Затрудненное общение: понятие и причины

Найдено 1 определение
Затрудненное общение: понятие и причины
К затрудненному общению (З. о.) следует относиться как к глобальному, интегральному феномену, как к явлению, представленному в сознании и переживаниях партнеров (В. Н. Куницына). Появление трудностей О., по мнению Л. А. Петровской, обусловлено особенностями психол. природы человека и человеческих отношений. Негармоничное развитие разл. характеристик личности, ее отношений и социального контекста сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Само О., в силу его природы, является «трудной» деятельностью. В нем потенциально и актуально содержатся элементы, затрудняющие оптимальный уровень его функционирования. Особенности экспрессии и речи, социально-перцептивной сферы личности, системы ее отношений, форм обращений, уровни развития навыков взаимодействия и условия О. превращают любой этап О. в сложную, многоаспектную деятельность. Основанием для отнесения О. к затрудненному выступают: 1) выявленные его отличия от моделей оптимального О., 2) недостаточный его результат (отличие полученного результата О. от его целей), 3) неудовлетворенность субъектов О. процессом его протекания; 4) сопровождение процесса О. такими социально-психол. феноменами, как конфликт, ссора и др., к-рые разрушают взаимоотношения субъектов О. (хотя, напр., в деловом О. партнеры и достигают намеченных для себя целей), 5) др. В узком смысле слова, З. о. - это незначит. трения и сбои в сфере межличностного О. Для такого О. является характерным: сохранность, непрерывность контактов между партнерами; опр. степень осознания испытываемых затруднений; поиск причин, приводящих к затруднениям в О.; попытки самост. преодоления социально-перцептивных, интеракционных, коммуникативных барьеров. В широком смысле слова, З. о. - это все виды и формы О. (от межличностного до межгруппового), приводящие к деструктивным изменениям поведения конкретных людей и общностей; к отказу от О.; к снижению уровня осознания причин, ведущих к затруднениям в О.; к уменьшению, а в ряде случаев к исчезновению попыток самост. выхода из возникших затруднений; к формированию эмоционально тревожного отношения к любой ситуации О. В зарубеж. психологии понятие З. о. обозначается терминами miscommunication, communicаtion breakdown (разрыв О.), pseudocommunication (псевдокоммуникация), communicаtion failure (неуспешное О.), deficiency communication (дефицитарное О.). Наиболее близким по смыслу к понятию З. о. является определение дефицитарного О.: партнеры испытывают неудовольствие, для них не представляется возможным достичь поставленных целей. Они не имеют возможности установить открытый диалог, перед ними встают непредвиденные и нежелательные препятствия, в результате развивается непонимание, появляются трения и конфликты. В отеч. психологии сложилась традиция уделять особое внимание субъективным факторам, причинам возникновения затруднений в О. (А. А. Бодалев и Г. А. Ковалев); подчеркивалось, что следствием этих «субъективных трудностей», является объективная картина нарушений - не достижение цели, неудовлетворение мотива, неполучение желаемого результата и т. д. В контексте личностного подхода к З. о. рассматриваются социальные способности, потребности, отношения, направленность, ценности и смыслы личности. Идея ценностного отношения к другому объединяет многие отеч. исследования О. В них, как правило, «ядром настоящего О.», О. с «человеческим лицом» является отношение к другому и к самому себе как к субъекту, неповторимому в своей активности, как к ценности. Следовательно, отношение к другому и к себе как к объекту, непризнание уникальности Я, ограничение свободы выбора способов и средств самовыражения ведет к возникновению затруднений в процессе О. В отеч. психологии выделяются трудности О., к-рые затем используются как основания их классификации (Лабунская, Менджерицкая, Бреус, 2001): а) объективные-субъективные, б) первичные-вторичные, в) осознаваемые и неосознаваемые, г) ситуативные - устойчивые, д) межкультурные - культурно-специфические, е) общевозрастные-гендерные, половые, ж) индивидуально-психологические-личностные-социально-психологические, з) когнитивно-эмоциональные-мотивационные-инструментальные, и) компоненты структуры О.: социально-перцептивные-коммуникативные-интерактивные, к) вербальные-невербальные. По мнению И. П. Шкуратовой (1994), каждая грань О. дает новый критерий для классификации причин З. о. Рассматривается также спектр трудностей О., в зависимости от силы их проявления. И. А. Зимняя (1973), В. А. Кан-Калик и Г. А. Ковалев (1985) рассматривают О. как процесс решения коммуникативных задач, к-рые различаются разной степенью трудности. В концепции трудностей межличностного О., разрабатываемой В. Н. Куницыной, представлены характеристики личности, способствующие возникновению нарушений, барьеров и собственно трудностей О. Важными для понимания роли личности в возникновении З. о. являются ориентиры разделения феноменов «нарушенное О.», «барьеры О.», «трудности О.», обозначенные В. Н. Куницыной. Эти феномены отличаются друг от друга тем, как относятся (степень неудовлетворенности О.), переживают (степень эмоционального напряжения) и участвуют в О. партнеры (степень вовлеченности в О. и последствия их действий друг для друга). Главное различие между ними - это возможность устранения разнообразных причин З. о., среди к-рых называются такие личностные свойства общающихся, как тщеславие, зависть, эгоизм, систематическое унижение другого в ситуациях, исключающих отпор и самозащиту. Не только ярко выраженные негативные черты характера ведут к З. о., но и такие особенности личности, к-рые, как правило, рассматриваются в кач. недостатков и не относятся к негативным, отрицательным: неуверенность в себе, робость, замкнутость, необщительность, зависимость от внеш. обстоятельств и оценок, безынициативность, недостаточный самоконтроль и саморегуляция состояний. Процесс О. будет также затруднен, если партнеры, или один из них, демонстрируют доминантно-враждебно-игнорирующую систему отношений, агрессивно-обесценивающий стиль коммуникации, к-рый выражается в запугивании и покорении партнера, в бесконечной насильственной конкуренции с ним по типу «ты или я». К трениям и сбоям в О. приводит низкий уровень развития таких социально-перцептивных способностей, как: 1) способности к пониманию др. человека, к-рая проявляется в неумении вникать в состояния душевных движений окружающих, в невозможности видеть мир глазами др. человека, в неадекватности воссоздания представлений и содержания воздействий; 2) способности к эмпатии, в к-рой преобладает эгоцентрическая направленность эмоционального резонанса, свернутость сочувствия и содействия, неадекватность восприятия эмоциональных состояний другого; 3) способности к идентификации; 4) низкий уровень развития психол. проницательности, наблюдательности, обусловливающих мгновенное осознание проблем, возникающих в процессе О., и быстрый поиск их решения с опорой на собственное чувственное восприятие; 5) предубежденность, ригидность восприятия другого, следование предрассудкам и стереотипам. По мнению В. А. Петровского (1992), то, что рождается в процессе любого О., не поддается полной операционализации, осмыслению, приводит к его «неадаптивным исходам», к тем формам и способам поведения, к-рые самими партнерами, как правило, расцениваются как проявление их индивидуальности, субъектности и не обязательно осмысливаются как факторы, затрудняющие их О. З. о. предполагает ситуацию, в к-рой один или оба партнера с разной степенью осознанности и интенциональности фрустрируют социальные и экзистенциальные потребности другого, мешают достижению целей О. В результате этого один или оба партнера испытывают острые эмоциональные переживания, сопровождающиеся нервно-психич. напряжением, демонстрируют непонимание, что приводит к трениям, сбоям в интеракции, к нарушениям в развитии личности. К ситуациям затрудненного О., в первую очередь, относятся ситуации «ограничения», «отказа», «обвинения», «оскорбления». Главные сферы рассмотрения ситуаций З. о.: межличностное, ролевое, межгрупповое, межэтническое, межкультурное взаимодействие. Психол. трактовка причин З. о. предполагает неразрывную взаимосвязь между общением и личностью, контекстами ее жизнедеятельности, историей отношений, их включенностью в опр. социокультурный контекст. Лит.: Бодалев А. А., Ковалев Г. А. Психологическое трудности общения и их преодоление // Педагогика. 1992. № 5-6; Куницына В. Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения // Актуальные проблемы психологической теории и практики. 1995; Лабунская В. А., Менджерицкая Ю. А. Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения. М., 2001; Парыгин Б. Д. Анатомия общения. СПб., 1999; Цуканова Е. В. Психологические трудности межличностного общения. Киев, 1985. В. А. Лабунская

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011