ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)
нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в за медленном созревании эмоционально-волевой сферы, в интеллектуальной недостаточности и др. (см. Задержки психического развития типы)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Задержка психического развития
замедление темпа психического созревания. Термин чаще используется в дефектологии, в детской психиатрии более предпочительным, хотя и не общпепринятым, считается название умственная отсталость пограничная (см.).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма; задержка темпа может иметь обратимый характер; основные черты - повышенная истощаемость и в результате - низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабость воли, психопатоподобное поведение, ограниченный запас общих представлений, бедный словарь, трудности звукового анализа, несформированность навыков интеллектуальной деятельности.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Задержка психического развития
Особый вид нарушения психического развития ребенка, при котором, в отличие от олигофрении, отмечается частичное недоразвитие высших психических функций, носящее временный характер и преодолеваемое в детском или подростковом возрасте. Может проявляться в инфантилизме, длительном сохранении интересов к детским играм и т. д. При З. п. р. у детей отмечается повышенная утомляемость, аффективная возбудимость, затруднено усвоение навыков письма, счета, легкие нарушения речи, понижены внимание и память и т. д. З. п. р. может быть связана с дефектами конституции ребенка, при котором он отстает от своих сверстников в физическом и психическом развитии, с различными соматическими заболеваниями, с органическим повреждениями ЦНС и др.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

Задержка психического развития
Категория. Парциальное недоразвитие высших психических функций.
Специфика. В отличие от олигофрении, может носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте.
Обусловливание. В качестве причины задержки психического развития могут выступать:
- дефекты конституционального развития ребенка, из-за которых он начинает по своему физическому и психическому развитию отставать от сверстников ("гapмонический инфантилизм");
- различные соматические заболевания ("физически ослабленные дети");
- органические поражения центральной нервной системы ("дети с минимальной мозговой дисфункцией"). У таких детей, в силу цереброастении, психомоторной расторможенности, аффективной возбудимости, происходит значительное снижение работоспособности, памяти и внимания, затрудняется усвоение навыков чтения, письма, счета, речи, также возникают эмоциональные и личностные нарушения.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
англ. mental retardation) - особый тип де-фицитарной аномалии психического развития ребенка. 3. п. р. имеет различное происхождение: в одних случаях она связана с особенностями, а точнее - дефектами конституции ребенка, вследствие чего по своему физическому и психическому развитию он начинает соответствовать более раннему возрасту ("гармонический инфантилизм"); в др. случаях 3. п. р. возникает в результате различных соматических заболеваний (физически ослабленные дети) или органического поражения ц. н. с. (дети с минимальной мозговой дисфункцией).
У детей с 3. п. р. отмечается значительное снижение работоспособности вследствие возникающих у них явлений цереброастении, психомоторной расторможенности, аффективной возбудимости. У них затруднено усвоение навыков чтения, письма, счета; страдают непосредственная память и внимание; имеются легкие нарушения речевых функций. Указанные затруднения компенсируются при специальных педагогических воздействиях на детей с 3. п. р.
В отличие от олигофрении, при которой наблюдается устойчивое общее недоразвитие психики, у детей с 3. п. р. обычно имеется парциальное (частичное) недоразвитие высших психических функций, носящее временный характер и преодолеваемое в детском или подростковом возрасте.
Дети с 3. п. р. также характеризуются рядом личностных особенностей: недоразвитием эмоциональной сферы, длительным сохранением игровых интересов и т. д. См. Умственная отсталость. (В. И. Лубовский.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Задержка психического развития
(ЗПР) — временное отставание в психическом развитии ребенка. Определяется обычно в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте, когда отчетливо проявляется несостоятельность детей в учебной деятельности. Выделяют различные формы 3ПР.
3ПР конституционального характера наблюдается у детей с психофизическим инфантилизмом. Они отстают в физическом развитии от своих сверстников. В психическом отношении отличаются личностной незрелостью, преобладанием непроизвольных форм поведения, недостаточной самостоятельностью, более высоким уровнем игровых интересов по сравнению с учебными.
3ПР соматогенного характера связана с эмоциональной незрелостью вследствие длительных хронических заболеваний, которые тормозят развитие активных форм деятельности. Дети с такой формой 3ПР робкие, боязливые, неуверенные в себе, астеничные. Они быстро устают от напряженной интеллектуальной деятельности, их работоспособность снижена. У них неустойчивое внимание, сниженный объем памяти, нарушена динамика работоспособности.
3ПР психогенного характера обусловлена неблагоприятными условиями воспитания, семейно-педагогической запущенностью. У таких детей отмечается выраженное снижение познавательной активности, общего культурного уровня (у них низкий уровень осведомленности, словеснологического мышления и т. д.).
3ПР церебрально-органического характера. Причина ее появления — органическое поражение центральной нервной системы на ранних этапах развития (неблагоприятно протекающая беременность, травматичные роды, черепно-мозговые травмы). Дети с данной формой ЗПР имеют нарушения «предпосылок» интеллекта — памяти, внимания, пространственного воображения, речи. Они отличаются замедленным темпом процессов приема и переработки сенсорной информации, быстро устают. В отличие от легкой степени умственной отсталости, характеризующейся тотальностью недоразвития психических функций, при ЗПР церебрально-органической формы отмечается неравномерность их развития.
Дифференцированный подход к исследованию особенностей психического развития детей с учетом формы ЗПР позволяет более эффективно осуществлять психокоррекционную работу с ними.
Литература
Лебединская К. С. Основные вопросы клиники и систематики ЗПР // Актуальные проблемы ЗПР. М., 1982.
Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб., 2001.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(ЗПР) / ЗАТРЫМКА ПСІХІЧНАГА РАЗВІЦЦЯ / DELAY IN MENTAL DEVELOPMENT– особый тип отклоняющегося психического развития, имеющий временный характер и связанный с парциальным недоразвитием психики. Впервые в психологии и педагогике данное состояние стало выделяться в середине 60-х гг. ХХ в. (В. И. Лубовский, В. В. Давыдов, Г. Е. Сухарева, Д. Б. Эльконин, Н. Менчинская и др.). Его называли «временная ЗПР» и рассматривали в рамках проблемы школьной неуспеваемости. Психиатры (Г. Е. Сухарева) описывали данное состояние у подростков, рассматривая его в рамках проблемы девиантного поведения. В отечественной дефектологии понятие ЗПР является психолого-педагогическим и характеризует отставание в развитии психической деятельности ребенка. Основной причиной такого отставания являются слабовыраженные органические повреждения мозга. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и вместе с тем временный характер психического отстаивания, которое с возрастом может преодолеваться– и тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия развития и обучения детей рассматриваемой категории (В. И. Лубовский). В действительности проблемы развития часто сохраняются в старшем подростковом и юношеском возрасте и проявляются в нарушениях построения деятельности, социального взаимодействия, мотивационной и аффективной сфер. Характерной особенностью ЗПР является парциальность недоразвития высших психических функций. На первый план в картине ЗПР выступают нарушения в становлении личности и расстройства в различных видах деятельности. Согласно клинико-психологической классификации (по К. С. Лебединской)ЗПР может проявляться в следующих основных формах: 1) по типу конституционального (гармонического) психического и психофизического инфантилизма; 2) соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении и соматогенной инфантилизацией; 3) психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная инфантилизация); 4) церебрально-органического генеза (минимальная мозговая дисфункция). Каждая из перечисленных форм имеет свои особенности, динамику развития и прогноз выхода. В зависимости от типа соотношения черт органической незрелости и поврежденности центральной нервной системы выделены два основных клинико-психологических варианта ЗПР церебрально-органического генеза (И. Ф. Марковская). При первом варианте преобладают черты незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма (негрубые церебрастенические неврозоподобные расстройства, признаки минимальной мозговой дисфункции, незрелость мозговых структур), нарушения высших корковых функций имеют динамический характер, обусловленный их недостаточной сформированностью и повышенной истощаемостью; регуляторные функции дефицитарны в звене контроля. При втором варианте в клинико-психологической картине доминируют не черты незрелости, а симптомы поврежденности: выраженные церебрастенические, неврозоподобные, психопатоподобные синдромы. Неврологические данные отражают выраженность органических расстройств и значительную частоту очаговых нарушений. Наблюдаются тяжелые нейродинамические расстройства (инертность, персевераторные явления), дефицитарность корковых функций, в том числе их локальные нарушения. Дисфункция регуляторных структур проявляется не только в звене контроля, но и программирования. Е. М. Мастюкова выделяет два вида осложнений при втором варианте ЗПР церебрально-органического генеза: сопутствующие локальные поражения речевых зон; очаговые поражения лобных долей. А. М. Поляков, Э. В. Самарина, Е. С. Слепович

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)
 – особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС (минимальная мозговая дисфункция).
Дети с ЗПР оказываются неуспевающими с самого начала обучения. Однако недостаточность их интеллекта правильнее определить не как отсталость, а как отставание. Под ЗПР в отечественной науке понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональноволевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Являясь следствием временно и мягко действующих факторов (ранней депривации, плохого ухода и т. п.), ЗПР может иметь обратимый характер. В этиологии ЗПР играют роль конституциональные факторы, соматические заболевания, органическая недостаточность нервной системы.
В зависимости от происхождения (церебрального, соматогенного, конституционального, психогенного), времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов ЗПР дает разные варианты отклонений в эмоциональноволевой сфере и в познавательной деятельности.
ЗПР церебрального происхождения при хромосомных нарушениях, внутриутробных поражениях, родовых травмах встречаются чаще других и представляют наибольшую сложность при отграничении от умственной отсталости.
В исследованиях дефектологов (В.И.Лубовский, К.С.Лебединская, М.С.Певзнер, Н.А.Цыпина и др.) указывается, что при ЗПР имеет место неравномерность формирования психических функций, причем отмечается как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов. Для умственной отсталости же характерны тотальность и иерархичность поражения.
Ученые, изучавшие психические процессы и возможности обучения детей с ЗПР (Т.В.Егорова, Г.И.Жаренкова, Н.А.Никашина, Р.Д.Тригер, С.Г.Шевченко, У.В.Ульенкова и др.), выявили ряд специфических особенностей их познавательной, личностной, эмоциональноволевой сферы и поведения. Отмечаются следующие основные черты детей с ЗПР: повышенная истощаемость и в результате низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабость воли, психопатоподобное поведение, ограниченный запас общих представлений, бедный словарь, трудности звукового анализа, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. Игровая деятельность также сформирована не полностью. Восприятие характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживается недостаточность словеснологических операций. При предъявлении задания в нагляднодейственном плане качество его выполнения значительно улучшается. Поэтому для оценки уровня развития мышления при психологопедагогическом обследовании необходимо сопоставлять результаты работы ребенка со словеснологическим и нагляднодейственным материалом.
У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Внимание нестойкое.
Кроме этого, отмечается низкий навык самоконтроля, что особенно проявляется в процессе учебной деятельности. К началу школьного обучения у этих детей, как правило, не сформированы основные мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, не удерживают условие задачи. Но, в отличие от умственно отсталых, они лучше используют помощь и способны применять показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий.
При обследовании чтения, письма, счета они часто обнаруживают ошибки такого же типа, что и умственно отсталые, но тем не менее у них имеются и качественные отличия. Так, при слабой технике чтения дети с ЗПР всегда пытаются понять прочитанное, прибегая, если надо, к повторному чтению. У умственно отсталых нет желания понять, поэтому их пересказ может быть непоследовательным и нелогичным. В письме отмечается неудовлетворительный навык каллиграфии, небрежность и т. п., что, по мнению специалистов, может быть связано с недоразвитием моторики, пространственного восприятия. У умственно отсталых эти недостатки выражены грубее.
Таким образом, поступающим в школу детям с ЗПР присущи специфические особенности психологопедагогического характера. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению, у них нет нужного для усвоения программного материала запаса знаний, умений и навыков. Поэтому они оказываются не в состоянии без специальной помощи полноценно овладеть счетом, чтением и письмом. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Важно отметить, что в условиях массовой школы ребенок с ЗПР впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая выражается прежде всего в неуспеваемости. Это, с одной стороны, ведет к появлению чувства неполноценности, а с другой – к попыткам личной компенсации в какойлибо другой сфере, иногда – в различных формах отклоняющегося поведения.
Все это говорит о том, что ЗПР проявляется как в замедленном темпе созревания эмоциональноволевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют его возрасту. Однако правильный диагноз можно поставить с учетом того, что дети с ЗПР всегда способны использовать помощь, оказанную в процессе работы, усваивают принципы решения задачи. Это показывает, что они обладают полноценными возможностями для дальнейшего развития.
Отсутствие до недавнего времени современной диагностической службы, методов выявления ЗПР в дошкольном возрасте приводило к тому, что эти дети, как правило, попадали в массовую общеобразовательную школу, где они, естественно, с первых дней обучения оказывались в категории неуспевающих, а изза накапливающихся пробелов в знаниях они все в меньшей степени усваивали новый материал. Условный перевод в следующий класс только увеличивает этот дефицит и приводит к тому, что к неуспеваемости прибавляется педагогическая запущенность. С другой стороны, необоснованное направление ребенка с ЗПР во вспомогательную школу приводит к тому, что в конечном счете он не получает полноценного образования и социальный статус его в будущем значительно ограничен сравнительно узким кругом рабочих профессий.
С 1981 г. в нашей стране выделен особый тип образовательных учреждений для детей с ЗПР – специальные школы и специальные классы выравнивания для детей с ЗПР при массовых общеобразовательных школах.
Структура этих учреждений имеет свою специфику. Если ребенок сразу поступает в школу для детей с ЗПР, минуя общеобразовательную школу (по направлению отборочной медикопедагогической комиссии), то он поступает в нулевой (подготовительный) класс и проходит программу начальной школы за 4 года. Учащиеся, поступившие в школу для детей с ЗПР из массовой школы после года обучения, обучаются по другому структурному варианту (2, 3 и 3 дополнительный класс), но в итоге также проходят программу массовой начальной школы за 4 года. Обучение в 4–8 классах осуществляется по программе общеобразовательной массовой школы. По окончании начальной школы педагогический совет при участии медицинских работников рассматривает вопрос либо о переводе учащихся, успешно закончивших начальное обучение, в массовую школу, либо – в случае глубоких, стойких форм ЗПР – о продолжении обучения в данной специальной школе.
В современных условиях практические трудности обучения детей с ЗПР реально проявляются в том, что специальных школ для них не так много, существуют они далеко не всюду, и зачастую отсутствует возможность направления ребенка в соответствующий тип образовательного учреждения. Существующие “классы выравнивания” в ряде случаев придерживаются не столько коррекционной, сколько попросту облегченной стратегии обучения, что фактически ни к какому выравниванию не приводит, а наоборот закрепляет отставание. Кроме того родители и сами дети не строят иллюзий по поводу специфики соответствующих образовательных учреждений и относятся к помещению туда весьма негативно. Поэтому перед специалистами наряду со сложной задачей адекватной диагностики ЗПР встает не менее сложная задача понастоящему корректно обосновать необходимость для конкретного ребенка особой формы обучения.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
167.01 кб

Социализация детей с задержкой психического развития

Омарова Патимат Омаровна
Выявлена специфика в социальном развитии детей с задержкой психического развития в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками, установлена иерархия значимости социальных отношений и параметры выбора предпочитаемого партн
Читать PDF
217.11 кб

Система помощи детям с задержкой психического развития

Беткер Л. М.
Читать PDF
362.42 кб

Восприятие пола у детей с задержкой психического развития

Верещагина Т.В., Гавриш А.Д., Бочарова Е.А.
Читать PDF
125.40 кб

Реабилитация дошкольников с задержкой психического развития

Злоказова М. В.
Clinicopsychologic peculiarities of pre-school children with delayed psychic development and rehabilitation in the "Nadezhda" Center of Children Development in Kirovo-Chepetsk are presented.
Читать PDF
659.08 кб

Обучение рассказыванию детей с задержкой психического развития

Фатихова Лидия Фаварисовна
В статье представлена коррекционная методика, предназначенная для формирования умения составлять рассказы у дошкольников с задержкой психического развития.
Читать PDF
359.40 кб

Нарушения развития речи у детей с задержкой психического развития

Е.А. Логинова, М.А. Киргинцева
Читать PDF
245.96 кб

Классификации задержки психического развития и перспективы обучения

Павалаки Ирина Фёдоровна, Рассказова Наталья Петровна
В материалах статьи рассматриваются различные варианты задержки психического развития (ЗПР), которые отличаются качественными особенностями, степенью выраженности, сочетанием основных компонентов эмоциональной и когнитивной сфер,
Читать PDF
218.44 кб

Социальная адаптация дошкольников с задержкой психического развития

Семенова Галина Игоревна, Симановский Андрей Эдгарович
В статье представлен анализ проблемы социальной адаптации детей с задержкой психического развития (ЗПР) и их нормально развивающихся сверстников.
Читать PDF
260.99 кб

Задержки раннего нервно-психического развития: подходы к диагностике

Заваденко Николай Николаевич
Популяционная частота задержек нервно-психического развития у детей раннего возраста оценивается примерно в 10%, общей интеллектуальной недостаточности (умственной отсталости) в 1-3%.
Читать PDF
767.39 кб

Современные аспекты развития детей с задержкой психического развития

Ильмурзина Л.М.
В данной статье говорится о причинах и симптомах задержки психического развития. Какие две группы детей с задержкой психического развития выделили ученые в ходе исследований.
Читать PDF
866.46 кб

Биологическая адаптация детей 6 лет с задержкой психического развития

Банникова Людмила Павловна, Себирзянов Максим Дамирович
В статье представлены особенности биологической адаптации детей 6 лет с задержкой психического развития (ЗПР) в динамике года в условиях дошкольной образовательной организации компенсирующего вида.
Читать PDF
147.29 кб

Гендерные установки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития

Симановский Андрей Эдгарович, Коршунова Галина Игриевна
В статье изучаются особенности гендерных установок у дошкольников 6-7 лет с задержкой психического развития.
Читать PDF
1.09 мб

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ САМОКОНТРОЛЬ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Лихачёва Н.Л., Конакова М.С.
В статье рассматриваются предпосылки формирования самоконтроля у младших школьников с задержкой психического развития.
Читать PDF
239.32 кб

Углубленное изучение личности ребенка с задержкой психического развития

Ю. М. Миланич
Читать PDF
206.76 кб

Нарушение письменной речи у школьников с задержкой психического развития

Лиходедова Л. Н.
В статье показано, что несформированность высших психических функций может вызвать нарушение процесса овладением письмом дизорфографию.

Похожие термины:

  • ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТИПЫ

    в зависимости от причин возникновения (по этиопатогенетическому принципу) различают следующие основные клинические типы ЗПР: конституционного происхождения, соматогенного, психогенного и цереб
  • Задержки темпа психического развития

    Обычно выделяют 4 группы задержек темпа психического развития, или пограничной интеллектуальной недостаточности: 1) дизонтогенетические формы, обусловленные задержанным или искаженным психичес