ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКИЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКИЕ
нем. Sperrungen) [Kraepelin E.]. В современном понимании, по E. Bleuler, остановки, обрывы мыслей у больных шизофренией. Нередко больные интерпретируют их бредовым образом.
Первоначально З.п. были отмечены E. Kraepelin при кататонической шизофрении, термин применялся главным образом для обозначения расстройства моторики. K. Jaspers [1913] определял З.п. как перерыв в способности фиксировать впечатления и реагировать на них. Больные внезапно перестают реагировать на окружающее, не отвечают на обращенную к ним речь, застывают в неподвижной позе, хотя сознание при этом не нарушается. З.п. длится несколько секунд или минут, но через некоторое время появляется снова. От кататонического ступора З.п. отличается своей кратковременностью, эпизодичностью, вне их темп течения ассоциативных процессов может быть не замедлен. E. Bleuler применял этот термин для квалификации главным образом расстройств мышления.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Задержки психические
блокада умственной активности, во время которой пациенты теряют способность фиксировать, интерпретировать впечатления и реагировать на них (Ясперс, 1913). Сознание при этом формально не нарушается, пациенты помнят о таких состояниях, сообщая, что в это время они теряют способность что-либо понимать, связно говорить, принимать решения и действовать, и что никаких мыслей у них во время болезненного эпизода вообще не появляется. У некоторых пациентов позднее обнаруживается амнезия на впечатления этого периода, что может напоминать состояния абасанса. Задержки длятся от нескольких секунд, минут до суток и более, последнее, впрочем, бывает достаточно редко. Некоторые пациенты объясняют появление психических задержек неким внешним, чаще всего враждебным воздействием. Впервые психические задержки описаны E Kraepelin. По мнению E. Bleuler, они встречаются, в основном, при шизофрении. Синоним: Шперрунг, Sperrungen (нем.sperren - запирать).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Задержки психические
(нем. Sperrungen). В современном понимании, по Э. Блейлеру, остановки, обрывы мыслей у больных шизофренией. Нередко больные интерпретируют их бредовым образом. Первоначально 3. п. были отмечены Э. Крепелином при кататонической шизофрении, термин применялся главным образом для обозначения расстройства моторики. К. Ясперс определял 3. п. как перерыв в способности фиксировать впечатления и реагировать на них. Больные внезапно перестают реагировать на окружающее, не отвечают на обращенную к ним речь, застывают в неподвижной позе, хотя сознание при этом не нарушается. 3. п. длится несколько секунд или минут, но через некоторое время появляется снова. Э. Блейлер применял этот термин для квалификации главным образом расстройств мышления.
З. развития, в связи с ранним органическим поражением головного мозга. Для этой формы задержек развития характерно неравномерное недоразвитие интеллекта, причем больше страдают внимание и память. Интеллектуальная недостаточность сочетается с психопатоподобными расстройствами в виде двигательной расторможенности, эмоциональной лабильности, характерна астеническая симптоматика с быстрой истощаемостью и пресыщаемостью. Эти особенности способствуют замедлению психического развития и школьной дезадаптации. Непрогредиентный вариант синдрома раннего детского аутизма (синдром Каннера) характеризуется вторичной интеллектуальной задержкой, обусловленной именно аутизмом. В связи с этим наблюдается неравномерность интеллектуального недоразвития, выявляется несоответствие между развитием суждений и обобщений и недоразвитием моторики и речи.
З. развития, при сенсорной депривации. Задержки развития при сенсорной депривации (глухота и слепота) имеют некоторые особенности и различия. Так, при глухоте наряду с интеллектуальной недостаточностью наблюдается эмоционально-волевая незрелость, несамостоятельность, наивность, внушаемость, подражательность наряду с тормозимостью и необщительностью, склонностью к реакциям протеста. Эти особенности отчетливо проявляются с начала обучения в школе. У слепых чаще страдает двигательная активность, имеют место заторможенность и замедленность движений, двигательные стереотипии. В мышлении проявляются вязкость, обстоятельность, склонность к детализации, инертность психических процессов и истощаемость. Выделяют характерный для слепых депривационный синдром, включающий: 1) массивную невротическую симптоматику на ранних этапах онтогенеза; 2) двигательные стереотипии; 3) феномен патологического фантазирования; 4) стойкие идеи отношения; 5) ипохондрические сверхценные идеи; 6) разнообразные и рано возникающие патохарактерологические реакции; 7) стремление к одиночеству. Депривационный синдром у глухих представлен следующими признаками: 1) ретардация психического развития в результате непонимания речи окружающих людей; 2) массивная невротическая симптоматика в предпубертатном и пубертатном возрастных периодах; 3) паранойяльные идеи отношения; 4) повышенная ипохондричность; 5) стремление к одиночеству; 6) патохарактерологические реакции, которые возникают в предпубертатном и пубертатном возрастных периодах.
З. темпа, психического развития (замедление психического развития). Эти расстройства занимают промежуточное место между больными олигофренией и лицами с нормальным интеллектом. Их предлагают обозначать как временные задержки темпа психического развития. Кроме того, существуют врожденные легкие формы интеллектуальной недостаточности (детей с этими формами выделяют в группу малоодаренных, так называемых конституционально глупых), некоторые формы психического инфантилизма и непрогредиентные варианты детского аутизма. Наряду с этим имеется большая группа лиц с легкой интеллектуальной недостаточностью, которая возникает под влиянием экзогенных факторов (вторичные задержки психического развития). В формировании этой патологии существенную роль играют различные психогенные факторы и дефекты анализаторов органов чувств, не дающие ребенку соответствующей информации, необходимой для полноценного развития мозга. По Международной классификации болезней эти состояния определяются как «пограничная умственная отсталость» (IQ в пределах 7080). Задержки психического развития могут быть обусловлены: эмоциональной депривацией (госпитализм, «приютские дети», сироты), педагогической запущенностью, социальной депривацией (дети из малокультурных семей; дети, воспитанные в логове зверя) и сенсорной депривацией (слепые, глухие, слепоглухие).

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
167.01 кб

Социализация детей с задержкой психического развития

Омарова Патимат Омаровна
Выявлена специфика в социальном развитии детей с задержкой психического развития в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками, установлена иерархия значимости социальных отношений и параметры выбора предпочитаемого партн
Читать PDF
217.11 кб

Система помощи детям с задержкой психического развития

Беткер Л. М.
Читать PDF
362.42 кб

Восприятие пола у детей с задержкой психического развития

Верещагина Т.В., Гавриш А.Д., Бочарова Е.А.
Читать PDF
125.40 кб

Реабилитация дошкольников с задержкой психического развития

Злоказова М. В.
Clinicopsychologic peculiarities of pre-school children with delayed psychic development and rehabilitation in the "Nadezhda" Center of Children Development in Kirovo-Chepetsk are presented.
Читать PDF
659.08 кб

Обучение рассказыванию детей с задержкой психического развития

Фатихова Лидия Фаварисовна
В статье представлена коррекционная методика, предназначенная для формирования умения составлять рассказы у дошкольников с задержкой психического развития.
Читать PDF
359.40 кб

Нарушения развития речи у детей с задержкой психического развития

Е.А. Логинова, М.А. Киргинцева
Читать PDF
245.96 кб

Классификации задержки психического развития и перспективы обучения

Павалаки Ирина Фёдоровна, Рассказова Наталья Петровна
В материалах статьи рассматриваются различные варианты задержки психического развития (ЗПР), которые отличаются качественными особенностями, степенью выраженности, сочетанием основных компонентов эмоциональной и когнитивной сфер,
Читать PDF
218.44 кб

Социальная адаптация дошкольников с задержкой психического развития

Семенова Галина Игоревна, Симановский Андрей Эдгарович
В статье представлен анализ проблемы социальной адаптации детей с задержкой психического развития (ЗПР) и их нормально развивающихся сверстников.
Читать PDF
260.99 кб

Задержки раннего нервно-психического развития: подходы к диагностике

Заваденко Николай Николаевич
Популяционная частота задержек нервно-психического развития у детей раннего возраста оценивается примерно в 10%, общей интеллектуальной недостаточности (умственной отсталости) в 1-3%.
Читать PDF
767.39 кб

Современные аспекты развития детей с задержкой психического развития

Ильмурзина Л.М.
В данной статье говорится о причинах и симптомах задержки психического развития. Какие две группы детей с задержкой психического развития выделили ученые в ходе исследований.
Читать PDF
866.46 кб

Биологическая адаптация детей 6 лет с задержкой психического развития

Банникова Людмила Павловна, Себирзянов Максим Дамирович
В статье представлены особенности биологической адаптации детей 6 лет с задержкой психического развития (ЗПР) в динамике года в условиях дошкольной образовательной организации компенсирующего вида.
Читать PDF
147.29 кб

Гендерные установки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития

Симановский Андрей Эдгарович, Коршунова Галина Игриевна
В статье изучаются особенности гендерных установок у дошкольников 6-7 лет с задержкой психического развития.
Читать PDF
1.09 мб

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ САМОКОНТРОЛЬ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Лихачёва Н.Л., Конакова М.С.
В статье рассматриваются предпосылки формирования самоконтроля у младших школьников с задержкой психического развития.
Читать PDF
239.32 кб

Углубленное изучение личности ребенка с задержкой психического развития

Ю. М. Миланич
Читать PDF
206.76 кб

Нарушение письменной речи у школьников с задержкой психического развития

Лиходедова Л. Н.
В статье показано, что несформированность высших психических функций может вызвать нарушение процесса овладением письмом дизорфографию.