психоанализа - желание девочки иметь пенис, а также ее анатомическое открытие, что такового у нее нет.
  • Утробная зависть

    Концепция, создание которой приписывается Эрику Эриксону. Согласно этой концепции, мужчины пытаются компенсировать свою неспособность создавать и выращивать новую жизнь в собственном теле, стре