ЗАБОТА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Забота
Care). Психосоциальное качество, дающее человеку возможность чувствовать, что кто-то или что-то имеет для него значение.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

ЗАБОТА
выраженное чувство ответственности за благополучие кого-либо или за что-либо, дополненное стремлением к действиям для его осуществления.
Омоним — З. как деятельность, осуществляющая это чувство.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Забота
занятость мыслей чем-то, каким-то делом, обеспокоенность им.
Здравствуй, Софья, что ты Так рано поднялась! а? для какой заботы? (А. Грибоедов, Горе от ума).
Ср. озабоченность, беззаботность.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

ЗАБОТА
HOLDING)
Термин, обозначающий обеспечение матерью потребностей зависимого от нее ребенка, а также организацию и регуляцию влияний, оказываемых на него со стороны внешнего мира. Забота отражает естественные способности, умение опекать и сохранять в постоянстве качества достаточно хорошей матери. Благодаря заботе младенец испытывает чувство всемогущество, рассматриваемое Винникоттом в качестве одного из важнейших признаков здорового развития. Оно обеспечивает ощущение достаточной безопасности и без соответствующей заботы не формируется. Заботу или средовую мать следует отличать от объектной матери, которая, согласно Винникотту, создает условия для достижения частичного, направленного на отдельные объекты удовлетворения Оно при условии, что объектные отношения и организация Я ребенка достигли определенного уровня развития. Заботливая среда должно подготовить ребенка к более поздним стадиям развития и к более дифференцированным переживаниям, которые они обязательно предполагают.
Понятие заботливой среды использовалось Винникоттом, Моделлом и др. для концептуализации неспецифического поддерживающего постоянства, обеспечиваемого аналитиком и аналитической ситуацией. Регулярность визитов и их регламентация, ритуалы прихода и ухода, эмпатия, ровный голос и само постоянство объектов, помещений и их интерьеров вносят свой вклад в метафорическую заботу, которая способна помочь сдержать дезинтеграцию, возникающую в процессе терапии.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

ЗАБОТА
постоянная поддержка, обеспечивающая не только удовлетворение естественных потребностей человека, но и его психическое развитие.
   Психоаналитическое понимание заботы прежде всего соотносится с ролью матери, оказывающей жизненно важную поддержку младенцу, уделяющей достаточное внимание развитию своего ребенка и поддерживающей с ним постоянную эмоциональную связь. Многие психоаналитики считают, что отсутствие надлежащей заботы со стороны матери по отношению к младенцу пагубно сказывается на его дальнейшем физическом и психическом развитии, а также является одной из основных причин, приводящих к последующей невротизации ребенка и взрослого человека.
   Д.В. Винникотт (1896–1971) исходил из того, что благодаря заботе матери у ребенка формируется чувство безопасности, способствующее его нормальному развитию. Зависимый от матери ребенок нуждается в проявлении постоянной заботы с ее стороны особенно в первые месяцы жизни. Речь идет не только об удовлетворении жизненных потребностей ребенка, но и о создании такой материнской среды, в рамках которой он не испытывает недостатка в любви и не подвергается различного рода стрессам, связанным с отсутствием любимого объекта.
   По мнению Г.С. Салливана (1892–1949), растущее напряжение потребностей ребенка, проявляющееся в его активности, вызывает у матери напряжение, служащее импульсом для направления ее деятельности. Сосуществование младенца с окружающей средой вызывает и у него, и у матери потребность в заботе. Словом, «напряжение, вызываемое у материнской фигуры проявлениями, свидетельствующими о наличии потребностей у младенца, называется заботой, а совокупность различных видов напряжения, разрядка которых требует содействия человека, выступающего в роли матери, можно назвать потребностью в заботе».
   Г.С. Салливан исходил из того, что забота является исключительно важным понятием, принципиально отличающимся от многозначного термина «любовь», использование которого часто вносит неразбериху в решение многих жизненных вопросов. Поэтому он уделял значительное внимание рассмотрению проблемы заботы, считая, что проявляемая материнской фигурой активность с целью удовлетворения потребностей младенца воспринимается им как демонстрация заботы, а потребности, реализация которых требует вмешательства кого-то еще, приобретают характер «обобщенной потребности в заботе». В конечном счете Г.С. Салливан придерживался взгляда, согласно которому «потребность в заботе прочно укореняется в структуре других компонентов развивающейся психики как потребность межличностного характера». В отсутствии материнской заботы или ее недостаточности у ребенка возникает тревога, вызывающая у него неприятные переживания и вмешивающаяся в процесс формирования его поведенческих проявлений, что может иметь далеко идущие последствия, чреватые возникновением психических расстройств.
   Э. Фромм (1900–1980) высказал убеждение, согласно которому любовь и забота тесно связаны друг с другом. В работе «Искусство любить» (1955) он подчеркнул, что любить всегда означает заботиться и что любовь – это «всегда забота, наиболее очевидно проявляющаяся в любви матери к ребенку». Если мать не заботится о своем младенце, небрежно относится к его кормлению и купанию, не стремится сделать так, чтобы ему было хорошо и удобно, то она не любит его. Там, где нет «деятельной озабоченности», там нет и любви. С заботой тесно связаны ответственность, уважение и знание. Это, по мнению Э. Фромма, неразрывный комплекс установок, которые должны быть у зрелого человека.
   Некоторые аналитики рассматривали заботу в качестве основного онтологического факта структуры человеческого бытия. Так, отталкиваясь от идей немецкого философа М. Хайдеггера о Заботе, как одном из важных экзистенциалов, Л. Бинсвангер (1881–1966) размышлял о заброшенности человека, ведущей к его невротизации. По его мнению, то, что люди вообще могут стать невротиками – это «признак заброшенности», их ограниченности или несвободы. Если для М. Хайдеггера Забота – источник воли, то, по мнению Р. Мэя (р. 1909) забота – это любовь и воля, такое состояние, когда что-то имеет смысл. Жизнь требует физического выживания, но хорошая жизнь приходит с тем, о чем мы заботимся. «Забота противоположна апатии», она является психической стороной Эроса. Словом, как полагал Р. Мэй, забота является путем возвращения к нашей сущности, она онтологична в том смысле, что конституирует человека как человека.
   Ряд аналитиков считают, что проявляемая со стороны других людей забота важна не только для ребенка, но и для проходящего психоаналитическую терапию пациента. В аналитической ситуации именно психоаналитик должен взять на себя роль человека, проявляющего подлинную заботу о тех пациентах, которые особенно нуждаются в постоянной поддержке и эмпатии. Данной позиции придерживался, в частности, Д.В. Винникотт. По мнению же Р. Мэя, забота представляет собой «особый вид интенциональности в психотерапии». Забота – это «интенция желать кому-то выздоровления».    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
229.97 кб

Педагогическая забота как атрибут профессионализма субъекта обучения и воспитания

Баранов А. А., Белокрылова М. В.
Обосновывается важность психологического изучения феномена заботы. Даны определения терминов «забота» и «заботливость», выделены виды, структура и компоненты заботы.
Читать PDF
119.54 кб

Забота о себе и о Другом как моральная установка: междисциплинарный подход

Козлова Мария Андреевна, Кошелева Наталья Валерьевна
Статья носит обзорный характер и посвящена обсуждению вопроса соотнесения альтруистических и эгоистических паттернов индивидуального восприятия и поведения.
Читать PDF
627.22 кб

СОВРЕМЕННЫЙ СТУДЕНТ В САМООЦЕНКЕ "ЗАБОТА О СЕБЕ": РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Дудина Маргарита Николаевна
Концепт «заботы о себе» рассмотрен в современных жизненных и образовательных реалиях. Использованы методики, позволяющие выявлять корреляцию связи проблематики «заботы о себе» с личностным развитием студентов.
Читать PDF
2.52 мб

Естественное вскармливание ребенка — это долг родителей, забота педиатра и ответственность государст

Пигалов А. П., Кулакова Г. А., Соловьева Н. А., Курмаева Е. А.
Читать PDF
113.18 кб

Грудное вскармливание ребенка это долг родителей, забота педиатра и ответственность государства

Пигалов А. П., Кулакова Г. А., Курмаева Е. А., Соловьева Н. А.
Читать PDF
156.22 кб

Оздоровление населения страны от тениаринхоза — совместная забота медицины и ветеринарии

Н.Е. Косминков
Читать PDF
478.37 кб

Проблема традиции как забота о будущем

Кашин В. В., Никишова М.
В статье рассматривается традиция как процесс и порядок, как преемство и служение, как способ бытия и воспроизводство социального, научного и культурного наследия.
Читать PDF
1.01 мб

Культура и образование как забота о себе современной личности

Тимирясова А.В., Яковлева Е.Л.
Объектом исследования становится современное пространство социального, где господствует культурный феномен гламур.
Читать PDF
279.07 кб

Медицинская помощь во время родов: забота и обезболивающие технологии

Мельникова Ольга Олеговна
В данной работе внимание уделяется осуществлению заботы в сфере современной медицинской помощи роженицам в условиях стационара. Забота и применение технологий предстают в исследованиях как два различных подхода к родам.
Читать PDF
256.30 кб

Исследовательская работа Институт детства: забота о здоровом развитии ребенка

Каменская Валентина Георгиевна, Котова Светлана Аркадьевна, Ноткина Нина Анатольевна
Читать PDF
6.29 мб

Забота: социально-философский смысл и педагогическое значение

Борисова Л. Г.
Читать PDF
501.01 кб

Мир и я: забота о ближних

Тарапонова Кристина
Читать PDF
1.16 мб

Проект «Особое внимание и забота»

А. А. Шевчик
Читать PDF
188.40 кб

Социальная забота и возможности культурного выбора

Омельченко Елена
Читать PDF
84.42 кб

Государственная забота о детях в Словении и ее влияние на неформальные рынки домашних услуг

Хумер Жива, Хрженяк Майда

Похожие термины:

  • ЗАБОТА О ЛЮДЯХ

    Один из двух типов лидерского поведения, согласно административной сетке Блейка и Моутона. Предполагает особое внимание к чувствам и взаимоотношениям между людьми.
  • ЗАБОТА О ПРОИЗВОДСТВЕ

    Второй тип лидерского поведения в административной сетке. Особый акцент на достижение цели.
  • О СЕБЕ, ЗАБОТА

    1. Наблюдение за собой. 2. Высокое чувство собственного достоинства. 3. Забота о своих личных интересах.
  • Эмпатическая забота

    (Empathic concern) – сострадательное отношение, вызванное принятием перспективы человека, нуждающегося в помощи.
  • ДНИ ЗАБОТ (ДНИ ОСОБО ВНИМАТЕЛЬНОГО ДНИ ОСОБОГО ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ)

    (caring days – англ.) (в бихевиоральной семейной психотерапии) – определенные (как правило, заранее согласованные с психотапевтом) дни, в которые клиенты (один или оба супруга) стараются особо вниматель
  • ПОТРЕБНОСТЬ В ЗАБОТЕ

    Одна из потребностей, которая может быть удовлетворена за счет членства в группе, если руководствоваться функциональной теорией формирования группы. У человека, не получавшего в младенчестве нео
  • Заботливость

    проявление заботы, внимания, старания. Возможно ошибочное восприятие как желания доминировать или как лицемерия, показных добрых чувств. «Покорно благодарю за заботливость», – подхватил запальч
  • Отсутствие заботы о детях

    child neglect) О. з. д. - это неудовлетворение осн. физ. и психол. потребностей ребенка. Плохое обращение с ребенком принимает разные формы, включая грубость, сексуальное насилие и отсутствие должного уход
  • Социальная экология заботы о ребенке

    social ecology of child care). Общая среда, в которой происходит рост и воспитание ребенка, как в доме, так и за его пределами.
  • ОТСУТСТВИЕ ЗАБОТЫ О РЕБЕНКЕ

    [neglect of child] Смотри: насилие в отношении детей, жестокое (грубое) обращение с детьми; депривация; синдром последствий жестокого (грубого) обращения.