Запорожец Александр Владимирович

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Запорожец Александр Владимирович | Zaporozhets, Alexander (1905-1981)
Широкая известность Запорожца связана с его понятием "перцептивного действия" и теорией произвольных действий. Он развил понятие перцептивного действия, которое объединило проблемы сенсомоторных навыков и когнитивного развития.

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ЗАПОРОЖЕЦ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ
(1905-1981) - советский психолог, разрабатывал совместно с А.Н. Леонтьевым проблему развития психики в филогенезе. Им было показано, что в истоках любого познавательного процесса ребенка лежат практические действия: так, восприятие представляет собой свернутое «перцептивное действие», уподобляющееся основным свойствам воспринимаемого предмета; мышление возникает первоначально как практическое (т.е. «действенное»), обобщение и т.п. Впоследствии им была начата разработка идеи развития эмоций как овладения действиями по оценке смысла ситуации для субъекта. З. создал концепцию возникновения и развития произвольных движений и действий.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

ЗАПОРОЖЕЦ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ
(1905—1981)-психолог, специалист по вопросам общей и детской психологии. Основные темы научных исследований: произвольная регуляция деятельности, роль практических действий в развитии познавательных процессов у детей, психология восприятия, мышления и эмоций детей, прежде всего дошкольников. Автор оригинальной теории развития перцептивных действий, соавтор (с. А.Н. Леонтьевым) методики восстановления произвольных движений после ранения. В ранних исследованиях З.А.В. показал, что психические процессы являются разновидностями ориентировочных процессов; в этом плане его идеи оказались созвучными тем, которые впоследствии защищал и отстаивал П.Я. Гальперин.
Соч.:Развитие произвольных движений. М., 1960; Избранные психологические труды. В двух томах. М., 1986; Психология действия: Избранные психологические труды. М.—Воронеж, 2000.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЗАПОРОЖЕЦ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ
1905 – 1981) — советский психолог, ученик Л.С. Выготского. В 30–е гг. в рамках исследований, проводимых в Харьковской деятельностной психологической школе, занимался проблемой возникновения психики в филогенезе (вместе с А.Н. Леонтьевым). Было показано, что в основе любого познавательного процесса лежат практические действия, в частности, что восприятие и мышление являются системой свернутых „перцептивных действий“, в которых происходит уподобление основным свойствам предмета и, за счет этого, формирование перцептивного или мыслительного образа. В дальнейшем приступил к разработке положения о развитии эмоций как процесса постепенного овладения действиями оценки смысла ситуации. Создал концепцию возникновения и развития произвольных движений и действий, где, в частности, обобщил свой опыт восстановления движений у раненых во время Отечественной войны.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

ЗАПОРОЖЕЦ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ
1905-1981) - сов. психолог, ученик Л. С. Выготского.В 1930-е гг., будучи членом Харьковской школы психологов, стоял у истоков деятель-ностного подхода в психологии, вместе с А. Н. Леонтьевым разрабатывая проблему возникновения психики в филогенезе (см. Чувствительность). Однако главный вклад в теорию деятельности 3. внес своими онтогенетическими исследованиями. Им было показано, что в истоках любого познавательного процесса ребенка лежат практические действия: так, восприятие представляет собой свернутое (интериоризированное) "перцептивное действие", уподобляющееся основным свойствам воспринимаемого предмета; мышление возникает первоначально как практическое ("действенное") обобщение и т. п. Впоследствии им была начата разработка идеи развития эмоций как овладения действиями по оценке смысла ситуации для субъекта. Процесс интериоризации понимался 3. как превращение во внутренние первоначально внешних форм ориентировочной деятельности. Эти взгляды оказали влияние на формирование концепции предмета психологии как ориентировочной деятельности в русле деятельностного подхода. На основе обобщения теоретических и практических (по восстановлению движений у раненых во время Отечественной войны) исследований создал концепцию возникновения и развития произвольных движений и действий. См. Сенсорные эталоны, Теория развития восприятия путем формирования перцептивных действий. (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Запорожец Александр Владимирович
(30.08.1905, Киев - 7.10.1981) - советский психолог, ученик Л.С.Выготского.
Биография. Окончил в 1930 г. педагогический факультет 2-го МГУ. Работал в качестве лаборанта у А.Р.Лурия. С 1931 г. работал сначала старшим ассистентом, затем заведующим лабораторией сектора психологии Психоневрологической академии, доцентом и заведующим кафедрой психологии Харьковского педагогического института им. М.Горького. В первые годы Великой отечественной войны работал в госпитале, в 1943 г. преподавал на отделении психологии МГУ. С 1944 г. заведовал лабораторией психологии детей дошкольного возраста Института психологии АПН РСФСР. В 1959 г. защитил докторскую диссертацию по педагогике. С 1960 - профессор. Член-корр. АПН РСФСР (1959). С 1960 г. директор Института дошкольного воспитания АПН СССР.
Исследования. В 30-е гг. в рамках исследований, проводимых в Харьковской деятельностной психологической школе, занимался вместе с А.Н.Леонтьевым проблемой возникновения психики в филогенезе. Было показано, что в основе любого познавательного процесса лежат практические действия, в частности, что восприятие и мышление являются системой свернутых "перцептивных действий", в которых происходит уподобление основным свойствам предмета и, за счет этого, формирование перцептивного или мыслительного образа. В дальнейшем приступил к разработке положения о развитии эмоций как процесса постепенного овладения действиями оценки смысла ситуации. Создал концепцию возникновения и развития произвольных движений и действий, где, в частности, обобщил свой опыт восстановления движений у раненых во время Отечественной войны.
Сочинения. Восстановление движений. М., 1945 (совм. с А.Н.Леонтьевым);
Развитие рассуждений в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. 1947, № 8;
Психология. М., 1955;
Развитие произвольных движений. М., 1960;
Избранные психологические труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1986

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Запорожец Александр Владимирович
(1905–1981) – советский психолог, ученик Л.С.Выготского. Внес существенный вклад в общую, экспериментальную, педагогическую, возрастную и детскую психоло гию. В 30е гг. в рамках исследований, проводимых в Харьковской деятельностной психологической школе, занимался проблемой возникновения психики в филогенезе (вместе с А.Н.Леонтьевым). Было показано, что в основе любого познавательного процесса лежат практические действия, а ведущей частью действия является ориентировка. В частности, восприятие и мышление являются системой свернутых ориентировочных перцептивных действий, в которых происходит уподобление основным свойствам предмета и, за счет этого, формирование перцептивного или мыслительного образа. В дальнейшем приступил к разработке положения о развитии эмоций как процесса постепенного овладения действиями оценки смысла ситуации. Создал концепцию возникновения и развития произвольных движений и действий, где, в частности, обобщил свой опыт восстановления движений у раненых во время Отечественной войны. В противовес стратегии акселерации (ускорения развития) разрабатывал концепцию амплификации, т.е. развития ребенка через обогащение детских видов деятельности. Считал, что в дошкольном возрасте ведущим является процесс восприятия, что и обусловливает образный характер памяти и мышления ребенка. З. выдвинул теорию перцептивных действий, на основе к–рой впоследствии была разработана система сенсорного воспитания. Занимаясь исследованием произвольных действий ребенка, З. выявил значение ориентировочной деятельности в регулировании поведения. Работы, посвященные закономерностям возрастного развития психики, составляют особый раздел, где центральное место занимает проблема условий и движущих причин психологического развития и проблема его стадий. Мысли о непреходящем значении периодов детства вылились в концепцию амплификации (обогащения) детского развития, предусматривающую необходимость полноценного использования специфических условий каждого периода. Эта концепция была и остается основой развития теории и практики дошкольного воспитания в России. Под его руководством проведены исследования восприятия в Институте дошкольного воспитания АПН СССР и создан ряд монографий. Осн. работы: «Развитие производственных движений». – М., 1960; «Восприятие и действие» (в соавт.). – М., 1967; «Психология детей дошкольного возраста». Учебник. – М., 1964.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ЗАПОРОЖЕЦ Александр Владимирович

(1905—1981) —российский психолог, украинского происхождения. Специалист в области психологии развития и педагогической психологии, в частности психологии детей дошкольного возраста. Д-р психологических наук (1959), профессор (1960), д. чл. АПН СССР (1968), академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии (1965— 1967), чл. президиума АПН, создатель и директор Института дошкольного воспитания АПН СССР. После окончания педагогического фак-та 2-го МГУ (1930) работал лаборантом, а затем ассистентом кафедры психологии Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской. В 1931 г. переехал в Харьков, где работал ст. ассистентом, затем заведующим лабораторией сектора психологии Психоневрологической академии. С 1938 г. — доцент и зав. кафедрой психологии Харьковского педагогического ин-та им. А. М. Горького. В первые годы ВОВ работал в госпитале, занимался восстановлением движений раненых бойцов. В 1943 г. начинает свою преподавательскую деятельность на отделении, затем на фак-те психологии МГУ. С1944 г. заведовал лабораторией психологии детей дошкольного возраста Института психологии АПН РСФСР, где в 1958 г. защитил докт. дис: Развитие произвольных движений. В 1960 г. — становится директором созданного им Института дошкольного воспитания АПН СССР. Научная деятельность 3. тесно связана с именем его учителя Л. С. Выготского и его ближайших соратников — А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева и их последователей. Его многообразные научные интересы с самого начала были объединены единой идеей внутренней связи психики с деятельностью человека. 3., наряду с А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьевым, был одним из создателей психологической теории деятельности и психического отражения, основы которой были заложены в трудах Л. С. Выготского. Широкую известность получили его исследования в области возникновения психики. В конце 30-х гг. 3., подводя итоги циклу исследований, посвященных восприятию детьми сказки и рисунка, пришел к выводу, что восприятие представляет собой специальное сенсорное Действие. Впоследствии, на основе многочисленных исследований осязания и зрения, выполненных совместно с учениками и сотрудниками, он сформулировал основные положения теории перцептивных действий. Эта теория легла в основу разработки методов и практики сенсорного воспитания и обучения дошкольников. Особое место в научной биографии 3. занимает исследование движений и действий. Начало этому циклу исследований было положено в годы Великой отечественной войны, когда он разрабатывал методы восстановительной терапии движений руки. Исследование развития произвольных движений было продолжено в послевоенные годы и обобщено в известной монографии Развитие произвольных движений (1960). Переходя от изучения восприятия к изучению движений человека, 3. кардинально изменил постановку проблемы формирования действий, считая, что в основе этого процесса лежит не упражнение моторной сферы, а построение образа ситуации и образа необходимых действий, внутренней картины движения. Как и Н.А. Бернштейн, он рассматривал движения как органы индивидуальности, что отразилось на его неизменном интересе к психологии установки и понимании установок не только как подготовки к действию, но и как средств выражения личностных свойств и качеств индивида. Отсюда вполне закономерен переход 3. от исследования установок личности, втом числе и выразительных движений, к исследованию эмоциональной сферы личности. Придя в науку из искусства (3. был талантливым учеником украинского режиссера Леся Курбаса), он сохранил интерес к искусству, проявляющийся в исследованиях эмоциональных действий. Нереализованной осталась мечта 3. — развить идеи Л. С. Выготского, изложенные в его неоконченной работе Учение Спинозы о страстях в свете современной психоневрологии , и написать книгу об эмоциях человека. Именно этой теме была посвящена одна из последних публикаций 3.: Роль Л. С. Выготского в развитии проблемы эмоций. Н. С. Полева

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

ЗАПОРОЖЕЦ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ
Известный советский психолог, ученик Л.С. Выготского А.В. Запорожец родился 30 августа 1905 г. В 1930 г. он окончил педагогический факультет 2-го Московского государственного Университета. Свою научную деятельность А.В. Запорожец начал в качестве лаборанта у А. Р. Лурии. С 1931 г. он занимал сначала должность старшего ассистента, затем - заведующего лабораторией сектора психологии Психоневрологической академии. Затем он стал доцентом и заведующим кафедрой психологии Харьковского педагогического института им. М. Горького. В 1930-е гг. в рамках исследований, проводимых в Харьковской психологической школе, Запорожец занимался изучением проблемы возникновения психики в филогенезе (вместе с А. Н. Леонтьевым). Запорожец вывел тот факт, что в основе любого познавательного процесса находятся практические действия, и в частности что восприятие и мышление являются системой свернутых «перцептивных действий», в которых происходит уподобление основным свойствам предмета и за счет этого образуется перцептивный, или мыслительный образ. В первые годы Великой Отечественной войны А.В. Запорожец работал врачом в военном госпитале, а в 1943 г. преподавал на отделении психологии Московского государственного университета. С 1944 г. он занимал должность заведующего лабораторией психологии детей дошкольного возраста Института психологии АПН РСФСР. Приблизительно в это время Запорожец начал разрабатывать положение о развитии эмоций как процессе постепенного овладения действиями оценки смысла ситуации. Совместно с А.Н.Леонтьевым он также создал концепцию возникновения и развития произвольных движений и действий, где, в частности, обобщил свой опыт врача в госпитале по восстановлению движений у раненых во время Отечественной войны. В 1959 г. А.В. Запорожец защитил докторскую диссертацию по педагогике и стал директором Института дошкольного воспитания, где посвятил себя изучению психологии детского развития. Занимаясь исследованием произвольных действий ребенка, Запорожец выявил значение ориентировочной деятельности в регуляции поведения. Сам А.В. Запорожец в своей научной деятельности всегда придавал первостепенное значение именно детской психологии - проблемам развития личности ребенка и его психических процессов. Многие психологические проблемы разрабатывались им совместно с коллегами-психологами: А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным и другими. Он также широко использовал материалы экспериментальных исследований таких своих сотрудников, как Т.О. Гиневская, Я.З. Неверович и др. Как и его учитель Л.С. Выготский, А.В. Запорожец полагал, что психические качества, присущие исключительно человеку, такие как мышление, воображение, воля, социальные и нравственные чувства и т.п., не могут образоваться сами по себе ни из процесса биологического созревания, ни из индивидуального опыта ребенка. Они должны возникнуть исключительно из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. Запорожец подчеркивал, что социальная среда является не просто необходимым для ребенка внешним условием (наряду с воздухом, теплом, пищей), а подлинным источником развития, поскольку именно в этой среде «записана» программа возникновения психических способностей у ребенка и в ней же задаются конкретные средства для «перевода» этих способностей из фиксированной социальной формы в форму процессуальную индивидуальную. В этом смысле она является действенным носителем содержания человеческой психики. Основным условием приобщения ребенка к социальному опыту выступает деятельность самого ребенка. Эта деятельность должна строиться целенаправленно, задаваться другими людьми в процессе общения с ними ребенка. Именно развивая ребенка, общаясь с ним, создавая предпосылки для овладения более сложными формами деятельности, взрослый человек приобщает ребенка к социальному опыту и открывает перед ним новые возможности усвоения различного рода знаний и умений. Признавая ведущую роль активной деятельности взрослого человека в психическом развитии ребенка, А. В. Запорожец пытался выяснить, каким образом эта развивающая на практике деятельность осуществляет свои функции. Проанализировав достаточно большое число экспериментальных фактов, он пришел к следующему выводу: центральную роль в психическом развитии играют ориентировочные компоненты деятельности (в отличие от исполнительских); следовательно, важно не просто формировать у ребенка деятельность в целом, а специально строить ее ориентировочную часть. Чрезвычайно важно знать, что именно и с помощью каких конкретно способов и средств ребенок выделяет ориентиры в процессе деятельности; как эта ориентировочная часть деятельности отражается на психике ребенка и насколько она влияет на исполнительские компоненты. Мы наблюдаем развивающую силу ориентировочной части деятельности постольку, поскольку она выполняет функцию уподобления, моделирования тех материальных и идеальных предметов и явлений, с которыми ребенок действует, что ведет к созданию адекватных представлений, понятий или переживаний о них, отмечал А. В. Запорожец. Находясь за пределами такой ориентировки, ребенок просто не сможет приобщиться к этим социально значимым явлениям и смыслам. Биологические свойства организма ребенка и их созревание, не являясь движущей причиной развития, по мнению А.В. Запорожца, составляют необходимое условие нормального развития ребенка: не порождая каких-либо новых психологических образований, эти биологические свойства на каждой возрастной ступени создают специфические предпосылки для усвоения новых видов деятельности, выделения новых объектов ориентировки и приобретения нового опыта. Так, вплоть до наступления интенсивного созревания ассоциативных теменно-затылочных и лобных отделов мозга ребенок физически не в состоянии овладеть абстрактным мышлением и волевой регуляцией поведения. Когда же эти ассоциативные теменно-затылочные и лобные отделы мозга все-таки созревают (в дошкольном возрасте), ребенок приобретает эти способности. В то же время усиленное функционирование этих способностей в ситуациях деятельности и общения влияет положительно на созревание соответствующих участков мозга, включая биохимические и морфологические их особенности. Вклад А.В. Запорожца в развитие детской психологии поистине неоценим: именно он впервые разработал такие важнейшие проблемы и определил такие важные понятия психологии, как аффективные действия ребенка, внутренняя форма движения, в содержание которой входит образ ситуации. Он не выступал открыто против теории деятельности, заменяя ее психологией действия, которая, по его мнению, опредмечивается во внутреннем мире ребенка, его духовности. На основе этих сложных, но принципиальных положений им были обоснованы специфичные возрастные периоды развития психики ребенка. В последние годы жизни Запорожец разрабатывал теорию эмоций как особого звена смысловой регуляции деятельности, что нашло свое отражение в сочинении «Развитие произвольных движений», выпущенном в 1960 г. Умер А.В. Запорожец 7 октября 1981 г.

Источник: Яровицкий В. 100 великих психологов. 2004