ЗАИКАНИЕ

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Заикание
stutter) - нарушение нормальной беглости и продолжительности речи.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

ЗАИКАНИЕ
нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (см. Заикания виды, Судорога)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

заикание
[запинание] (F98.5) [stuttering [stammering] ] Речь, характеризующаяся частыми повторениями или растягиванием звуков, слогов или слов, либо частыми запинками или паузами, нарушающими ритмику речи.

Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.

ЗАИКАНИЕ
Общий термин, используемый для обозначения ряда расстройств речи, характеризующихся прерыванием потока речи. Наиболее распространенным из этих нарушений беглости являются блокировка или запинка, повторение определенных звуков и протяжное произношение некоторых звуков, слогов или слов.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

F98.5 Заикание.

А. Заикание (речь, характеризующаяся частым повторением или пролонгацией звуков или слогов или слов, или частыми колебаниями или паузами), которое носит постоянный или периодический характер и по своей выраженности значительно нарушает течение речи.
Б. Продолжительность не менее 3 месяцев.

Источник: ВОЗ. Классификация психических расстройств МКБ-10

Заикание
Balbuties лат. - расстройство речи, при котором плавность ее течения прерывается непроизвольными задержками, вынужденными повторениями, растягиванием отдельных слов, слогов. Причины з. - психогенпя, травматические, инфекционные поражения головного мозга, чаще - комбинация психотравмирующего фактора с преморбидной неполноценностью нервной системы на почве перенесенных в прошлом органических заболеваний голоз- ного мозга (син. могплалия).

Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965

Заикание
(baebuties) – расстройство темпа и ритма речи, проявляющееся ее прерывистостью, непреднамеренными паузами, повторами, судорожными и дополнительными движениями мышц лица, шеи и др. Обычно З возникает в период интенсивного развития речи, наиболее часто в возрасте 2-5 лет. Причина: расстройство процессов, регулирующих функции речевых механизмов в результате воздействия ряда травмирующих факторов (психическая травма, инфекционные болезни и др.). БЛС: Седативные средства, ГАМК-миметики, Глицин.

Источник: Фармакологические основы терапии. Тезаурус. Руководство для врачей и студентов. 2018 г.

ЗАИКАНИЕ
stammering, stuttering) - нарушение артикуляции, характеризующееся многократным прерыванием речи и повторением начальных согласных слов или слогов (для сравнения: хаотичная речь). Обычно впервые заикание появляется в детском возрасте; проявления заикания усиливаются, когда человек находится в состоянии психологического стресса. Заикание не является симптомом какоголибо органического заболевания, поэтому обычно его проявления значительно уменьшаются после соответствующих занятий с логопедом. Медицинское название: дисфемия (dysphemia). - Человек, страдающий заиканием (stammerer).

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

ЗАИКАНИЕ
Нарушение речи, основой которого является преходящее выключение голосообразования [Куршев В.А., 1973]. В связи с этим феноменом возникают судорогоподобные симптомы, непроизвольные запинки, повторение отдельных звуков и слогов. Нередки фобические явления, способствующие фиксированности механизмов 3. по механизмам невроза ожидания. По В.А. Куршеву, основным фактором в патогенезе 3. является психическая травма, другие вредные факторы действуют опосредованно, через нее.
Различают 3. невротическое (логоневроз) и неврозоподобное, возникающее в связи с резидуальной органической патологией головного мозга.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Заикание
Категория. Нарушение устной речи.
Специфика. Речь становится прерывистой, происходит непроизвольное членение слова на слоги или звуки, возникают судорогоподобное напряжение мышц лица, что приводит к затруднению коммуникаций с другими людьми.
Патогенез. Заикание чаще всего начинается в дошкольном возрасте, прежде всего при переходе к развернутой фразовой речи, когда психическое перенапряжение или травма нервной системы могут привести к нарушению регуляторных механизмов речи. При этом способствующими формированию заикания факторами являются конституциональная нервность, вегетативная дисфункция, а также неправильная или перегруженная непонятными словами речь окружающих ребенка людей.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Заикание
Расстройство темпа, ритма и плавности экспрессивной речи, при котором ее течение прерывается повторением отдельных звуков, слогов или задержкой их произнесения вследствие клонических или тонических судорог речевых мышц. Все прочие (неречевые) движения, обеспечиваемые теми же мышцами (жевание, возможность задуть свечу, отдельные движения языка и др.) остаются ненарушенными. Обычно проявляется в раннем детстве в период незавершенного формирования речи (заикание развития). Кроме того, возможно заикание вторичное, симптоматическое, возникающие, как правило, у взрослых при органических поражениях головного мозга, а также при острых аффективных состояниях, истерии. Заикание имеет тенденцию к затяжному течению и может оказывать неблагоприятное влияние на формирование личности.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

ЗАИКАНИЕ
расстройство речи с преимущественным нарушением коммуникативной ее функции. Для З. характерны затруднения устного общения с другими людьми; при отсутствии собеседника речь чаще всего не страдает. Легче удается также повторение услышанного или заученного текста, пропевание, чтение вслух, различные формы репродуцирующей речи, не требующей самостоятельного ее построения. Внешние проявления З. состоят в прерывистости речи с характерным разрывом слова на слоги или звуки, его составляющие, нередко все это сопровождается судорогоподобным напряжением лицевой мускулатуры, возникающим только в момент говорения. Наибольшая распространенность З. наблюдается в возрасте от 1,5 до 7 лет. Если З. остается невыправленным и в школьном возрасте, этот недостаток речи часто становится источником горьких переживаний ребенка, неуверенности в себе, застенчивости, мешающей нормальному общению с людьми. Причиной З. может стать нетерпеливость взрослых и резкие поправки речи детей в период построения первых фраз (около 2х лет). Более ранимы в этом плане леворукие дети.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ЗАИКАНИЕ
англ. stuttering) - нарушение коммуникативной функции речи, проявляющееся в затруднении устного общения. Повторение услышанного или заученного текста, чтение вслух и др. формы репродуктивной экспрессивной речи, не требующей самостоятельного ее построения, мало страдают от 3. Для 3. характерна прерывистая речь с разрывом слова на слоги или звуки (напр.: п-пе-реход, па-па-пароход), нередко сопровождающаяся судорогоподобным напряжением мускулатуры лица.
Чаще всего возникает в дошкольном возрасте, когда ребенок переходит к развернутой самостоятельной фразовой речи. Причина 3. связана с перенапряжением или травмой н. с. (общая и речевая перегрузка, детские инфекции, испуг, потрясение и т. д.), приводящими к нарушению регу-ляторных механизмов речи. Однако названные причины вызывают 3. не у всех детей и не при всяких условиях. Большую роль играют предрасполагающие факторы: конституциональная или приобретенная нервность, вегетативная дисфункция и т. п., снижающие устойчивость н. с. ребенка. 3. м. б. связано с неврозами (логоневроз - невротически обусловленное 3.), психическими травмами, органическими поражениями ц. н. с. и т. д. В некоторых случаях причиной 3. является подражание неправильной речи окружающих.
Для предупреждения 3. не следует перенасыщать речевой запас ребенка отвлеченными понятиями и лексико-грамматическими конструкциями. Непонимание значений слов создает условия для возникновения 3. Лучше всего бороться с 3. в период его возникновения, ограничивая речевое общение с окружающими, но не запретом, а организацией условий, при которых ребенок не должен поддерживать разговор, отвечать на вопросы и т. д.
Исправление 3., основанного на тех или иных особенностях речевого развития, - задача логопедии. Если же 3. наступает от шоков и травм и является одним из симптомов неврозов, то необходимо лечение у психоневролога.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЗАИКАНИЕ (логоневроз)
заболевание, при котором нет патологических изменений со стороны артикуляционного (речепроводящего) аппарата (гортани, голосовых связок, легких, губ, зубов, языка), нет повреждения участка головного мозга, управляющего актом речи, однако система управления речью работает несогласованно с артикуляционным аппаратом. Заикание - это результат спазма в одном или нескольких органах, задействованных в воспроизведении речи. Поток слов неожиданно прерывается. Возникает пауза. Иногда это бывает в результате быстрого повторения подряд звука, на котором человек первоначально остановился. Существует много степеней заикания. Это может быть как незначительная неспособность произнести конечные буквы или слоги, так и ситуация, когда спазм полностью сковывает мышцы языка и гортани. Очень часто причиной заикания становится эмоциональное волнение.
Заикающемуся человеку обычно наибольшие неприятности доставляют взрывные согласные: "б", "п", "д", "т", "к", твердое "г". Эти согласные образуются в результате остановки движения воздуха и давления на губы с последующим неожиданным взрывом воздушного потока и выходом его через открытые губы. Заикание часто исправляется, если человек соблюдает правила чтения и медленно, тщательно проговаривает каждый слог.
Как правило, заикание возникает в молодом возрасте, когда не полностью отработаны речевые автоматизмы. Способствуют развитию заикания стрессовые ситуации, с которыми ребенок сталкивается в детстве (испуг, смерть близкого, любимого животного, развод родителей, постоянные скандалы и пр.) Истинное заикание усиливается при волнении, ослабевает в спокойной обстановке. Обычно заикающиеся люди хорошо поют и при пении не заикаются.
Лечение. Лечением заикания занимаются логопеды и психотерапевты, поскольку заболевание носит в основном функциональный характер и не связано с истинным поражением речевого аппарата. Прогноз обычно благоприятный.

Источник: Фадеева Т.Б. Психические и нервные болезни: справочник врача. 2002

ЗАИКАНИЕ
– сложное нарушение речи, характеризующееся расстройством ее ритма и плавности. Как правило, З. возникает у детей 2–5 лет, т. е. в период формирования развернутой фразовой речи, чаще – у легко возбудимых детей. Обостряется в связи с поступлением в школу, а также в подростковом и юношеском возрасте. Вызывается периодически возникающими судорогами мышц речевого аппарата: несколько кратковременных сокращений мышц приводят к непроизвольному повторению отдельных звуков или слогов – клоническое З., сильное длительное сокращение мышц вызывает задержку речи – тоническое З.; часто отмечается смешанная форма З. К судорогам мышц речевого аппарата иногда присоединяются судороги лица и конечностей. Неспособность к полноценно оформленному речевому высказыванию создает серьезные затруднения в общении.
Подразделение З. на клоническое и тоническое (в зависимости от характера судорог речевой мускулатуры) в настоящее время представляется недостаточным. З. – симптом разных (в клиническом отношении) заболеваний, оно редко выступает в самостоятельном виде и почти всегда сосуществует с другими нервнопсихическими расстройствами. Исходя из этого, М.И. Буянов и Б.З. Драпкин выделили невротическое, неврозоподобное и смешанное З. Невротическое З. – психогенное расстройство, которое обнаруживается в психотравмирующей ситуации, усиливается при фиксации внимания на речевом дефекте и, наоборот, значительно уменьшается при отвлечении внимания. Неврозоподобное 3. внешне напоминает невротическое, но не имеет психогенного происхождения, а возникает в рамках шизофрении, эпилепсии, олигофрении, при органическом поражении ЦНС. Кроме того, неврозоподобное З. может быть наследственным. В отличие от невротического З. неврозоподобное З. не зависит от ситуации, оно уменьшается, если человек следит за своей речью. Неврозоподобное З. отличается нарушением темпа речи (тахилалия и брадилалия). Разграничить З. на невротическое и неврозоподобное не всегда легко, т. к. у некоторых людей с неврозоподобным З. возникают невротические наслоения.
В логопедической практике существуют разнообразные методы коррекции З., которые в необходимых случаях используются в сочетании с медикаментозным, физиотерапевтическим и психотерапевтическим лечением. Дети, страдающие тяжелыми формами З., направляются в специальные образовательные учреждения.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

Заикание
дискоординационное судорожное нарушение речи, возникающее в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза. Заболевание характеризуется, как правило, хроническим течением, проявляющимся в физических, психических отклонениях, приводящих к тяжелым страданиям, социальной дезадаптации личности, в некоторых случаях к потере трудоспособности. Клинически З. представлено первичным, собственно речевым нарушением плавности и слитности речи. Ведущий в общем синдроме заикания — нейромоторный его компонент, представленный в артикуляционном, голосовом и дыхательном аппаратах (вне речи эти аппараты функционируют совершенно автономно). Вторичные расстройства: двигательные, вербальные, эмоционально-аффективные, поведенческие — у взрослого человека они часто становятся доминирующими. Судороги (дыхательно-артикуляционные, дыхательно-голосовые и др.) возникают только в момент речи или в ее преддверии, имеют различную локализацию и силу выраженности, на которую влияют эмоциональное состояние человека, степень напряженности обстановки, ее эмоциональная значимость для пациента и т. п. В механизмах развития принимают участие психологические, социально-психологические, биологические факторы. Во многих случаях отмечается церебральная дефицитарность различного генеза. В клинической картине З. могут присутствовать невротические проявления, астенический синдром (для него типичны собственно астения, вегетативные проявления, расстройства сна). Весьма типична для синдрома З. логофобия (боязнь речевого общения), возникающая в экстремальных для больного ситуациях, в повторяющейся типичной обстановке, которые требуют активных коммуникативных действий, связанных с необходимостью речевого общения. Ипохондрический синдром (неадекватное отношение к своему здоровью), наблюдающийся при логоневрозе, присутствует в той или иной степени выраженности при всех невротических состояниях. Синдром невротической депрессии, как правило, отражает психотравмирующую ситуацию, обусловленную речевым дефектом. Различают З. как: (1) системный речедвигательный невроз, (2) синдром при других заболеваниях (например, при органических заболеваниях головного мозга сосудистого, инфекционного и травматического генеза), (3) имитацию (например, так называемое истерическое заикание), (4) расстройство речи, напоминающее, но не являющееся истинным З. (например, кляттеринг — особая форма речевого расстройства, проявляющаяся в неосознанном ускорении темпа речи, остановках и повторах, в "смазанности" произношения, нарушении концентрации внимания и т. д.). З. — синдром, встречающийся при разных заболеваниях: неврозах, органических поражениях головного мозга, некоторых психических болезнях (психопатиях, патологическом развитии личности, шизофрении и др.). На проявлениях этого синдрома сказывается характер ведущего заболевания. Терапия заикания проводится после дифференциальной диагности, в необходимых случаях после лечения у психиатра в стадии ремиссии основного заболевания или параллельно с таким лечением. В клинической практике среди заикающихся встречается группа больных, резистентных к терапии (нередко с выраженной органической церебральной недостаточностью).

Источник: Клиническая психология. Словарь

Заикание (stuttering starmmering)
клинически значимое нарушение плавности речи в виде частого повторения и удлинения звуков речи (фонем, слогов, слов), нерешительностью артикуляции, иногда сопровождающееся сопутствующими движениями лица и/или других частей тела (Каплан, Сэдок, 1994). Существует ряд гипотез происхождения заикания (наследственная, связанная, в частости, с синдромом ломкой Х-хромосомы; семантогенная, то есть рассматривающая его как выученную патологическую реакцию на неправильное повторение слогов и слов в раннем детстве; конституциональная, органическая и др.; основной является психогенная модель заикания, то есть вызванного острым или хроническим стрессом). Заикание встречается у 5% детей, у мальчиков в 3 раза чаще, нежели у девочек. Начинается оно в возрасте до 12 лет, в большинстве случаев между 18 месяцами и 9 годами. Имеется 2 острых пика начала заикания - между 2-3 и 5-7 годами (то есть в критические периоды развития мозга и психическккого созревания). Заикание чаще развивается постепенно, в течение ряда недель, месяцев с повторения начальных согласных, целых слов, которые являются обычно первыми словами предложения или длинными словами. По мере прогрессирования расстройства повторения делаются все более частыми и уже с постоянным заиканием на более важных по значению или трудных для произношения словах и фразах. Течение заболевания обычно хроническое с периодами частичных ремиссий, длящимися неделями и месяцами, и обострений, наиболее часто появляющимися при необходимости активно общаться. С появлением реакции личности на болезнь (логофобией - страхом говорить) типичными также становятся подмена особенно трудных для произношения слов, многословие, снижение самооценки, избегание ситуаций, требующих речи. Могут нарушаться взаимоотношения со сверстниками, возникать школьные проблемы, развиваться стеснительность, скованность в присутствии других людей, неуверенность в себе. Между тем заикание нередко исчезает у пациентов при чтении вслух, во время пения, разговора с животными или неодушевленными предметами, а также в разговоре наедине с собой. До 80% детей с заиканием, особенно легкой степени, спонтанно выздоравливают в подростковом возрасте или несколько ранее, а если и продолжают заикаться, то обычно лишь при волнении и не так уж сильно, без существенного нарушения коммуникативной функции. Небольшие нарушения ритма речи достаточно часто наблюдаются как преходящая фаза развития речи в раннем детском возрасте или как незначительный, но стойкий признак нарушения речи в позднем детстве и в зрелом возрасте. Заиканию могут сопутствовать другие расстройства психического развития, в том числе и речи. Лечение: речевая терапия (основной метод), индивидуальная и семейная психотерапия, поведенческая терапия. Наряду с собственно невротическим заиканием отечественные авторы (Ковалев, 1979; и др.) различают неврозоподобное заикание, возникающее на фоне резидуальных явлений после повреждения головного мозга и органическое заикание, то есть нарушения звукопроизношения в связи с гиперкинезами мышц, участвующих в артикуляции и свойственных неврологической патологии. Синонимы: Бальбуцио (лат. balbutio – заикаться, запинаться, заикаясь называть, говорить невразумительно), Логоневроз (греч. logos – слово, понятие, учение; neuron – нерв, osis – суффикс, обозначающий болезнь).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Заикание
stuttering) Из истории известно, что Аристотель и Демосфен страдали З. (дисфемией). Последний, как утверждают, избавился от него, пытаясь с камушками во рту говорить громче, чем шумит морской прибой. Хотя историки не могут с уверенностью судить о природе его дисфемической речи, нек-рые формы З., ранее называвшиеся запинанием, вполне могли встречаться в древности. Это универсальный феномен, обнаруживаемый во всех возрастах, расах и культурах всего мира. Он встречается у лиц обоего пола, у мужчин в 4-5 раз чаще, чем у женщин. Причины этой диспропорции до сих пор не ясны. З. не испытывает почтения к социоэкономическому статусу или положению в об-ве, как показывает пример короля Англии Георга VI, к-рый страдал выраженным заиканием. Опубликованные на настоящий момент данные систематических исслед. поддерживают т. зр., согласно к-рой З. - это расстройство, связанное с тревожностью и Я-концепцией. Его суть - блокировка и судорожные попытки произнести высказывание. Описательно его можно определить как дезинтеграцию вербальной экспрессии, характеризующуюся невольными звуковыми или беззвучными повторениями и удлинениями произнесения коротких речевых элементов. С т. зр. традиционной классиф. расстройств речи, З. определяется как расстройство ритма. Оно отделяется от трех др. категорий расстройств речи: нарушений артикуляции (напр., шепелявость, детский лепет), фонации (напр., фальцет) и символизации (напр., афазии). Ранние авторы предложили ряд теорий этиологии З., к-рые позднее были отвергнуты. В качестве причин рассматривалось множество факторов: неадекватная доминантность полушарий, пониженный уровень лейкоцитов, повышенное потребление двуокиси углерода, повышенный уровень кальция сыворотки и отклонения рН слюны. Один из теоретиков, живший в XIX веке, исходил из предположения, что З. связано с большим размером языка и предлагал лечить его путем хирургического вмешательства. Идея о неправильной доминантности полушарий связана с наблюдением, что переучивание леворукости может усилить З. Эта концепция осн. на представлении о том, что наличие конкурентных нейронных импульсов в мозге передается челюстным мышцам, вызывая т. о. З. Данные исслед., пытавшихся объяснить З. воздействием неврологических, биохимических либо физиолог. этиологических факторов, в лучшем случае противоречивы. Хотя Линдсли нашел, что у заикающихся более выраженное блокирование и десинхронизация бета-волн по сравнению с нормой, Скарборо не выявил различий в ЭЭГ заикающихся и нормально говорящих испытуемых из контрольной группы. Пытаясь установить связь наследственности с заиканием, Нельсон сравнил 204 заикающихся (эксперим. группа) с контрольной группой такой же величины и обнаружил преобладание случаев З. в семьях эксперим. группы. Эти данные, однако, не доказывают причинно-следственную связь между наследственностью и З. или его наследственного происхождения, поскольку др. факторы не были полностью учтены. Члены семьи невольно оказывают давление на заикающихся, вызывая у них стрессовое состояние. Они часто настаивают на том, что такой человек может говорить лучше и просят его говорить медленнее и делать глубокие вдохи, тем самым сообщая ему о неадекватности его состояния. Психоаналитики связывали З. с оральными или компульсивными фиксациями. Эти теоретики утверждали, что З. представляет собой продолжение орального эротизма у инфантильных нарциссических лиц, к-рые компульсивно удерживают ранние оральные эквиваленты кормления и кусания. Джонсон подразделял З. на первичный и вторичный типы. Первый свойствен маленьким детям и характеризуется слабым осознанием эффектов, оказываемых З. на окружающих. Вторичный тип характеризуется такими признаками, как борьба, избегание и гримасы. Это свидетельствует о том, что воспринимаемые реакции окружающих вызывают тревогу, ведущую к тяжелым вторичным симптомам. Инхэм, однако, считает, что роль тревожности как таковой в развитии З. преувеличена. З. не является однородным феноменом и не имеет какой-то единственной причины. Большинство недавно проведенных исслед., в к-рых обеспечивался высокий уровень контроля переменных, свидетельствуют в пользу того, что З. является приобретенным расстройством, обычно возникающим в детстве. Фредерик изучал влияние вознаграждения и наказания на динамику З. Испытуемые должны были читать списки слов (равные по количеству слов) при двух условиях: сильно интенсивных и слабо интенсивных ударов током. Высокотревожные испытуемые при наказании заикались больше, тогда как испытуемые с низкой тревожностью больше заикались при вознаграждении. При комбинировании групп эти различия стираются. Обнаружены значимые личностные различия, указывающие на то, что люди заикаются по разным причинам, независимо от наличия общего симптома. Среди совр. теорий научения выделяется теория конфликта приближения-избегания, предложенная Шиэном, к-рый успешно преодолел свое собственное З. Тенденции к приближению и избеганию достигают состояния равновесия, при к-ром наличествуют два конкурирующих побуждения: имеются соперничающие побуждения - высказаться и воздержаться от этого, чтобы не обнаружить своего З. Человек начинает заикаться, когда желание плавно говорить и страх З. уравновешивают друг друга. Соответственно, для разрешения конфликта используется негативная практика как подход модификации поведения. Страх перед З. снижается, когда человек начинает заикаться добровольно и преднамеренно, без усилия растягивая первый слог слова. Сначала произносятся слова, не вызывающие тревоги, затем постепенно к ним добавляются слова, сопровождающиеся опасениями. Поскольку З. уже имеет место и бояться нечего, напряжение и тревога снижаются, речь становится более плавной. Большинство логопедов и психологов сходятся во мнении, что для заикающихся крайне важно принять свое состояние и перестать пытаться скрыть блокаду речи иллюзорным представлением о ее беглости. З. рассматривается как расстройство ложной роли. Попытка представить речь беглой является саморазрушительной. Развивается порочный круг, З. вызывает чувство стыда и отвращения, ведущее к усилению страха, что оно повторится. Из-за усилившегося чувства страха З. возобновляется. Чем больше человек пытается не заикаться, тем более вероятно, что это произойдет. Ряд методов лечения ориентированы на снижение или устранение З. как такового, напр., обратная связь о замедленной речи и изменение выдыхаемого потока воздуха. Однако эти технические приемы дают лишь кратковременный эффект. Эффективное лечение должно быть нацелено не на само З., а на страх и стыд, связанные с ним. Якобсон отметил, что он испытал облегчение, когда З. стали воспринимать не как монолитное, а как многогранное поведение, требующее самопринятия. Избегание ситуации, вызывающей страх, придает ей силу, и поскольку поведение, уменьшающее страх тж подкрепляется, возникает сдвоенный эффект, поддерживающий проблему. Сочетание поведенческой речевой терапии и психотер. рассматривается как наиболее эффективное средство преодоления этого расстройства. Даже если З. полностью не устранено, оно не должно восприниматься как недостаток, негативно влияющий на жизнь человека. См. также Потребность в достижении, Тревога, Блокировка, Совладание, Кибернетика, Альтернативные методы терапии К. Фредерик

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
498.82 кб

Заикание как психологическая проблема

Кругликова Анна Юрьевна
Статья посвящена рассмотрению заикания как психологической проблемы: источник, феноменология, стратегии речевого поведения, типы оказания психологической помощи.
Читать PDF
187.43 кб

Типы реагирования семьи на заикание ребенка

Кругликова Анна Юрьевна
Статья посвящена изучению семей, воспитывающих заикающихся детей и подростков.
Читать PDF
148.98 кб

Заикание как расстройство эмоциональной сферы личности

Валерий Васильевич Крахалев
Раскрываются особенности эмоционально-личностной сферы при заикании, а также их виды
Читать PDF
305.41 кб

Заикание: возможности педагогической коррекции

Лохов Михаил Иванович, Миссуловин Леон Яковлевич, Фесенко Юрий Анатольевич
В статье дается анализ педагогических (логопедических) методов коррекции заикания. Подчеркивается важность комплексного подхода к лечению больного заиканием.
Читать PDF
164.45 кб

Заикание: история и обзор современного состояния проблемы

Фесенко Юрий Анатольевич, Лохов Михаил Иванович
В обзорной статье рассмотрены вопросы этиологии, патогенеза, методов лечения заикания в историческом и современном аспекте.
Читать PDF
398.96 кб

О проблемах пола у взрослых и подростков, страдающих заиканием

Л.Я. Миссуловин
Читать PDF
246.31 кб

К вопросу о нарушениях связной речи у дошкольников с заиканием

Дарченкова Г. С., Китаева Н. Н.
Читать PDF
742.66 кб

Особенности эмоциональной лексики у дошкольников с заиканием

Е. А. Константинова
Читать PDF
327.99 кб

К вопросу о происхождении симптомокомплекса при заикании

Садовникова Е. Н.
Читать PDF
178.55 кб

К вопросу о степени тяжести судорожного синдрома при заикании и логоневрозе

Л. Я. Миссуловин, Е. А. Зиновьева
Читать PDF
184.00 кб

Изучение сформированности произвольной регуляции общей и речевой деятельности дошкольников с заикани

Карасёва Елена Геннадьевна
Статья посвящена изучению произвольной регуляции общей и речевой деятельности дошкольников с заиканием.
Читать PDF
421.72 кб

Современные аспекты социальной адаптации подростков и взрослых с заиканием

Сыс Людмила Александровна
Рассматриваются вопросы, связанные с формированием коммуникативного поведения заикающихся подростков и взрослых,раскрыто краткое содержание этапов коррекционной работыпо формированию коммуникативного поведения заикающихся.
Читать PDF
0.00 байт

Некоторые приемы устранения ритуальных движений при заикании

Е. А. Зиновьева
Читать PDF
510.50 кб

Компьютерная стабилография в логопедии заикания

Слива С. С., Губарева О. Ю., Ренжигло Л. М., Девликанов Э. О., Войнов И. Д.
Читать PDF
372.03 кб

Использование метода биоакустической коррекции (БАК) в лечении заикания и других речевых расстройств

Ю.А. Фесенко, Е.Ю. Фесенко

Похожие термины:

  • ЗАИКАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЕ

    от лат. articulare - расчленять, членораздельно произносить] - заикание, при котором речевые судороги возникают в мышцах артикуляционного аппарата (см. Судороги артикуляционные)
  • ЗАИКАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЕ

    заикание, при котором речевые су дороги возникают в мышцах дыхательного аппарата (см. Заикание инспираторное, Заикание респираторное, Заикание экспираторное, Судороги дыхательные)
  • ЗАИКАНИЕ ЭКСПИРАТОРНОЕ

    от лат. expiro, expirare - выдыхать, выдувать] - заикание, характеризующееся судорожным выдохом (см. Заикание дыхательное)
  • ЗАИКАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ

    от лат. functio - исполне ние] - заикание, вызванное психической травмой или другими факторами, при котором отсутствуют органические поражения речевых механизмов центральной и периферической нервной
  • ЗАИКАНИЕ ГОЛОСОВОЕ

    заикание, при котором речевые судороги возникают в мышцах голосового аппарата (см. Судороги голосовые)
  • ЗАИКАНИЕ И ЗАПИНАНИЕ

    расстройства ритма речи, при которых индивид точно знает, что он хочет сказать, но в данный момент не способен сделать это ввиду непроизвольной, повторяющейся пролонгации или прекращения звука [MDG,
  • ЗАИКАНИЕ ИНСПИРАТОРНОЕ

    от лат. inspiratio - вдохновение, внушение] - дыхательное заикание, характеризующееся судорожным вдохом (см. Заикание дыхательное)
  • ЗАИКАНИЕ КЛОНИЧЕСКОЕ

    от греч. klonos - беспорядочное движение, дрожь] - заикание, характеризующееся клоническими речевыми судорогами (см. Судороги клонические)
  • ЗАИКАНИЕ НЕВРОТИЧЕСКОЕ

    от греч. neuron - нерв] - заикание, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов; термин «З. н.» часто используется как синоним термина «Заикание функцио нальное»
  • ЗАИКАНИЕ НЕВРОЗОПОДОБНОЕ

    от греч. neuron - нерв] - заикание, по симптоматике сходное с невротическим заиканием, но имеющее не психогенное происхождение; чаще всего вызывается органическим поражением ЦНС; термин «З. н.» нередко
  • ЗАИКАНИЕ ОРГАНИЧЕСКОЕ

    заикание, вызванное органическим поражением ЦНС при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т.д. (см. также Заикание неврозоподобное)
  • ЗАИКАНИЕ РЕСПИРАТОРНОЕ

    от лат. respirare - дышать] - дыхательное заикание, характеризующееся судорожными вдохом и выдохом (см. Заикание дыхательное)
  • ЗАИКАНИЕ СМЕШАННОЕ

    заикание, при котором имеют место судороги разные по форме (напр., клоно-тонические) или по локализации (напр., артикуляционно-дыхательные)
  • ЗАИКАНИЕ ТОНИЧЕСКОЕ

    от лат. tonus, греч. tonos - напряжение] - заикание, характеризующееся тоническими речевыми судорогами (см. Судороги тонические)
  • ИМПЕРАТИВНОЕ ВНУШЕНИЕ НАЯВУ НА ФОНЕ СИЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ПРИ ЗАИКАНИИ ПО ШКЛОВСКОМУ

    Одномоментные способы суггестивного воздействия широко использовались врачами во время Великой Отечественной войны, например при ликвидации сурдомутизма и других истерических расстройств. При
  • Шкловский императивное внушение наяву на фоне сильного эмоционального напряжения при заикании

    (Шклоеский В. М.). Одномоментные способы суггестивного воздействия широко использовались врачами. Сеанс внушения наяву при лечении заикания используют многие психотерапевты и психологи. Целесооб
  • Дубровского метод лечения заикания

    использование группового внушения наяву при лечении логоневроза в комплексе с логопедической помощью (Дубровский, 1966).
  • ПСИХОТЕРАПИЯ ЗАИКАНИЯ

    Применению психотерапии в лечении заикания традиционно всегда придавалось большое значение. Для этого могут быть использованы различные формы психотерапевтического воздействия: рациональная и
  • ЗАИКАНИЯ ВИДЫ

    основанием для выделения разных видов заикания являются различные критерии. По типу судорог в мышцах речевого аппарата выделяют: см. Заикание клоническое, Заикание тоническое, Заикание смешанное