Зашоренный взглядЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ

ЗАЩИТА

Найдено 8 определений термина ЗАЩИТА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Защита

Defence). Попытка человека изменить или модифицировать угрожающее переживание с помощью отрицания или искажения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий к книге «Теории личности»

Защита

Abwehr). Все меры, предпринимаемые Эго с целью избежать сознательного переживания связанных с невыносимым неудовольствием (страхом, депрессивным аффектом) конфликтов (тип: вытеснение), а также те действия Эго, которые при структурных нарушениях смягчают связанные с ними несоответствия посредством интеракционального ввода в этот процесс внешних объектов (тип: расщепление).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Базисное руководство по психотерапии (термины)

ЗАЩИТА

защита психическая) - совокупность бессознательных процессов психических, обеспечивающих охрану психики и личности от опасных негативных и деструктивных действий внутрипсихических и внешних импульсов. Особые формы бессознательной психической активности, позволяющие хотя бы временно облегчить конфликт и снять напряжение, а в конкретных ситуациях так исказить смысл событий и переживаний, чтобы не нанести ущерба представлениям о самом себе как соответственном некоему идеалу. Существует множество форм защиты разного типа и уровня (-> механизм защитный). Но большинство защит психических не снимают проблемы; адекватным способом выступает лишь сублимация.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь практического психолога

ЗАЩИТА

1. В широком смысле, любое действие, которое любой организм совершает, чтобы защитить себя. 2. В медицине – резистивная реакция на болезнь или приобретенная модель поведения, которые защищают человека от возможного повреждения или болезни. 3. В клинической психологии и психиатрии – любая из ряда реакций, которые человек бессознательно усваивает и использует для защиты своих внутренних психических "структур" (например, эго, я, от беспокойства, конфликта, стыда и т.д). Последнее значение стало доминирующим в психологии и используется в ряде составных терминов, каждый из которых имеет собственные нюансы. См. например, защитные механизмы, защитная реакция, защитная стратегия, невротическая защита.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ЗАЩИТА

defence) "Общее обозначение всех приемов, используемых Эго в тех конфликтах, которые могут привести к неврозу" - Freud (1922). Функция защиты - предохранение ЭГО. Побудителями защит могут быть:

а) ТРЕВОГА, обусловленная увеличением инстинктного НАПРЯЖЕНИЯ (см. также ИНСТИНКТ";

б) тревога, вызванная нечистой СОВЕСТЬЮ (угрозы СУПЕР-ЭГО);

в) реальные опасности. Понятие защиты обычно формулируется с позиции, подразумевающей, что существование человеческого Это подвергается угрозам, идущим от ИД, СУПЕР-ЭГО и внешнего мира и, следовательно, находится в состоянии постоянной обороны. Однако лучше рассматривать понятие менее драматично и включать в него все приемы Эго для управления, контроля, канализирования и использования сил, "которые могут привести к НЕВРОЗУ". Понятие также подразумевает, что невроз обусловлен несостоятельностью защиты; согласно этому взгляду, ТОРМОЖЕНИЯ, являющиеся результатом успешного ВЫТЕСНЕНИЯ, не есть невротические симптомы. Anna Freud (1937) перечисляет девять защит: РЕГРЕССИЯ, вытеснение, ФОРМИРОВАНИЕ РЕАКЦИИ, ИЗОЛЯЦИЯ, УНИЧТОЖЕНИЕ СДЕЛАННОГО, ПРОЕКЦИЯ, ИНТРОЕКЦИЯ, ПОВОРОТ ПРОТИВ СЕБЯ и ОБРАЩЕНИЕ, плюс десятую, СУБЛИМАЦИЮ, "которая имеет отношение скорее к здоровью, чем к неврозу". РАСЩЕПЛЕНИЕ и ОТРИЦАНИЕ обычно также относят к защитам.

Поскольку психоанализ считает, что тревога является стимулом РАЗВИТИЯ, некоторые защиты (возможно все) играют роль в нормальном развитии. Обычно предполагается, что определенные защиты соответствуют конкретным стадиям развития, например, интроекция, проекция, отрицание и расщепление - ОРАЛЬНОЙ фазе; формирование реакции, изоляция и уничтожение сделанного - АНАЛЬНОЙ фазе. См. также ПРИЕМ.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Критический словарь психоанализа

Защита

общеславянск., от «щит»; защищенный - находящийся за щитом, пребывающий в безопасности от ударов противника в бою) - 1. любое действие, которым организм пытается себя обезопасить от разрушительного какого-либо воздействия (воспаления, чрезмерного повышения температуры, рвоты и т.п.); 2. резистивная защита (re-siso – противостоять, противодействовать, противиться, сопротивляться) реакция организма на болезнь (то есть признаки реакции, указывающие на противодействие организма болезни); 3. в психоанализе - любая из реакций, которая направлена на сохранение своих психологических структур (например, своего Я от страха или тревоги). Побудителями защит могут быть: а) тревога, обусловленная увеличением инстинктного напряжения; б) тревога, связанная с «нечистой совестью; в) реальные опасности. Иными словами, защиты подразумевают позицию, согласно которой существование человеческого Эго подвергается угрозам, идущим из Ид (Оно), Супер-Эго и внешнего мира и, следовательно, находится в состоянии постоянной обороны. Невроз, согласно данной гипотезе, есть следствие несостоятельности защиты, в то же время торможения, являющееся результатом вытеснения, не есть невротические симптомы. Принято считать, что защиты формируются и функционируют без участия сознания. Достаточно сложная структура психологических защит побуждает сомневаться во врожденном их происхождении и дает основания предполагать, что защиты сами являются автоматически протекающими психологическими процессами, которые ранее осуществлялись посредством сознательных усилий (если, разумеется, они или некоторые из них не являются простым, чисто словесным психологическим объяснением патологических форм реагирования и поведения). Ныне преобладает точка зрения, согласно которой защиты, как и другие автоматизмы, могут быть адекватными, адаптивными, так и болезненными, невротическими, не способствующими принятию реальности. См. Вытеснение, Замещение, Идентификация, Изоляция, Интеллектуализация, Интроекция, Нереалистический оптимизм, Отрицание, Обращение, Перенос, Поворот против себя, Проекция, Рационализация, Регрессия, Сублимация, Расщепление, Уничтожение сделанного, Фиксация, Формирование реакции, Защита психологическая.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

ЗАЩИТА

сознательная или бессознательная деятельность человека, предусматривающая сохранение его жизни и обеспечивающая такое разрешение внутрипсихических конфликтов, которое в силу внешних обстоятельств и внутренних стремлений оказывается приемлемым для него.

   В психоанализе под защитой понимается прежде всего и главным образом бессознательная деятельность человека, направленная против сексуальных, эгоистических и деструктивных влечений, неприятных воспоминаний и различного рода фантазий, непосредственная реализация или репродукция которых способна привести к нарушению целостности психической организации человека.

   Понятие «защита» было использовано З. Фрейдом при попытках психологического объяснения истерии, фобий, навязчивых представлений и галлюцинаторных психозов. В статье «Защитные невропсихозы» (1894) он провел различие между гипноидной истерией, неотреагированной истерией и истерией защиты, тем самым высказав первые представления о защите, которые впоследствии легли в основу его некоторых психоаналитических идей, в частности, в основу концепции вытеснения. Согласно его предположениям, защита направлена против невыносимого для человека представления с целью ослабления его посредством отделения от него аффекта и отвода этого аффекта из психики в соматику. Смещенный аффект обладает способностью возвращения из соматической области к первоначальному представлению, что может породить истерический припадок. Если невыносимое, болезненное представление имеет тесную связь с реальностью, то защита от него может привести к галлюцинаторному психозу, как отказу от реальности.

   В написанной совместно с Й. Брейером работе «Исследования истерии» (1895) З. Фрейд рассматривал защиту в качестве важного фактора, способствующего возникновению одной из форм истерии. Здесь же он впервые, пожалуй, наряду с защитой использовал термин «вытеснение», говоря о том, что патогенное воспоминание вытесняется исходящей от Я психической силой. В статье «Еще несколько замечаний о защитных невропсихозах» (1896) З. Фрейд высказал мысль, согласно которой защита является «ядром психического механизма», ведущего к возникновению невротических заболеваний. Как и в предшествующей работе, в данной статье понятия «защита» и «вытеснение» используются в качестве равнозначных, взаимозаменяемых. Одновременно З. Фрейд предпринял попытку рассмотрения различных форм защит, проведя различие между «первичной защитой», в которой решающую роль играют чувства стыда и совести, и «вторичной защитой», приобретающей значение навязчивого побуждения, превращающегося в навязчивые действия. «Первичная защита» служит поддержанию внешнего здоровья человека, в то время как «вторичная защита», осуществляемая под воздействием возвращения вытесненных воспоминаний, порождает компромиссные образования в форме невротических симптомов типа разнообразных навязчивых действий. Словом, в статье «Еще несколько замечаний о защитных невропсихозах» речь шла фактически о различии между нормальной и патологической защитами, к которым может прибегать человек в процессе своей жизнедеятельности.

   Столь значительное внимание к проблеме защиты было уделено З. Фрей дом как раз в тот период его исследовательской и терапевтической деятельности, когда он ввел в научный оборот термин «психоанализ». На начальном этапе становления психоанализа проблематика защиты в ее различных ракурсах занимала не последнее место в его концептуальных построениях. Так, в работе «Психопатология обыденной жизни» (1901) защита рассматривалась им не только с точки зрения раскрытия психологии невротиков, но и в плане осмысления природы такого, феномена как забывание.

   С одной стороны, З. Фрейд подчеркивал, что «стихийное стремление к защите от представлений, могущих вызвать ощущение неудовольствия, стремление, с которым можно сравнить лишь рефлекс бегства при болезненных раздражениях, приходится отнести к числу главных столпов того механизма, который является носителем истерических симптомов». При этом он был далек от утверждения того, что тенденция защиты всегда в состоянии одержать верх и не исключал возможность отнесения ее к низшей психической инстанции, которая может парализоваться другими, высшими инстанциями. С другой стороны, основатель психоанализа сводил к тенденции защиты такие явления, как случаи забывания, и считал, что «там, где это возможно, тенденция защиты передвигает свою цель и устраняет из нашей памяти хотя бы нечто иное, не столь важное, но находящееся в ассоциативной связи с тем, что, собственно, и вызвало отпор».

   Однако по мере становления и развития психоанализа понятие защиты все более уходило у него на задний план, в то время как на передний план стали выдвигаться представления о вытеснении. Первые три десятилетия развития психоаналитической теории и практики как раз и прошли под знаком усиленного внимания З. Фрейда и других психоаналитиков к проблемам вытеснения и сопротивления. Позднее, во второй половине 20-х годов, после того, как в центре психоаналитических исследований оказались не только процессы вытесненного бессознательного, но и те психические процессы, которые были вызваны к жизни деятельностью Я и Сверх-Я, он вновь вернулся к рассмотрению проблемы защиты.

   В работе «Торможение, симптом и страх» (1926) З. Фрейд не только провел различие между вытеснением и защитой, но и высказал мысль о том, что использование понятия «защита» имеет свои преимущества, так как расширяет представление о тех приемах, которые используются Я для возможного разрешения внутрипсихических конфликтов и которые способны привести к невротическим заболеваниям. При этом он подчеркнул, что накопленные психоаналитические знания о возникновении симптомов, истерии и неврозе навязчивости послужили достаточным основанием, чтобы воспользоваться старым понятием «защита», которое может охватить все процессы, обеспечивающие «защиту Я от требований влечений», и включить в это понятие вытеснение, «как один специальный случай». Кроме того, следует, как заметил он, принять во внимание возможность, что углубление исследований откроет тесную связь между «особыми формами защиты» и определенными заболеваниями.

   Работа З. Фрейда «Торможение, симптом и страх» была переведена на русский язык под названием «Страх» в 1927 году. В русскоязычном издании вместо понятия «защита» использован термин «отражение», что может ввести в заблуждение тех, кто обращается к идейному наследию З. Фрейда. Последующие переиздания данной работы осуществлялись, как правило, с того издания, которое было опубликовано в 1927 год у и, следовательно, в них сохраняется терминология, затрудняющая понимание важного момента в развитии классического психоанализа, а именно возвращение к использованию понятия «защита».

   Одиннадцать лет спустя в работе «Анализ конечный и бесконечный» (1937) З. Фрейд обозначил «действие защит в Я» как «изменение Я», если понимать под этим «дистанцию от фиктивного нормального Я», которое является союзником в аналитической работе. Одновременно он высказал соображения, согласно которым противодействующий «защитным устремлениям Я» количественный момент силы влечений устанавливает предел эффективности аналитической работы, благодаря которой контроль над влечениями становится лучше, но по-прежнему остается несовершенным, поскольку «преобразование защитных механизмов не является полным».

   Высказанные З. Фрейдом в различное время идеи о защитах Я от бессознательных влечений и их действии в психике человека послужили отправной точкой для ряда психоаналитиков, уделивших основное внимание в своей исследовательской и терапевтической деятельности защитным механизмам Я.    

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-справочник по психоанализу

ЗАЩИТА

Нем.: Abwehr. - Франц.: d?fense. - Англ.: defence. - Исп.: defensa. - Итал.: defesa. - Португ.: defesa.

o Совокупность действий, нацеленных на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости биопсихологического индивида. Поскольку эта устойчивость воплощается в Я, которое всячески стремится ее сохранить, его можно считать ставкой и действующим лицом в этих процессах.

В целом речь идет о защите от внутреннего возбуждения (влечения) и особенно от представлений (воспоминаний, фантазий), причастных к этому влечению, а также о защите от ситуаций, порождающих такое возбуждение, которое нарушает душевное равновесие и, следовательно, неприятно для Я. Подразумевается также защита от неприятных аффектов, выступающих тогда как поводы или сигналы к защите.

Защитный процесс осуществляется механизмами защиты, в большей или меньшей мере интегрированными в Я.

Будучи отмечена и пронизана влечениями, тем, против чего она в конечном счете направлена, защита подчас становится навязчивой и проявляет себя (по крайней мере отчасти) бессознательным образом.

o Возникновение собственно фрейдовской концепции психики, в отличие от взглядов его современников, было обусловлено выходом понятия защиты на первый план в истерии, а затем и вскоре в других видах психоневроза (см.: Истерия защиты). В "Исследованиях истерии" (Studien ?ber Hysterie, 1895) обнаруживается вся сложность отношений между защитой и осуществляющим ее Я. Фактически Я - это личное "пространство", которое должно быть защищено от любого вторжения (например, от конфликтов между противона-o правленными желаниями). Я - это также "группа представлений", противоречащих какому-то "несовместимому" с ними представлению, о чем свидетельствует чувство неудовольствия. Наконец, Я - это инстанция защиты (см.: Я). В тех трудах Фрейда, где развивается понятие психоневроза защиты, всегда подчеркивается именно этот момент несовместимости того или иного представления с Я; различные формы защиты суть не что иное, как различные способы обращения с этим представлением, особенно если речь идет об отделении этого представления от связанного с ним изначально аффекта. Кроме того, как известно, Фрейд очень рано начал противопоставлять психоневрозы защиты актуальным неврозам*, или, иначе, той группе неврозов, при которых внутреннее напряжение становится из-за отсутствия разрядки сексуального возбуждения невыносимым и проявляется в виде различных соматических симптомов. Важно, что в случае актуальных неврозов Фрейд не говорит о защите, хотя при этом обнаруживаются особые способы охраны организма и делаются попытки восстановить его равновесие. Защита у Фрейда изначально отличалась от тех (общих) мер, которые принимает организм для устранения возрастающего напряжения.

Выявляя в зависимости от вида болезни различные способы защиты в тех случаях, когда клинический опыт (ср. "Исследования истерии") позволял восстановить различные этапы этого процесса (всплывание в памяти неприятных эмоций как побуждение к защите, группировка сопротивлений, распределение патогенного материала по различным уровням и пр.), Фрейд пытался также построить метапсихологическую теорию защиты. Эта теория с самого начала предполагала устойчивое разграничение между наплывом внешних возбуждений, от которых можно отгородиться заслоном (см.: Слой защиты от возбуждений), и внутренними возбуждениями, избавиться от которых вообще невозможно. Против этой внутренней агрессии - или, иначе говоря, против влечения - и направляются различные защитные механизмы. В "Наброске научной психологии" (Entwurf einer Psychologie, 1895) Фрейд ставит проблему защиты двояким образом:

1) ищет истоки так называемой "первичной защиты" в "опыте страдания" подобно тому, как прообразом желания и Я как сдерживающей силы был "опыт удовлетворения"- Во всяком случае, в "Наброске" эта концепция не изложена с такой отчетливостью, как опыт удовлетворения (а).

2) Стремится отличать патологическую форму защиты от нормальной. Нормальная защита осуществляется при переживании вновь прежнего болезненного опыта; при этом Я с самого начала было призвано устранить неудовольствие посредством "побочных нагрузок": " Когда мнесический след вновь оказывается нагруженным, вновь возникает и чувство неудовольствия, однако ведь Я уже проложило свои пути, а по опыту известно, что повторно испытываемое неудовольствие меньше прежнего, покуда в конечном счете оно не сводится к раздражению, с которым Я в состоянии справиться" (la).

В результате такой защиты Я удается уберечься от поглощения и пропитки первичным процессом, что обычно происходит при патологических защитах. Как известно, Фрейд считал, что патологическая защита возникает как последствие зрелища сексуальной сцены: в свое время это потребовало защиты, но в воспоминании вызвало прилив внутреннего возбуждения. "Внимание обычно обращается на восприятия, порождающие неудовольствие. В данном случае речь идет не о восприятии, но о мнесическом следе, который неожиданно приводит к высвобождению неудовольствия, а Я узнает об этом слишком поздно" (1b). Это и объясняет, почему "... действия порождают следствия, которые мы, как правило, наблюдаем лишь в первичных процессах" (1с).

Возникновение патологической защиты обусловлено, таким образом, приливом внутреннего возбуждения, порождающего чувство неудовольствия при отсутствии необходимых защитных навыков. Следовательно, патологическая защита порождена не силой аффекта как такового, но особыми условиями, которых мы не видим ни в случае самого мучительного восприятия, ни в случае воспоминания о нем. Эти условия, по Фрейду, наличествуют лишь в сексуальной области (см.: Последействие; Соблазнение).

*

Несмотря на все разнообразие зашит при истерии, неврозе навязчивых состояний, паранойе и пр. (см.: Защитные механизмы), двумя полюсами конфликта всегда оказываются Я и влечение. Я стремится защититься именно от внутренней угрозы. Хотя клинический опыт каждодневно подтверждает эту концепцию, она порождает теоретические проблемы, постоянно встававшие перед Фрейдом: как может разрядка влечений, которая, по определению, должна приносить удовольствие, восприниматься как неудовольствие или как угроза неудовольствия, порождая защитные действия. Психический аппарат расчленен на различные уровни, и потому удовольствие для одной психической системы может быть неудовольствием для другой (Я), однако подобное распределение ролей не объясняет, откуда берутся влечения и побуждения, несовместимые с Я. Фрейд отказывается от теоретического решения этого вопроса: он не считает, что защита вступает в действие, "...когда напряжение становится невыносимым, поскольку остается неудовлетворенным импульс влечений" (2). Так, голод, не ведущий к насыщению, не вытесняется; каковы бы ни были "средства защиты" организма от угрозы такого типа, речь здесь не идет о защите в психоаналитическом смысле. Ссылок на равновесие организма с внешней средой в качестве объяснения здесь недостаточно.

Какова главная опора защитных действий Я? Почему Я воспринимает как неудовольствие тот или иной импульс влечений? На этот основополагающий для психоанализа вопрос можно дать различные ответы, которые, впрочем, не обязательно исключают ДРУГ друга. Прежде всего обычно разграничиваются источники опасности, связанной с удовлетворением влечений: можно считать опасным для Я или своего рода внутренней агрессией само влечение, а можно в конечном счете связать любую опасность с реальностью внешнего мира - и тогда влечение будет опасно в той мере, в какой его удовлетворение наносит реальный ущерб. Так, в 'Торможении, симптоме, страхе" (Hemmung, Symptom und Angst, 1926) Фрейд вывел на первый план, особенно в связи с фобиями, "страх перед реальностью"* (Realangst), сочтя невротический страх перед влечениями вторичным.

Если подойти к проблеме с точки зрения той или иной концепции Я, ее решения будут различны в зависимости от того, что при этом выходит на первый план: действия Я во имя реальности, его роль представителя принципа реальности или же склонность Я к навязчивому синтезу? Быть может, Я выступает как некая форма, как внутрисубъектный ответ организма, управляемого принципом гомеостазиса? Наконец, с точки зрения динамики можно объяснить неудовольствие, связанное с влечениями, антагонизмом между влечениями и инстанциями Я, а также между двумя различными видами влечений, или, иначе, противонаправленными влечениями. Именно по этому пути пошел Фрейд в 1910-1915 гг., противопоставляя сексуальным влечениям влечения к самосохранению, или, иначе, влечения Я. Как известно, эта пара влечений была заменена в последней теории Фрейда антагонизмом между влечениями к жизни и влечениями к смерти, причем эта новая оппозиция еще меньше соответствовала игре сил в динамике конфликта*.

*

Само понятие зашиты, особенно при неограниченном его использовании, чревато недоразумениями и требует уточнений. Оно обозначает одновременно и защиту чего-то, и самозащиту. Полезно разграничить различные параметры защиты, даже если они отчасти совпадают друг с другом: это место защиты - психическое пространство, которое оказывается под угрозой; персонаж, который осуществляет защитные действия; ее цель, например стремление сохранить или восстановить целостность и постоянство Ян избежать любого внешнего вторжения, которое причиняет субъекту неудовольствие; ее мотивы- то, что сигнализирует об угрозе и побуждает к защите (аффекты при этом сводятся к сигналам, к сигналу тревоги*); ее механизмы.

Наконец, разграничение между защитой в "стратегическом" смысле, присущем ей в психоанализе, и запретом, как он выступает, например, в Эдиповом комплексе, одновременно и подчеркивает разнородность этих двух уровней (психической структуры и структуры основоположных желаний и фантазмов), и оставляет открытой проблему их сорасчленения как в теории, так и в практике психоаналитического лечения.

а) Акцент на "опыте страдания" в противоположность опыту удовлетворения изначально парадоксален: в самом деле, почему нейронный аппарат бесконечно, вплоть до галлюцинаций, повторяет мучительный опыт страдания и вызывает тем самым возрастание заряда, если его роль заключается как раз в том, чтобы не допускать нарастания напряжения? Этот парадокс проясняется, если обратиться к тем многочисленным местам в работах Фрейда^ где речь идет о страдании как структуре и процессе. Дело в том, что физическая боль, связанная с вторжением в тело извне, с нарушением его границ, выступает как прообраз той внутренней агрессии против Я, которую несет в себе влечение. Тем самым под "опытом страдания" подразумевается не столько галлюцинаторное повторение действительно пережитого страдания, сколько возникновение - при новом переживании опыта, который вовсе не обязательно раньше был мучительным, - того "страдания", которое приносит Я страх.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по психоанализу

Найдено схем по теме ЗАЩИТА — 0

Найдено научныех статей по теме ЗАЩИТА — 0

Найдено книг по теме ЗАЩИТА — 0

Найдено презентаций по теме ЗАЩИТА — 0

Найдено рефератов по теме ЗАЩИТА — 0

Вы можете заказать написание реферата: